Поскрёбыш

Лидия Белоусова
   Она в семье была шестым, последним ребёнком, как говорится,  поскрёбышем. Старшие, три брата и две сестры, уже выросли, и тут, нежданно-негаданно, появилась она, когда у родителей уже прошёл детородный возраст. Она всем мешала своим плачем, особенно по ночам, тем, что надо стирать пелёнки, ходить на молочную кухню за смесью, и просто, своим существованием. Мать после этих поздних родов много болела, отец работал по две смены, чтобы прокормить семью. Двое старших братьев уже работали, но, как говорится, на себя, денег в семейный бюджет не отдавали, а ещё и занимали у отца, если своих до получки не хватало. Занимать то занимали, а отдавать, частенько забывали. Жили всем семейством в трёхкомнатной квартире, было тесно и шумно. Даже когда ей исполнилось пять лет, и уже по ночам  она не пищала, отношение к ней старших детей мало чем изменилось, так и считали, что она только помеха в семье. А, ещё, она хитрая, и вреднючая девчонка. И было за что так считать. Как только подросла, словно вымещая обиду за то, что была нелюбимой, устраивала всякие пакости. То косметику у старших сестёр спрячет, то иголку в башмак брату воткнёт, то утащит и одна съест что-то вкусное, что купили к празднику. Была не раз бита, и научилась  прятаться, пока гроза наказания пройдёт. А ещё, она никогда не признавала своей вины, даже если её застали на месте преступления.

   Все кардинально изменилась, когда она пошла в школу. Хитрющая и умненькая девчонка, присмотревшись к порядкам в школе, сообразила, что тут лучше, в смысле, намного выгоднее, быть паинькой и хорошо учиться. Она всегда была отличницей, при отличном же поведении, словно, в доказательство того, что в семье её зря не ценили, и что семья сама виновата в её проделках. К окончанию школы изменились и в семье обстоятельства. Старшие братья женились и ушли из семьи, одна сестра нагуляла ребёнка, вторая вышла за состоятельного, пожилого вдовца и воспитывала его детей. Отец вышел на пенсию, часто болел, мать не вставала с постели после инсульта. Теперь она была в семье самой надёжной опорой. Ухаживала за матерью и отцом, занималась племянницей, когда сестра, в поисках счастья, исчезала из дома на несколько дней. И, несмотря на занятость, поступила в институт, на иняз. Стипендия, не Бог весть, какие деньги, но и она не лишняя.  Училась с увлечение, ей и сам процесс нравился и то, что после второго курса могла подрабатывать переводами, заниматься репетиторством. Одним словом, из вреднючей и злой девчонки выросла умная, заботливая дочь, и тётка для племянницы. После института осталась на кафедре, а для заработка занималась переводами иностранных фильмов.

   Не стало матери, сестра нашла своё счастье, сошлась с картёжником, переехала к нему. У него собирались компании, играли, выпивали. Там ребёнку было не место, и она не разрешила сестре забрать девочку. Теперь они жили втроём: она, отец и племянница. Однажды её пригласили не только переводить   иностранные фильмы, но и озвучивать героиню фильма. А позже, сняться в роли иностранки уже в отечественной картине. Сотрудничество с кинематографом приносило приличный доход, но было необходимо уезжать на съёмки. Оставлять больного отца и племянницу надолго, она не могла, после первой, удачно сыгранной роли, отказалась от артистической карьеры, занялась всерьёз составлением учебников английского языка для школы. Это была её мечта ещё со школьных лет. В школе часто удивлялась, почему многим английский кажется трудным предметом. Потом поняла, что хорошо знать иностранный язык, довольствуясь только уроками в школе, не получается. В школе - это уроки языка, а не практическое изучение иностранного языка.  И что  это, две большие разницы.

   Выросла племянница, окончила иняз, вышла замуж за дипломата и уехала с ним за границу. Давно уже была пора подумать и о собственной семье, но всё, как-то, времени не хватало на это. А тут  получила приглашение на работу в фирме, которая сотрудничала с иностранными партнёрами, и где нужен был хороший специалист со знанием языков. А у неё был английский, французский, немецкий, испанский, словом, была ценным специалистом. В коммерческих делах опыта не было, но постепенно освоила и это направление, скоро стала незаменимым сотрудником. Коммерческий директор фирмы был вдовцом, сделал предложение, поженились. Теперь уже не старая, родительская квартира, а современный, частный дом, который она обставила по-своему, стал её жилищем. Отец долго не соглашался переехать к ней, но сумела убедить. Он любил сидеть на террасе, любоваться на цветники, а зимой, на заснеженные деревья в саду. И всё вдыхал и жалел, что мать не видит всю эту красоту, и не может порадоваться за свою самую младшую, за поскрёбыша. На праздники  собирались родственники: братья и сёстры с семьями, племянница с мужем и детьми, если были в стране. Всех ждали подарки, к детям приходил Дед Мороз. Своих детей у неё не было. Почему боялась рожать, толком   не могла объяснить. Как муж ни уговаривал, не решалась. Или это было следствием её безрадостного детства, или какой – то психологический барьер, понять трудно. Со здоровьем был полный порядок, детей она любила, вырастила племянницу и детям братьев помогала, но сама не рожала. Возможно, это было из-за того, что её мать поздно родила. Пока была молодая, все силы уходили на учёбу, работу, чтобы обеспечить родительскую семью.  Или потому, что замуж вышла в то время, когда рожать уже посчитала поздно. Этот вопрос она ни с кем не обсуждала, а на намёки родных, мол, пора детей заводить, отшучивалась. А, может, это слово – поскрёбыш, сыграло свою роль. Его она часто слышала в детстве.
 
поскрёбыш — а; м.; нар. разг. О последнем, самом младшем ребёнке многодетной семьи