О друзьях

Любовь Тарасова-Горина
В годы моей школьной жизни  в нашей  стране  повсеместно создавались Клубы интернациональной дружбы. Нам прививали любовь ко всем людям на планете, интернациональную дружбу и стремление бороться за мир во всем мире. Руководили школьными клубами обычно преподаватели иностранного языка. Не минула сия чаша и нашу деревенскую школу.

Наша Мария Георгиевна Майер,  учительница немецкого языка,  нашла адреса школ в Демократической Германии и предложила нам написать письма  немецким ребятам. Мы учились тогда в пятом или в шестом классе. Писали мы, конечно,  по-русски,  поскольку немецкого-то знали в ту пору  лишь несколько слов. Каждый в классе написал коротенькое письмо и, отчетливо помню, что мы  приклеивали к листку того самого письма спичечные этикетки. Тогда был бум:  коллекционировал  их чуть ли не каждый. И было почему – этикетки тех лет были своеобразными  носителями  искусства в массы. На них изображались и картины русских художников, и ставшие уже историей  плакаты РОСТА,  а также разные животные, насекомые и много всего другого.

Позднее Мария Георгиевна дала мне адрес девочки, которую звали Регина Крюгер.  Она  была всего на месяц младше меня. И мы начали писать друг другу.  На первой фотографии, которую я от нее получила,  была очень симпатичная девочка с живыми глазами и завидными косичками. Так началась наша дружба.

Сколько лет с тех пор прошло?  Регина поступила в Лейпцигский университет, стала экономистом.  Она писала мне, когда стала студенткой, когда  влюбилась в Вольфганга . Из Лейпцига они с мужем переехали в  Plauen. У Регины родились две дочери. Сейчас она уже бабушка и очень любит свою внучку  Лотту  (Шарлотту).

Мы о многом писали друг другу, много знаем друг о друге. После падения Берлинской стены Регина рассказывала о том, как складывается жизнь немцев  из бывшей ГДР.
Если раньше мы писали друг другу редкие, но длинные письма, то сейчас  переписываемся в Фейсбуке, пишем хотя и коротко, но чаще, чем раньше. Нашей дружбе уже полвека.

Кстати, все,  кто начинал вместе со мной переписываться с кем-либо из Германии, довольно быстро  забросили переписку. Так получилось и у меня  с девочкой по имени Петра.  Я  уже не помню ее фамилии, но помню, что  жила она в городе Галле и у них был автомобиль  "Запорожец".

Были у нас  друзья и  из других стран. Мы также получали их адреса в КИДе.  Так у меня появилась подружка Марыся  из Польши, из города Ополе. Мы тоже довольно долго с ней писали друг другу, несколько лет. Она даже  начала учить меня польскому языку. Потом мы немножко повзрослели, и  Марыся замолчала. Просто перестала писать  и всё.

Девочка из Прибалтики по имени Айно Паллас,  видимо, плохо понимала по-русски и ей было трудно писать мне.  Так что дружба наша тоже не затянулась.

Иных интернациональных друзей мы находили сами. Выбирали город в республике, или село, и писали в тамошнюю школу. Получали ответы.  Таким  образом моим другом по переписке уже в старших классах стал грузин Роман Сордиа из села  Рухи Зугдидского района. Писали мы друг другу регулярно. Он  присылал фотографии  своего села и  окрестностей. После школы поступил в Тбилисский университет на факультет кибернетической лингвистики.  Оттуда  прислал фотографии, на одной из которых Роман (иногда он называл себя Рамини)  стоит на горе в крепости  Нарикала.  Побывать в крепости Нарикала с тех пор стало  моей мечтой.  В тот же  год  наша переписка  прервалась. Кстати, моя мечта  увидеть  Нарикала исполнилась  только в прошлом году.

Сейчас, через многие-многие годы, я  иногда вспоминаю своих «эпистолярных» друзей.  Иногда попадаются на глаза их фотографии.  Они все сохранились у меня.  Интересно, как сложилась их жизнь, о чем они размышляют сейчас…   Все-таки, я думаю, эти общения с далекими людьми, которые хотя бы ненадолго стали близкими, отложили что-то в нашей душе.
               
                8 декабря 2014
                На снимке: Моя мечта сбылась.В крепости Нарикала