Любви не существует

Саша Герцен
Помните, как в юности вы спорили со сверстниками о том, существует ли любовь? Как, постепенно взрослея, с замиранием сердца ждали ответа на свой вопрос? Как в первый раз влюбились? Как влюбились во второй раз и в третий...

Любовь похожа на деньги. Согласно знаменитому высказыванию Оскара Уайльда, в молодости многие думают, что самое главное в жизни - это деньги, в старости они убеждаются, что так оно и есть. Сомнения в существовании любви тоже крепнут с годами.

С тех пор, как личная драма побудила меня вновь, со времен институтской скамьи, погрузится в изучение психологии, я, стерев пыль со старых учебников и погрузившись в глубины ютуба, достиг на этом пути некоторых успехов: теперь каждый новый знакомый спешит поделиться со мной своими переживаниями и получить бесплатную консультацию.

Я познакомился с ним в приморском парке. Сразу бросилось в глаза, как неряшливо он одет.

Я был не один. Он всё равно увязался за нами.

По дороге заглянули в гости. Я удивился, как жадно он набросился на угощение.

К моему изумлению, позже от него я узнал, что он женат, десятилетняя дочь, живет большой семьей с родителями жены.

Он долго плутал вместе с нами. Ни слова не проронил ни о своей жене, ни о ребенке.

Оказалось, всё это время он внимательно прислушивался к тому, что я рассказывал о психологии...

Я уже забыл о нем, когда он вдруг объявился и с большой настойчивостью вынудил меня поговорить с ним. О чем бы вы думали? О любви.

Он утверждал, что важнейшее предназначение  мужчины - любить.

Он считал, что для доказательства этого у него есть железный аргумент: Библия. Вырванный из контекста кусок из 5-й главы к Ефесянам гласил: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя».

Вообще-то в Библии лучшего всего сказано именно про любовь к себе: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В переводе с библейского на русский это означает: до тех пор, пока не полюбишь самого себя, пока не справишься с этой труднейшей задачей, пока не примешь себя всего целиком со всеми своими достоинствами и недостатками, пока не изучишь себя, уникального, вплоть до самых что ни на есть мелочей, даже не думай, как бы это помягче сказать, даже не думай приставать к другому человеку.

Но выяснилось, что с помощью своей цитаты он всего-навсего мирился с унизительной ролью, которая была отведена ему в семье.

К чему это я? Любовь - настолько размытое и всеобъемлющее понятие, что им можно оправдать, что угодно.
Например, любовью к деспотичной, злой жене оправдать мужскую слабость и безволие. Любовью к Родине оправдать казнокрадство и кумовство.
 
Художественная литература какими только примерами не изобилует. Не будь любви, не было бы ни литературы, ни искусства.

Любовью к литературе или истории, например, недавний суд в Санкт-Петербурге мог бы оправдать расчленение профессором любовницы-аспирантки. Но не стал.

Где же еще, как не в судебной практике, известно: нет никакой любви. Есть состояние аффекта, помутнение рассудка, эмоциональная зависимость, есть жадность и страх, ложь и предательство, трусость и героизм.

А любви нет. Хотя о ней, как поется, немало песен сложено.

Самое худшее, что человек может сделать со своей жизнью - это вообразить, будто он влюбился. В этом случае он разрешает себе пуститься во все тяжкие или позволяет поступать с собой так, как кому-нибудь заблагорассудится.

Я долго и нудно объяснял своему знакомому, в каком положении он оказался. Он удрученно кивал головой.

В какой-то момент мне показалось, что я его убедил в том, что никакой любви не существует. Я нарисовал ему план, с помощью которого он еще мог бы спасти себя.

На прощание он благодарно посмотрел на меня и вдруг развел руками: «Я всё-таки ее люблю».

Повернувшись, он пошел прочь от меня своей странной, расхлябанной походкой. «Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа», - вспомнилось мне.

«Всё-таки»! «Я всё-таки ее люблю». Я покачал головой над его словами.

Он обернулся, и я жалостливо, поймав себя на выражении своего лица, жалостливо улыбнулся ему.

Я понял, что узнал в нем самого себя из недавнего прошлого.

«Любви не существует. Любви не существует», - повторил я про себя одну и ту же фразу несколько раз, пока не удостоверился, что произношу ее твердо и убедительно.