Вы просто ошиблись номером...

Лариса Гладких
               
    Рита решила, что уже откладывать некуда и надо, наконец, навестить свою первую учительницу Анну Васильевну.
   С первого по четвертый класс Рита была влюблена в Анну Васильевну до смерти. Ей нравилось в ней все. И ее голос, и ее лицо, и ее прическа, и ее одежда. Но особенно Рите нравились ее глаза. С такой добротой и любовью эти глаза смотрели на Риту и на всех учеников ее класса, что все ребятишки души в своей учительнице не чаяли.
   Рита окончила школу и поступила в педагогический институт. После института Рита еще даже немножко поработала в родной школе и они с Анной Васильевной были теперь коллегами. Рита часто бегала к ней за советом и помощью.
   А потом Рита вышла замуж за военного, и муж увез ее к месту своей службы в город Мурманск. Через двадцать лет мужа Риты пригласили в Москву в Академию артиллерийских войск и они окончательно осели на Ритиной родине. За это время у них вырос единственный сын Владик. Он поступил в московский технический институт и учился там уже на третьем курсе.
   Рита купила красивый букет цветов, конфеты, торт и поехала к Анне Васильевне в гости. Встретились тепло, искренне радовались, увидев друг друга.
   - Вы очень похудели, Анна Васильевна, - сказала Рита. – А я, наоборот, все толстею как на дрожжах. Никакие диеты не помогают. Как Вы тут поживаете? Какие у Вас новости ?
   - Я на пенсии, Рита, уже почти десять лет. Живу с Коленькой. Володя живет отдельно, у него семья, дети.
   - А Коля не женат ?
   - У него есть женщина, - ответила Анна Васильевна, - но они не расписаны. Живут гражданским браком. Ты лучше про себя расскажи.
   - Да у меня особых новостей и нет. Муж, сын студент выше меня ростом на целую голову. Отслужили двадцать лет на Севере, в Мурманске. Климат там суровый. Девять месяцев холодно, а остальное время относительно тепло. Примерно плюс пятнадцать градусов. Больше и не бывает. Север научил меня, Анна Васильевна, радоваться малому. А особенно неброской, скромной северной красоте. Меня там радовало все. Мать-и-мачеха, своими первыми желтыми головками, как маленькими солнышками. Рябина, которая своими оранжевыми и красными гроздьями раскрашивала наши улицы. Иван-чай, в малиновом цвету которого утопает город в июле. Радовала своим поздним цветением сирень. Она цветет в Мурманске только в августе.
   Но особенно поражают своей красотой сопки. То они белые зимой, то зеленые летом, а осенью они покрываются ковром из ярко-оранжевых шляпок подосиновиков, бордовыми ягодами брусники, салатовыми кустиками черники со свисающими сине-черными плодами. А как приятно ходить по этому ковру. Ноги утопают в мягком белом ягеле.
   Но домой меня, Анна Васильевна, все-равно тянуло. Хоть на старости лет дома пожить. Мне уже пятый десяток.
   - Я в такие цифры не верю, Риточка. Мне кажется, что вы все еще маленькие.
   Рита обратила внимание, что ее букет Анна Васильевна поставила в обычную трехлитровую банку. Надо в следующий раз подарить ей вазу, подумала Рита и оглянулась вокруг себя. Больно защемило сердце. Как у Анны Васильевны по современным меркам убого, если не сказать честно – по-нищенски. Старенькая мебель, продавленный диван. На Анне Васильевне заштопанная кофточка. И видно, что не с ее плеча.
   Анна Васильевна достала альбом с фотографиями, и они стали вспоминать одноклассников Риты и учителей школы, в которой Рита училась и работала.
   Засиделись допоздна.
   - Тебя дома искать не будут ? – забеспокоилась Анна Васильевна.
   - Не будут. Они уже большие мальчики. Без меня спокойно справятся. Да и ехать тут всего ничего.
   У самого лифта Риту остановила соседка Анны Васильевны по этажу.
   - Вы Анне Васильевне родственница ? – спросила она.
   - Нет. Я ее ученица и коллега, - ответила Рита.
   - Я хочу задержать Вас на несколько минут. Вы не торопитесь ?
   - Да нет, - ответила Рита.
   - Тогда зайдите ко мне. Там и поговорим. Меня зовут Антонина Семеновна.
   Вы себе и представить не можете, как тяжело живется Анне Васильевне. Мне ее очень жалко. Младший ее сын Коля пьет, нигде не работает. Всю пенсию у нее отнимает. Ей порой и хлеба купить не на что. Мы ее всем подъездом подкармливаем. Кто чем может. Из ее школы ей иногда обеды в баночках приносят. Но если она сразу не поест, все сын ее съедает со своей сожительницей. Они только и живут на пенсию Анны Васильевны. Все вещи хорошие из дома уже продали и пропили. Выпивают оба сильно. А Анна Васильевна все их жалеет.
   Я хотела Вас попросить, может, Вы позвоните ее старшему сыну Володе и он заберет Анну Васильевну к себе. У меня есть его телефон. Мне Анна Васильевна его дала, но строго настрого запретила звонить. Только если с ней что-нибудь случится. Да я и объяснить-то ничего не смогу. Боюсь, заплачу сразу.
   Иногда к Анне Васильевне ученики бывшие и коллеги, как Вы, приходят. Один ученик подарил ей очень красивый оренбургский платок. Так Коля сразу же его для своей сожительницы отнял. Она сейчас в нем щеголяет.
   Я бы не стала Вас просить, но я сама одинокая. Живу на одну пенсию. Чем я могу ей особенно помочь ? Ну, хлеба и молока куплю. Ягоды и овощи с дачи привезу и все. А год длинный. Анне Васильевне питаться надо хорошо. Она в последнее время очень сдала. У нее даже руки стали дрожать. Доктор ей лекарства целую кучу прописал, да она и не лечится совсем. Лекарства покупать надо, а где она деньги возьмет, когда у нее все до копейки забирают.

   Ирина, жена Володи, суетилась на кухне и тихонько напевала. Ирина была счастлива. У нее очень хороший муж и замечательные дети – сын и дочка. Ирине многие завидуют. Зря Ирину пугали, что выходить замуж в мае плохо. Будешь всю жизнь маяться. Когда они с Володей вышли из ЗАГСа, пошел теплый весенний дождь.
   - Мы будем счастливы, - сказала Ирина Володе.
   Он поднял ее на руки и закружил. На всех свадебных фотографиях они втроем – Ирина, Володя и дождь.
   Дочка рисовала, муж с сыном играли в шахматы, когда раздался этот звонок.
   Звонила Рита.
   - Позовите, пожалуйста, Володю, - попросила она.
   - А что Вам надо ? – строго спросила Ира.
   Рита объяснила, что она ученица и коллега мамы Володи Анны Васильевны. Она хочет попросить Володю забрать маму к себе. Рита рассказала все, что узнала от соседки Антонины Семеновны и что видела своими собственными глазами.
   - Анна Васильевна всей своей жизнью заслужила спокойную и счастливую старость. О ней надо заботиться. Ее надо беречь, - добавила Рита в конце.
   - Иришка, кто там звонит ? – услышала Рита в трубке мужской голос.
   - Никто, - ответила Ирина мужу, а в телефонную трубку добавила, - Вы просто ошиблись номером…