Парусник, сломавший лёд холодной войны

Геннадий Жеребилов
Парусник "Товарищ" - "ледокол", сломавший лёд холодной войны

"От распри двух соседей
и до распри государств всё богопротивно",
- Владимир Даль.

Геннадий Жеребилов:
Поверх раздоров и властей.

"Где стаи птиц - и нет границ,
раздоров выше и властей,
летит, спешит душа моя
туда, где ждут и рады ей".

В День Благодарения я хочу от всей души поблагодарить Всевышнего и американский народ за то чудесное открытие Америки, которое подарила мне судьба почти полвека назад!

Непобедимый сплав романтики и отваги, которые мы стяжали на мачтах и реях парусника "Товарищ", стал неукротимой "подъёмной силой", помогающей многим из нас на парусах веры, надежды, любви подниматься к вершинам духа.

"Большое видится на расстоянье", - сказал великий русский поэт Сергей Есенин.

Спустя десятилетия я понимаю, что, перейдя через океан во время непродолжительного спада напряжённости в затяжной холодной войне, который историки назвали "детантом", мы тогда преодолели не только трудные мили океанского похода под парусами, но и сломали толщи льда пропаганды вражды между американским народом и народами Советского Союза.

Подобно пилигримам с парусника "Мэйфлауэр",
экипаж и курсанты барка "Товарищ"прибыли в Америку
после тягот долгого и рискованного рейса и благодаря упорному труду и благословению Небес
получили обильный урожай улыбок и сердечного гостеприимства американцев.
    
С 1946 на вечной стоянке в гавани Балтимора стоит фрегат «Констелейшн» - один из шести первых боевых судов регулярного военно-морского флота США.

«Констелейшн» был спущен на воду в Балтиморе 7 сентября 1797. "Американская скаковая лошадь" прозвали его в США и за границей за превосходные мореходные качества.
В 1840 он совершил кругосветное плавание, а в 1859 стал флагманом эскадры, боровшейся с работорговлей, захватил три судна работорговцев.
С 1865 по 1933 парусник периодически использовался в качестве учебного судна и блокшива. В августе 1941, по приказу президента Ф. Рузвельта, "Констелейшн" был введен в строй в качестве флагманского судна Атлантической эскадры. Радиостанция фрегата первой приняла трагическое сообщение о нападении на Пёрл-Харбор...

12 июля 1972 другой легендарный парусник - барк «Товарищ» совершил переход через Атлантический океан и принял участие в торжествах в связи с празднованием 175-летия со дня спуска на воду фрегата «Констелейшн» и 175-летия города Балтимор.
 
Длина барка "Горх Фок" (после 1945 переименован в "Товарищ") 82 м, ширина 12 м, высота грот мачты 41 м.

3 мая 1933 "Горх Фок" был спущен со стапелей в Германии.
Начиная с 1934 барк использовался для учебных целей. Команда - 60 человек и 180 кадетов.
«Корабль мечты» - называли его не только в Германии, но и за границей.
После 1945 барк получил имя "Товарищ" и стал учебным парусником для будущих штурманов торгового флота из морских училищ Одессы и Херсона.
Красавец-парусник принял участие в съемках более сорока художественных фильмов:
«Максимка» (1952),
«Алые паруса» (1961),
"Ветер «Надежды» (1977),
«Мятежный Орион» (1979),
«Дом, который построил Свифт» (1982) и многих других.
В фильме «Алые паруса» снимались юная Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Олег Анофриев, Иван Переверзев.

Подготовка к трансатлантическому рейсу в США началась весной 1972: из многочисленных желающих испытать себя в трудном походе были отобраны около полусотни курсантов 2-го курса Одесского Высшего Инженерного Морского Училища. Предпочтение отдавали добровольцам, которые в 1971 году прошли первую морскую практику на "Товарище" в рейсе Одесса, Ла-Валетта, Марсель, Валенсия, Триполи (Ливия), Пирей (Афины), Одесса.

Несколько курсантов в ресторане Морского вокзала Одессы прошли курс стюардов, во время которого опытные рестораторы научили нас этикету сервировки стола и правильно пользоваться набором столовых ножей и вилок, хотя мы в курсантской столовой умели ловко управляться одной алюминиевой ложкой.

Из группы новоиспечённых стюардов мэтры сервиса отобрали моего друга Виктора и меня для обеспечения приёмов важных гостей у капитана-наставника М.И. Григора и капитана парусника О П. Ванденко.

Эта дополнительная роль ко всем обычным для курсантов обязанностям в рейсе окупилась тем, что мы непосредственно участвовали во встречах на высоком уровне в кают-компании "Товарища": с
заместителем министра морфлота СССР Трегубовым, заместителем министра торговли США Гибсоном, мэром Балтимора Шефер и многими другими.
Возможно, за "чашкой чая", который вовремя и сполна подливали мы, министры договорились о том, чтобы советские суда стали заходить в американские порты.

В той же кают-компании стюарды встретились с адмиралом Дональдом Стюартом, который был организатором визита "Товарища" в США, с Джулией Никсон Эйзенхауэр - дочерью 37-го Президента США Ричарда Никсона. Папа Джулии и Генеральный секретарь КПСС Леонид Ильич Брежнев начали в 1972 период "разрядки" - "детанта" в холодной войне между СССР и США.

Во время приёмов Виктор и я в качестве бонуса за дополнительную работу восполняли наше скромное курсантское меню деликатесами из представительских запасов капитана: чёрной икрой, крабами и элитным алкоголем.
Иногда нам даже удавалось часть деликатесов передавать друзьям-курсантам.

Американские власти и общество высоко оценили мужество экипажа парусника и курсантов Морских училищ Одессы и Херсона, которые на барке "Товарищ" в 1972 году под парусами прошли Чёрное и Средиземное моря, Атлантический океан в рейсе Одесса – Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Гамильтон (Бермудские острова) - Балтимор (США) – Понта-Дельгада (Азорские острова) - Барселона - Одесса.

Гостеприимство официальных лиц и простых американцев превзошло все наши ожидания.

К нам на борт приходило много гостей, а нас приглашали на такое большое количество мероприятий, что нас поделили на группы, чтобы курсанты смогли посетить всех, кто приглашал нас в гости.

Группа экипажа и курсантов, в которой был я, в течение нескольких дней посетила парусник "Констелейшн", концерт для нас в порту и типографию в Балтиморе; здание ООН и зал заседаний Генеральной ассамблеи; Академию торгового флота в Кингс Пойнте, недалеко от Нью-Йорка, где чудесный день визита закончился матчем в европейский футбол между гостями и хозяевами.

Американские власти наградили экипаж и курсантов «Золотым Кубком Атлантики» и вручили нам символический ключ от города Балтимор.

С визита "Товарища" началась история отношений между городами Одесса и Балтимор.
А в 1975 году был заключен договор между ними о побратимстве.

Несмотря ни на что, я не перестаю гордиться тем, что парусник "Товарищ" стал "ледоколом", сломавшим льды "холодной войны", а юные мореходы стали как бы "детьми разрядки" - убеждёнными сторонниками мира во всём мире - "инфантс оф детант".

Я бережно храню старые фотографии с того рейса, на них запечатлены исторические моменты и лица американцев, с которыми познакомился почти полвека назад, но и сейчас вспоминаю их с благодарностью за искреннее гостеприимство: юную Сульфию Нью, подарившую мне на память браслетик из белого золота, курсанта из Академии торгового флота Аллена Мэй и юнгу из Балтимора, имени которого, к сожалению, не знаю, как и имён детей, побывавших на борту "Товарища".

Мне сейчас 68 лет, мои американские друзья тоже повзрослели. Надеюсь, они помнят нас.
И я их никогда не забуду, хотя, вряд ли, ещё раз увижу.

К сожалению, золотой браслетик я не сохранил.
После рейса в Балтимор мой друг Валера собирался жениться и умолял подарить его невесте этот браслет. Я уступил его просьбе, он дал мне взамен карманный словарь американских слов, который ему подарил один из посетителей барка "Товарищ".

Этот словарик я позже подарил моей любимой учительнице английского языка в Одесской высшей мореходке.

С точки зрения формулы "товар-деньги-товар" это был полный провал.
Что осталось у меня?
Добрая память на всю жизнь о моих возлюбленных, о друзьях, о добрых людях, с которыми меня свела судьба. А это дорогого стоит...

Мы прошли через испытание тропическими ураганами "Кэрри" (также именовали ураган в 1957), "Чарли", "Бэтти" и "Сюзанн", чудом разошлись со смерчами в Ионическом море, попали под ледяной град в Эгейском море...

Мы знали, что в 1957 немецкий барк "Памир" во время урагана "Кэрри" перевернулся, потому что экипаж и курсанты не успели убрать паруса: 80 из 86 человек не спаслись.

Многоопытный капитан-наставник
М. И. Григор свою книгу "Товарищ" идёт в Балтимор" в 1973 начал эпиграфом "Отважным - экипажу парусника "Товарищ" и курсантам, будущим капитанам советского морского флота, - посвящаю".
В ней на стр. 34 есть фотография, где на рее мачты курсанты (среди которых я - Геннадий Жеребилов) аврально убирают парус перед очередным шквалом.

Но даже в самые трудные моменты нас подкрепляла уверенность в том, что дома нас ждут любимые, друзья, родные и Одесса-мама.

На почётном месте у меня дома хранятся медаль участнику рейса Одесса - Балтимор, юбилейная медаль из меди пушки "Констелейшн" и другие памятные знаки.

Надеюсь, я найду время и напишу увлекательный рассказ или сценарий приключенческого фильма об этом незабываемом рейсе. Особенно, если будет поддержка.

А пока получилось такое короткое, но искреннее воспоминание, подготовленное мной ко Дню Благодарения в США.

Этот легендарный рейс навсегда останётся в моей памяти уроком мужества, который выковал из 19-летних морских романтиков будущих отважных мореходов, способных держать истинный курс в океане жизни, вопреки ураганам и подводным течениям.

Послесловие:
В 1996 в Вашингтоне #ГеннадийЖеребилов передал философскую монографию
"О П Р А В Д А Н И Е
Ч Е Л О В Е К А
(  Х О М О Д И Ц Е Я, 1995)" в Библиотеку Конгресса США:
https://t.co/IzsCscRkFQ
Кратко:
https://t.co/ChkiAKdQff

Идеи и выводы этой философской работы по оправданию человека особенно актуальны сейчас, когда человечество прокладывает новый курс в будущее...

#GennadyZherebilov