Религиозный фактор в контексте гуманизма

Сергей Ставрояни
Одними из основных социальных функций религии считаются регулятивная и морально-воспитательная функции, практическое осуществление которых помогает формировать гуманистические ценности, регулировать отношения в обществе, развивать человека духовно, укреплять моральные и этические нормы. Безусловно, тема соотношения понятий «моральность» и «религиозность» является весьма спорной и дискуссионной. И отнюдь не предлагая отождествлять эти понятия и утверждать, что в атеистическом обществе невозможно воспитание моральной личности, мы бы хотели рассмотреть позитивные аспекты влияния религиозного фактора на гуманизм и духовность, а также особенности механизмов практической реализации идеалов гуманизма и человечности с помощью религиозных теорий и практик.
С точки зрения большинства религий, человек является творением Бога и несёт в себе в том или ином понимании божественную сущность («образ божий» в христианстве, атман в индуизме и т.д.). Материальный мир, его соблазны, телесная оболочка человека, а также и происки «тёмных сил» заставляют забыть человека об этой божественной сущности, начиная отождествлять себя с телом и\или социальными ролями. Задача же религии – как раз восстановить эту связь, осознать и почувствовать в себе духовное; само слово религия означает связь – связь человека с Богом. Отметим, что религия, как и философия и искусство, имеет возможность вывести человека за грани обыденности и повседневности, раскрывая (по крайней мере, повторимся, пытаясь или декларируя такие цели) лучшее в человеке, возвышая его духовно.
Заметим, что с противоположной, атеистической позиции, человек сам создаёт богов, наделяя их некими идеальными качествами и чертами. Так, вспомним знаменитую фразу Людвига Фейербаха: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создаёт по своему образу Бога, а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создаёт по своему образу человека» (из работы «Сущность христианства»). Однако и тут можно обратить внимание, что верующий человек всё же мысленно стремится к моральному совершенствованию, духовному развитию. Так, поклонение иконам, идолам является в некотором роде видом симпатической магией, когда человек, поклоняющийся неким божествам, святым, надеется получить от них особую силу, благодать, защиту.
Один из центральных и базовых морально-этических вопросов, касающихся вопросов взаимодействия религии и морали, затрагивает крылатое выражение, приписываемое Ф.М. Достоевскому (хотя и точно не являющееся цитатой): «Если Бога нет, всё позволено». Эта фраза является кратким изложением позиции Ивана Карамазова, персонажа романа «Братья Карамазовы». Также можно провести параллели с известным «Пари Паскаля» и цитатой Вольтера: «Если Бога нет, его следовало бы выдумать». Возвращаясь к сути поставленного вопроса, отметим, что такая позиция поясняет концепцию о возникновении религии ввиду страха человека перед одиночеством, страхом смерти. Также отметим, что в основе упомянутого выше Пари Паскаля лежит рационально-материальный базис: стремление к выгоде, расчёт, но никак не вера. Такая позиция характерна также для так называемого вульгарного материализма: вера, религия нужна лишь для обеспечения «шкурных» интересов. Кстати, многие богословы и учёные, стоящие на религиозных позициях, исследовали это явление, давая такие названия как «духовные купоны», «молитва бизнесмена» и многие другие.
Важнейшим базисом гуманизма и духовности является любовь – к людям, к человечеству в целом. Философы подчёркивали, что любовь к человеку является непременным условиям гуманного общества. На позициях гуманизма стояли Сократ и Платон, Авиценна и Данте. Понимание Бога как безусловной любви встречается в большинстве религий; так, в Евангелии от Иоанна говорится, что Бог есть любовь: «Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нём». О любви к ближним немало говорится и в Ветхом Завете, хотя особенный акцент на этом делает Иисус Христос.
В философии индуизма есть концепция трёх гун, из которых состоит весь материальный мир. И кроме того, какие действия совершает человек, очень важно, в каком состоянии он находится, совершая тот или иной поступок. Фактически, речь идёт о мыслях и мотивах поступков: поступок может быть продиктован как любовью, так и тщеславием и даже ненавистью к людям. И очень важен посыл, детерминанты поведения человека. Бывает, к примеру, что человек совершает вроде бы и добрые поступки, занимается благотворительностью, однако, возможно, что ими движут корыстные, неблагородные мотивы.
Говоря о любви к ближнему и к людям в общем, нельзя пройти мимо работы Э. Фромма «Искусство любить», где автор рассматривает различные виды любви, а также подчёркивает, что именно готовность отдавать, жертвовать является проявлением любви. Отметим, что упомянутая выше любовь к ближнему, и даже к постороннему человеку возможна, когда отбрасываются границы личного и идёт осознание единства мира, которая отсутствует у мещанина, зажатого в рамки потребительского эгоизма и обывательской морали. Именно идея единства всего мира, как творения Бога, на наш взгляд, является одним из главных факторов позитивного, гуманистического влияния религиозного фактора на человека, служащего идеалам гуманизма. Так, в философии индуизма одной из ниям (нравственных принципов, регулирующих отношения с окружающими) является ишвара-пранидхана – посвящение всех своих действий Богу, принятие Ишвары (Бога) в качестве своей главной цели. На наш взгляд, если рассматривать этот принцип философски, можно провести параллель с понятием всеобщего блага, к которому следует стремиться. Также этот принцип – всеобщей взаимосвязи и единства очень хорошо описан в рассказе Льва Толстого «Ассирийский царь Асархадон». Вот пояснение, которое автор приводит в конце рассказа: «Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жизни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь. Улучшить жизнь в себе ты можешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою — любить их. Уничтожить же жизнь в других существах не в твоей власти. Жизнь убитых тобою существ исчезла из твоих глаз, но не уничтожилась. Ты думал удлинить свою жизнь и укоротить жизнь других, но ты не можешь этого сделать. Для жизни нет ни времени, ни места. Жизнь мгновения и жизнь тысячи лет, и жизнь твоя и жизни всех видимых и невидимых существ мира равны. Жизнь уничтожить и изменить нельзя, потому что она одна только и есть»