Люди России. Бойся русских!

Светлана Корчагина-Кирмасова
 

   Собрать экспедицию – это сложное и трудоёмкое дело. Но когда подбирается достойная команда, людей - фанатов своего любимого жизненного хобби, преграды не выдерживают натиска и отступают. Давно замечено, что желание есть двигательная сила в исполнении  мечты, а если она, эта сила не одна, то окружение и обстоятельства начинают работать на команду. Так произошло и на этот раз. В Санкт-Петербурге нашли капитана Александра с подходящим судном – катамараном «Арлекин», способным вместить весь груз и девять человек, включая колоритного штурмана Эдуарда, похожего на шведа, руководителя-автора идеи Дмитрия, радиста и шести туристов. Надо сказать, и капитан, и штурман не раз ходили по Балтике на своём, казалось бы, утлом судёнышке:  мачта 14 метров и, надо сказать, многие капитаны подходили и восхищались, хотя судно не белоснежная яхта, но бывалое и повидавшее на своём веку.  И оно ещё покажет позже выносливость и надёжность на переходах вдоль побережья, не всегда спокойного, Балтийского моря. И главное, они были заядлыми «маячниками». В последнее время - это набирающий популярность вид туризма в России: проводятся фестивали, форумы, где путешественники делятся своими впечатлениями и находками новых, неисследованных маяков, заброшенных и забытых на бескрайних просторах нашей планеты. А с появлением интернета, рухнули все границы, и общение приняло мировой характер.
   Наша команда провела много экспедиций, последняя «Russian Lighthouse Society» по островам Балтийского моря была давно запланирована, но скрупулёзные шведы и финны долго не давали разрешения. Наконец все формальности были разрешены и улажены, катамаран отчалил из порта Санкт-Петербурга. Путешественники, помолившись всем морским богам, отправились в плавание, погода в Финском заливе благоволила, природа благоухала, лето набирало силу. Но по выходу из него в Ботнический залив, они попали в штормовой фронт, с боковым ветром и дождём, тут и показала свою устойчивость яхта-катамаран, благодаря  двум параллельным корпусам, по сути - это две яхты, имеющие одну общую палубу, и  этим она явно превосходила другие классы яхт. А мастерство капитана Александра и штурмана Эдуарда, помогли мореходам пережить первое испытание.  После трёх дней болтанки им удалось причалить к одной из марин (обустроенных причалов) и наконец, отогреться и просушиться в заботливо разогретой хозяином сауне.
   Впервые на борт был взят радист Евгений,  известный в России радиолюбитель, имеющий личный позывной в эфире, допуски работы в Европе, радиостанцию и всё прилагающее к ней оборудование. Идея поработать с  островных маяков Балтики и провести серию радиосвязей захватила его, как и всех участников экспедиции. После вопроса: «А как у тебя с клаустрофобией?», место ему нашлось только в одном из двух форпиков, это носовая часть судна, там, где обычно хранились паруса, жилеты и запас питьевой воды. Ему пришлось «веселее» всех, как он сам и говорил:
 - Было очень сыро и очень холодно. Это моя первая морская экспедиция, словами всё описать невозможно, но я попробую. Увидев совершенно случайно объявление в контакте, возникло просто жуткое непреодолимое желание попасть в этот водоворот чувств и событий. Море! Море! Море! Моя мама островитянка, рождённая на Сахалине, быть может, от этого меня так от него плющит. Я был готов на всё, чтобы получить последнее место в команде, несмотря на мою клаустрофобию, и желание сбылось.
   Дальше вся Travel story завязывается вокруг радиста Юджина, он же Евгений. Его одержимость в работе поражала не только коллег по походу, но и береговую полицию Швеции и Финляндии. При каждой высадке в шхеры (архипелаг из малых островов), в зоне видимости маяка он разворачивал нехитрую штыревую антенну. Время на высадку всего час, полтора и даже самые уникальные двойные маяки на острове Ago не могли отвлечь его от радиосвязи. Всё началось с небольшого каменистого островка, длиной в километр. Пока команда осматривала маяк на берегу, Евгений устроился на отмели, как вдруг ниоткуда появился человек, удивлённо разглядывающий гостя, говорящего что-то по-русски. Радист приветливо махнул рукой и громко крикнул:
  - Hеllo?
    Тот попятился назад, достал телефон и стал что-то громко кричать.
    Незнание шведского языка подвело незадачливого парня, на английском пообщаться, тоже не удалось. Оказалось, что на крохотном клочке земли с звучным названием Эггегрунд, с другой стороны была марина, и её хозяин был обеспокоен внезапным вторжением русских на двух надувных лодках (тузиках).  Инцидент был забыт, но по приходу к следующей стоянке к ним c проблесковыми маячками и сиреной нагрянула полиция. Молодые бравые полисмены, в камуфляже, вооружённые и очень серьёзные, поднялись на судно. Шведский язык знал только капитан, он предъявил им все документы, но они потребовали ещё что-то. Тогда «кэп» повернулся к Евгению и сказал:
 - Это по твою душу кортеж, сэр Юджин.
   Пришлось разложить перед пытливыми шведами радиостанцию, включая полное снаряжение, предъявить паспорт, международную лицензию на позывной. Те долго перебирали и просматривали искомое, наконец,  не найдя ничего запрещённого, извинились и неожиданно попросили сфотографировать их с радистом, устроившим им настоящий action. Расстались дружески улыбаясь и пожимая друг другу руки.
- Всколыхнули мы тихие заводи шхер, - довольно потирал руки штурман Эдуард, - а вы знаете, друзья, что шведы и финны до сих пор ждут русскую подводную лодку с ядерной боеголовкой?
- Не может быть!!! – грохнула вся команда, похлопывая парня по плечам.
 - Юстас – Алексу. Форма связи прежняя, - одобрительно прокомментировал пожилой капитан и отдал команду, - всем свистать наверх, отчаливаем! Надеюсь, больше шпионских приключений не будет!
   Но оказалось – это было только начало. После очередной высадки, у плавучего маяка «Almagrundet» в городе Евле на борт «Арлекина» поднялась морская полиция. Всё это выглядело очень эффектно: двухмоторный катер на большой скорости и высокой волне подкатил к яхте, видно и этим полисменам не хватало адреналина и сильных эмоций. Всё повторилось в той же последовательности, как и раньше. Лощённые сбитые парни перетрясли всё оборудование Евгения, долго изучали документы, потом опять же извинялись, улыбались и фотографировались. Молва о русской экспедиции летела впереди них, в прямом смысле. Эфир заполнили желающие связаться с безумным русским радистом, работающим с маяков Балтики, почти все они впервые звучали в эфире за всю свою многолетнюю историю. А это в радиолюбительском мире событие и подтверждение таких связей даёт право получить редкие награды и дипломы с резким продвижением в рейтинге «Охотники за Маяками Мира». Для нашего героя – это был триумф, сравнимый с полным концертом рок звезды перед фанатами всего мира. Высадка – это развёртывание снаряжения, а также сборка, на эфир остаётся меньше часа и счастливчиков связаться не более ста человек. Но он же русский и порою, чтобы дать возможность  выйти своим, он с большим удовольствием просил освободить эфир для русских:
- Only Russia, gentlemen’s, please ten minutes! Only Russian stations!
   Экспедиция прошла шхеры Ботнического залива, посетив двенадцать маяков Финляндии и Швеции: FJaerdgrund, Bergubben, Stora Fjaedeaegg, Holmogadd, Husum, Hogbonden, Lungon, Bramon, Ago, Storjungfrun, Eggegrund, Almagrunde, последний – плавучий маяк в канале города Евле, их в мире осталось очень мало. Поэтому работать в эфире не на «слэш лайтхаус», а на «слэш лайтшип» было очень почётно. По словам самого Евгения:
- Это, как вишенка на торт! Кстати, в Калининграде есть Ирбинский плавучий маяк, единственный в России, его отстояли неравнодушные жители от распила на металлолом, и теперь на его борту Музей маячной службы.
 Такую же «вишенку» получила вся команда от своего неугомонного радиста при посещении крепости Хемсо. Прав был штурман Эдуард, именно эта крепость была бункером для укрытия от удара русского ядерного оружия. Много легенд ходило о нём: и что бункер переносили, якобы из-за предательства инженера, но факт остаётся фактом. Бункер оснащён всем, чтобы большая часть населения Стокгольма могла жить там длительное время, пережидая последствия ядерного взрыва. Сейчас это в некотором роде – музей. Вся команда высадилась на берег и  отправилась на экскурсию. Евгений же захватив радиостанцию, пошёл искать подходящее место для проведения очередного сеанса связи, такого шанса он не мог упустить. Евгений его нашёл, только он не мог знать, что, именно на этой высотке у навеки прикованных зениток, был выход из бункера и завершение экскурсии. После полуторачасового хождения по каменным штольням, экскурсовод, бравый молодой человек в форме «милитари», вывел группу наружу. И видит раскинутую антенну, странного человека в такой же, как ту него форме  и слышит русскую речь:
 - Внимание! Всем на чистоте остров Хемсо! Радиостанция работает по программе крепости мира! Сергей Михаил Дробь Радио знак три Антон Мария Иван. Для всех на приёме!
   Надо было видеть лицо этого оторопелого и обескураженного экскурсовода. Но, когда радист всё то же самое проговорил на английском языке, тот вроде успокоился. Тут на помощь подоспел Дмитрий, руководитель группы и объяснил ситуацию.  Ребята еле сдерживались от смеха, но, когда напряжение спало, все долго хохотали, глядя на Евгения и не скрывали явного удовольствия:
- Ну, парень, такого они конечно не ожидали! В самом бункере! Юстас – Алексу! Неужели они на самом деле боятся русских?
  Об этом Дмитрий спросил молодого человека. Переведённый ответ озадачил доброжелательных туристов:
 - Когда имеешь такого сильного соседа, нужно ко всему быть готовым…
    Дмитрий задумался, но очень спокойно парировал:
 - Хочется напомнить:  русские защищали свои земли и помогли многим, той же самой Европе, если вы изучали историю последней Мировой войны. Хотя о чём мы говорим? Её уже давно переписали. Тогда – бойтесь русских! Может вам так легче живётся.
   По прибытию домой традиционно будут отпечатаны и отправлены сотни так желанных карточек подтверждений связи по всему миру, тем самым счастливчикам радиолюбителям, а самым активным даже с шведскими сувенирами персонально.
   На мой  вопрос: « А зачем вам Евгений такие сложности?». Он ответил:
 - В современном мире что-то открыть и нанести на карту уже не так просто. Но есть мир, в котором это больше чем возможно – мир радио активного маячника. Задача – выбрать цель, не имеющую даже фото в интернете, а только координаты на морских картах. Собрать оборудование для выхода в радио эфир, снаряжение для жизни и отправиться к открытию. Развернуть позицию на месте, прогреметь на всю планету, заявив об открытии маяка, как можно большему количеству радиолюбителей. Получить невероятный драйв от тысяч зовущих тебя, получить человеческое спасибо от каждого кто связался за открытие. А как накрывает эстетическое наслаждение от красоты мест, от заката в палатке или приюте маячника с рассказами о службе годами за чашечкой чая словами не передать. А если ещё и в надёжной компании, да шторма пройти... Ух!!!
Сами по себе экспедиции уже вносят свой вклад в развитие движения, популяризации, а возможно спасения  маяков - наследия морской навигации.

 Евгений Дубровский
 Радио-путешественник 
 Позывной RX3AMI   
 Тот самый сумасшедший русский радист