Pro и contra? Бахтин и Набоков о Достоевском

Бармин Виктор
                Pro и contra? М.М.Бахтин и В.В.Набоков о Ф.М.Достоевском
                или
                Парадоксы в русской литературе.

         Так и хочется добавить прилагательное к слову парадоксы, как чудные или, еще лучше, Фантастические. Сразу хочу заверить читателя, что в эстетическом срезе все трое для меня -- равнозначны, а если в ином, то  -- есть различия. 

                ***

                Миниатюра в миниатюре.

          Нет более противоположного и парадоксального взгляда на Достоевского, именно, как художника, чем взгляды В.Набокова и М.Бахтина. Если В.Набоков в своих "Лекциях по русской литературе" откровенничает, мол, "мне страстно хочется Д. развенчать, то М.Бахтин в своем фундаментальном научном труде "Проблемы поэтики" раскрывает на художественное творчество Д. такой взгляд, после видения которого приходит понимание, что до этого почти не умел увидеть срезы прочитанного. И М.Бахтин, как уникальный ученый-мыслитель, разворачивает творчество Д. под такими углами и с таких фокусов видения, что тебе раскрывается подлинное назначение художественного, как текста. Гений М.Бахтина раскрыл в Достоевском-художнике гениальность художественного изображения. Примеры будут после...

        А сейчас, представим такую Фантастическую сцену, что на лекции В.Набокова находится сам Ф.М., ну как бы инкогнито, который всерьез заинтересовался лектором-критиком после таких слов откровения: "СТРАСТНО ХОЧЕТСЯ РАЗВЕНЧАТЬ". Что ж тут такого, кто же не пытался Д. развенчать, но вот СТРАСТНО. М-м! И после Такого слова не позавидуем критику В.Набокову, который сразу же стал предметом наблюдений для Ф.М.. А что Такое означает, стать предметом наблюдений для Ф.М., расскажет поэт-эссеист И.Бродский. Так вот, И.Бродский иронично говорит, что:

        "Как писатель такой человек не балует тебя деталями; вместо них он описывает состояния и закоулки души своих героев с обстоятельностью, вызывающей у тебя прилив благодарности за то, что не был с ним знаком лично. Закрыть его книгу - все равно что проснуться с изменившимся лицом" (И.Бродский "Катастрофы в воздухе").

        Так что тут уж точно В.Набокову-критику не позавидуешь, ибо страсти -- территория Достоевского. А кому хочется-то "проснуться с изменившимся лицом"?..

                ***


        (Продолжение следует...)