Превратности судьбы

Василий Ярыкин
ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ.             Д.Гранину.


Давненько не будила меня кошка среди ночи, а сегодня разбудила в 3.15. Выпустив её на улицу, я решил не пытаться заснуть, а дождаться пока она не справит свои нужды и посмотреть телевизор. Может быть ночью цензоры спят, и мне удастся увидеть такое ради чего вообще стоит включать голубой экран. Но, к сожалению, ничего не произошло, за исключением фильма про Даниила Гранина, его «огненной» биографии. Упор в фильме был сделан на военную тему, на тему обороны Ленинграда и последовавшей за ней блокадой. Как раз сейчас я перечитываю нашего замечательного писателя «Иду на грозу». Сначала было удивительно, как человек так здорово разбирается в электротехнике, оказывается Д.Гранин окончил электро-механический факультет Политехнического института.
Работал на Днепрогэсе. Вдвоём с А.Адамовичем они написали знаменитую «Блокадную книгу». Нормальному, современному потребителю, человеку «избалованному» цивилизацией читать эту книгу нельзя, а вообще-то нужно, чтобы вконец не избаловаться.
В первый раз я посетил Ленинград уже будучи инженером, молодым специалистом в августе 1980 года, как раз после Олимпиады. Честно- Олимпиадой там особо и не пахло. Помню в 12-ти летнем возрасте мать возила меня в Смоленск, на свою Родину. Осознать те чудеса, которые я видел в то время конечно в полной мере я не смог. Затем в армии мне удалось побывать и повидать города Горький,Киров, Новосибирск,Семипалатинск, Саратов, Киев, Харьков, Хмельницкий…проезжать Жмеринку и Шепетовку, служить на Ставрополье. Много раз проезжал я в разных местах реку Волгу на поезде, это всегда было событием. Уже на практике в институте и в стройотрядах мне посчастливилось побывать в гг.Казань, Тбилиси, Рустави, Мцхета, Иркутск, Ангарск,Кинешма,Волгоград и вот наконец…..Ленинград.
Удобно расположившись в купе, я молча смотрел в окно. Настроение было неважное, по ряду причин. Моя соседка уже не молодая учительница литературы узнав о моих злоключениях проявила некоторую заинтересованность к моей скромной персоне после того, как я ей рассказал, что за 5 лет учёбы в вузе прочитал только три художественные книги. Это А.Солженицына «Три дня из жизни Ивана Денисовича», М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Она составила мне список литературы, которой мне следовало прочитать в ближайшее время.
Это было что-то. Под №1 стоял В.Катаев «Алмазный мой венец», №2 эссе
«Память» В.Чивилихина и т.д…список был внушительный. Плюс ко всему она мне набросала, а сейчас это просто очень модно, список тех мест в городе, которые мне необходимо посетить (за три дня-как потом выяснилось), что я был свободен, до того времени к которому мне необходимо было явиться к месту моего назначения.
Первое-столовая на Московском вокзале с её знаменитым блюдом «Солянкой». Сойдя с поезда, я очень по-доброму простился со своим «наставником» и отправился есть «Солянку». Взяв у стойки первое, второе и компот, мне ещё понадобился салат, который продавали в буфете в пяти шагах от выдачи блюд. Я был зверски голоден. Так вот, оставив всё на столе и взяв салат я возвращался на место и…  от картины, которую мне довелось далее наблюдать у меня в прямом смысле…отвалилась челюсть.
Какая-то худенькая, маленькая и вся в чёрном старушенция с аппетитом наворачивала мою «Солянку». Но меня ещё вот что просто «убило». На её голове была одета чёрная, сморщенная, зимняя шапка-ушанка, которая под подбородком была подвязана тесёмочкой. А погода была прекрасная, почти летняя. Я молча взял со стола второе и компот и ретировался на другой столик. Оказалось, что эта женщина была блокадницей и их на то время в Питере ещё проживало в пределах от 100 до 120 тысяч. И уже потом, а я довольно-таки часто бывал в Ленинграде, я их видел стариков и старух, которые пережили этот ад. С одной стороны они были как бы счастливы, что выжили, но с другой- они были несчастны и доставляли обычным современным людям много хлопот из-за того, что разум у многих из них был потерян...по понятным причинам. Они пережили ад. И в местах, где им приходилось сталкиваться с «современными» жителями города всегда происходили какие-то не состыковки, конфликты и непонятки.
Моё настроение и без того далеко не радужное, вконец испортилось. Учительница то мне, о этих людях ничего не сказала. Так что мне самому пришлось потом до всего доходить «своей головой». Первый день в Питере для меня казалось был потерян, но после того как я съездил в «контору», получил ключи от квартиры, которая принадлежала нашей организации и находилась на Лиге…я понял, жизнь всё-таки образуется и она прекрасна.
И она стала вдвойне прекрасна, когда я бродил беспечно по Ассамблее (Невскому проспекту), зашёл в «Норд», съел мороженое, выпил(не тайком) коньяку и снова выйдя на Невский и нос к носу столкнулся со своими товарищами по стройотряду, москвичам. Мы поздоровались, обнялись. Им было слегка за 20-ть, а мне двадцать семь. Я понял. Жить всё-таки хорошо и жить нужно и был готов к дальнейшим приключениям и «подвигам»… и к превратностям …судьбы.       10.42.       26.11.2021.