Из красной зоны к красному морю

Александр Киркевич
В Хургаду я ездил пять или более раз, и старался пользоваться первой же возможностью для очередной поездки. Хургаду я люблю за восточный колорит и с удовольствием общаюсь с местными жителями, даже выучил несколько обиходных арабских фраз. Считаю, что местным жителям всегда приятно, когда человек проявляет дружелюбие и интерес к чужой культуре. Впрочем, есть люди, которые наоборот стараются унизить или обидеть хозяев, забывая о том, что они в гостях, такие часто встречаются и за них бывает даже стыдно, но об этом после.
В этот раз я выбрал отель в старом городе, районе Эль Дахар, где находится большой фруктовый рынок с самыми низкими ценами, буквально по 1 доллару за 1 килограмм.

Старый район "Дахар" – это живописный район города, самая древняя и историческая часть Хургады. Район "Дахар" находится на севере Хургады, на побережье Красного моря. Основные достопримечательности этого района – центральная мечеть с высотой минаретов 40 метров, построенная в честь жившего 600 лет назад святого – Абдульхасана Эльшази – святого, родившегося в этих местах более 600 лет назад и создавшего свое направление в Исламе; Копская православная церковь, древняя христианская святыня. Также, район Дахар известен множеством сувенирных лавок.
Дахар (или Down Town) – жилой, административный и туристический центр Хургады. Расположен к северу от Саккалы и района Арабия, и к югу от района новостроек Хургады - Эль Ахьи. Дахар можно условно разделить на: собственно, сам Старый город – Эль Дахар, и районы новостроек, которые впоследствии вокруг него возникали. Несмотря на название "Старый город", свое начало Хургада ведёт от рыбацкой деревушки в соседней Саккале. А Эль-Дахар – всего лишь стихийное поселение египтян, возникшее вокруг посёлка английских нефтяников. Но если Саккала на сегодняшний день практически растеряла колорит прошлого, Дахар сохранил его в полной мере. И хотя район постепенно теряет роль делового центра Хургады (офисы банков и крупных компаний постепенно переезжают в Саккалу), здесь по-прежнему находятся основные административные учреждения региона: резиденция губернатора провинции Красное море, паспортно-визовая служба, центральный офис дорожной полиции, городской суд, муниципалитет Хургады, научные и медицинские учреждения, государственные нотариальные конторы, публичная библиотека.
Туристическая инфраструктура Дахара состоит из 20 отелей (12 из которых расположены на берегу моря), набережной и Аквариума с фауной Красного моря - в районе отелей Three Corners, и далее до площади Hilton Square, где расположен HURGHADA CITY CENTER.

Строительство торгового центра было завершено в начале 2017 года. Торговый центр является еще и развлекательным. Центр построен по стилю современных европейских ТРЦ. На общей площади 20 278 кв. м в торговом центре представлены современные кинотеатры, фуд-корт с множеством ресторанов, супермаркет и коллекции международных брендов, а также специализированные магазины, предлагающие товары на любой вкус от одежды до ювелирных изделий, подарков и многое другое. Особого впечатления центр на меня не произвел, поскольку там еще многие магазины не работают, и центр почти пустой. Кинотеатр, похоже, тоже не работал – вероятно из-за карантинных мер. Цены на продукты завышены, а продукты и хозяйственные товары не претендуют на разнообразие.
Главная туристическая достопримечательность района – это старые кварталы самого Эль-Дахар, взглянуть на которые, специально приезжают заскучавшие туристы из современных, так сказать, "более туристических" районов Хургады. Ближе к сумеркам старые кварталы Хургады оживляются, в это время нужно быть наиболее внимательным и осторожным, т.к. можно пострадать от ловких рук местных воришек. Правда, традиционное арабское воспитание удерживает их от того, чтобы прикоснуться к женщине, особенно европейке. В целом же, народ в этих местах мирный, особо никто к вам приставать или надоедать своими расспросами как, к примеру, в Саккале, не будет. На заметку активной по ночам молодёжи: как вы поняли, особых развлечений здесь вы не найдете. Самым «тусовочным заведением» будет только платный Color Beach Club. В забегаловках Дахара в основном можно видеть мужчин, играющих в нарды и домино, попивая чай и покуривая шишу. Туристические же, более европеизированные кафе и ресторанчики, большей частью, расположены вдоль прибрежной Эль-Корниш роад. Один из самых больших городских пляжей в Хургаде с громким названием Paradise расположен между отелями Beirut в Дахаре и Sunny Days Palma De Mirette в районе Арабия. Выше, на север, около отеля Хилтон, рядом с заброшенной стройкой и дайвинг-центром Star Horse есть ещё один маленький пляж. Дальше, в сторону отеля Geisum Village, расположился El Sawaki Camp public beach с набором местных мини-маркетов вдоль дороги. Кроме того, на многих пляжах есть места с хорошим входом в море, и не очень. Соответственно, присутствует такое распространённое в Египте явление как "раннее бронирование" лежаков у зон с хорошим входом. Другими словами, перед бронированием, знакомьтесь с особенностями пляжа в описании интересующего вас отеля.

НАШ ОТЕЛЬ – Sand Beach КАК ПАРК АТТРАКЦИОНОВ

Отель тройка - это сравнительно дешёвый отель, и много требовать от него нельзя, но его главное достоинство – первая линия и большой хороший песочный пляж. Удобно заходить в воду, как с пологого берега, так и с пирсов, где на глубине есть лестницы. На глубине резвятся разноцветные рыбки. Для самого дешевого отеля -  это большое преимущество. Территория отеля небольшая и вполне приличная с тремя бассейнами глубиной в 50, 140 и 220 см. Бассейны расположены рядом, и вода в них перетекает из одного в другой по наклонным плоскостям. Есть горки для детей. Еда вполне приличная – мясо и курицу давали всегда, рыба была два раза. Салаты, пирожные, булки. Молочных продуктов не было, не считая каши; из фруктов, в основном, дыни и апельсины. Мы попали на вариант «всё включено», но хотели попасть на полупансион, однако подвернулся подходящий вариант. В общем, по нашим запросам все подошло.
Теперь расскажу о проблемах, с которыми мы столкнулись, а с ними сталкивались не только мы, как мы успели заметить.


«КАРУСЕЛЬ»

В отеле работает «карусель» (это моё название). При вселении нас определили в номер 129, который расположен в главном корпусе над reception. Балкон выходит на шумную улицу, основную проезжую часть, единственное преимущество этого номера было в том, что часть балкона была заслонена большой колонной, украшавшей вход в отель. Таким образом шум и грязь с улицы наполовину уменьшалась, впрочем, как и солнце, светившее прямо в балкон после полудня. При поселении не помогла даже моя классическая фраза «лаусамАхат идИни одА кваИса», (пожалуйста, дайте мне хорошую комнату), которая почти всегда срабатывала. Толстый мальчик с усиками по имени Мухамед, которого я прозвал «Кот», даже и бровью не повел. Я сказал, что номер нам не нравится, на что он предложил переселить нас в номер с видом на бассейн с доплатой 5 долларов в сутки, итого 75 долларов. Я ответил, что в отеле все номера standard, без учета видов «на море и обратно» или «на бассейн и обратно». Есть несколько номеров suite, что-то типа полулюкс для семей с детьми или теплых компаний, они дороже. Наш тур агент от Египта тоже что-то мямлил про море и бассейн. А ведь при покупке путевки нам сообщили, что TEZ TOUR выкупает в отеле номера для своих туристов, и условно наш номер был заранее подтвержден как «зелёный». «Кот» сказал, что по-дружески он возьмет с нас 60 долларов. Понятное дело, торговля номерами при поселении в отель незаконна. В итоге, мы категорически отказались.

Мы переночевали в этом номере, а на следующий день, ближе к вечеру нас переселили в номер R-10, якобы по нашей просьбе о переселении. Кот решил, что от нас толку всё равно не будет, и лучше пропустить через «карусель» кого-нибудь другого. Новый номер нам понравился во всех отношениях. Выход из номера был на тыльную сторону корпуса. Между корпусом и внешней стеной был проход прямо на пляж, по которому ходили только живущие в номерах на первом этаже на тыльной стороне корпуса. Передняя часть корпуса выходила на бассейн, но пресловутый вид был только на втором этаже, а перед первым этажом была стенка и лестницы, где проходили все отдыхающие. Получались своего рода витрины, за которыми были видны все постояльцы, то есть вид был от бассейна на отдыхающих, а не наоборот. Можно было постоянно зашторивать эти большие окна с балконной (она же и входная) дверью, но в чем тогда был смысл этого вида на бассейн?

Корпуса отеля для постояльцев начинаются сразу от главного корпуса и между ними расположена площадка кафе и небольшой бар. Вечером бывает очень шумно, громкая музыка звучит допоздна, на ее фоне слышны громкие разговоры и смех. Так что, кроме «вида на бассейн» есть в наличии и «слух на бар». Поэтому, желающие пораньше лечь отдохнуть лишены этой возможности. Корпуса тянутся вдоль бассейнов до самого пляжа, где немного тише и открывается почти полностью «вид на море и обратно», а не только отдельные участки моря, которые в принципе можно увидеть отовсюду. Корпуса, примыкающие к пляжу, немного отличаются планировкой. По второму с общим балконом могут проходить все, там расположены входные двери и окна, такая себе терраса. Перед корпусами газоны и кустарники с красивыми цветами, но опять-таки здесь водятся всякие «кусаки», комары и мухи. К всеобщему удовольствию жителей этих корпусов «с видом на море» периодически, один или два раза в неделю запускают «выхлопную трубу» с вонючим серо-коричневым густым дымом с запахом дихлофоса. Это такая в отеле борьба с «кусаками», когда мальчик с большой выхлопной трубой бегает между корпусами и пляжем. Если бы мы этого не видели, то можно было бы подумать, что в отеле пожар. Возможно, приятно отдыхающим «с видом на море и обратно» в это время проветривать свои комнаты или сушить белье не балконе.

Мы в своем R-10 были лишены всех вышеперечисленных удовольствий, спокойно отдыхали «без шума и пыли». Пора переходить к описанию другого аттракциона, если уже придерживаться такой терминологии.


«ГОРКА»

С этим сталкиваются все отдыхающие, это телефонная связь и Интернет. Чем дороже заплатишь, тем круче спустишься. У многих туристов есть определенный опыт, они сразу покупают сим-карту в аэропорту, но мы понадеялись на отельный WiFi, который хоть как-нибудь, но должен работать. В других отелях мы находили точки, где можно было поймать хоть какой-то сигнал. На этот раз мы не нашли ни одного места, где хотя бы можно было связаться с абонентом, ни говоря уже о качественном общении.
Можно было бы попробовать звонить по роумингу, но мы не знали, получится у нас это или нет и во что это нам обойдется. Основным оператором в Хургаде был Orange, а также здесь работал Vodaphone. Мы вышли в город и пошли по направлению к площади Эль-Дахар. Примерно через один квартал мы нашли магазинчик Vodaphone, где купили сим-карту с оплатой на две недели. Обошлось нам это в 350 фунтов ($22,60).
В отзывах туристов я читал, что кто-то купил в аэропорту сим-карту Orange за $7, хотя неизвестно, сколько нужно было платить за пополнение. В любом случае мы явно переплатили. Через 10 дней нам пришло сообщение, что денег на карте остается ровно на один день, а когда мы пошли пополнять к тому же продавцу, то на оставшиеся 5 дней он потребовал еще 300 фунтов, причем, почему-то не пополнил счет, а поменял сим-карту на другую. Я стал торговаться, и он снизил стоимость до 200 (по-дружески). Понятно, что в этом случае он действовал, как и Кот, когда дружба подразумевает скидку. Нужно понимать, что дружить с вами никто не собирается, это лишь проявление вежливости. Я тоже ко всем обращался «са-хбИ» (мой друг), но это лишь обмен любезностями.

Мы часто ходили на площадь Эль-Дахар на фруктовый рынок и просто на прогулку, и по дороге мы встретили ближе к площади агентства и Orange, и Vodophone, причем – явные представительские магазины, а не лавочку друга. Там даже на улице стояла очередь, поскольку там покупают карты и пополняют счета даже местные, но «уже поздно было пить Боржоми». На «горку» мы взобрались дважды, но так получилось, всегда что-нибудь потеряешь или проиграешь.

Что касается других «горок», то они общеизвестны. Например, пляжные зазывалы: на экскурсии, на массаж, на дайвинг; а также продажа мелких сувениров и снаряжения для плавания. Здесь нужно для себя решить сразу, соглашаться или нет. Всегда есть право выбора или, как любил говорил финансовый директор с моей бывшей работы: «никогда не спешите платить деньги». Ваше право выбирать, где покупать тур: на пляже, у тур агента или на улице. Один из постояльцев отеля заказал тур в Луксор на улице, предоплату он не делал, поскольку ему сказали, что деньги он заплатит перед выездом. Он прождал полтора часа в вестибюле с 5 часов утра, но за ним не заехали. Или, например, экскурсия на батискафе с прозрачными окнами предлагалась на 14-30, хотя известно, что после 12-00 или 13-00 солнце начинает садиться и подводные краски резко блекнут. Нет никакого интереса смотреть на непонятные снующие тени в потемневшей воде возле рифа, лучше сходить в «Аквариум» в 100 м от отеля, и посмотреть за витринами почти на всех представителей фауны Красного моря, вплоть до акул, мурен и прочих экзотических рыб. Когда вы плаваете на батискафе, то никакие рыбы вам специально позировать не будут – что-нибудь увидите, если повезет. Или, например, тапочки для плавания мы купили на улице возле отеля за 120 фунтов ($7,74), я сторговался на 100 фунтов ($6,45); а на нашем пляже в магазинчике можно было купить за $4. Обычно в отеле продают все дороже, но это было исключение: продавец – приятный человек. Я даже консультировался у него по арабскому языку.


«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Вероятно, каждому приходилось встречать в отелях разных экзотических личностей, выделявшихся своим поведением и видом. Среди туристов таких большинство, причем независимо от национальностей. Так что, «клоуны» - это понятие социальное. Я знаю по опыту отдыха в Хургаде, что все очень не любят немцев, даже арабы. Понятно, что арабы пытаются найти общие характеристики в зависимости от страны, откуда приехал турист. Так проще начинать общение и выбрать правильный подход к потенциальному покупателю. Я сбивал с толку продавцов, общаясь с ними по-арабски (по мере возможностей) или по-английски, и вообще я не был похож на русского. На вопрос «ты откуда?», я отвечал «из Sand Beach», а на вопрос «как тебя зовут?» я отвечал «Рамзес 10» (рамзис ашарА), то есть по номеру комнаты отеля R-10.

Итак, вернемся к «немцам». Арабы их не любят за надменность и жадность, немцы держатся особняком и ведут себя как хозяева. В отеле какая-то немка пришла на пляж, заняла топчан и сказала, что это ее место и все окружающие должны держать от нее дистанцию 2,5 метра. На что ближайшая от нее русская отдыхающая показала ей средний палец. Немка пошла жаловаться и ее перевели в другое место. В аэропорту при вылете на спецконтроле нас перевели в другую очередь. Мы перешли, и тут же нарисовался какой-то немец, который начал распоряжаться, чтобы я стал в самый конец очереди, а потом повернулся ко мне спиной и загородил проход. Он не рассчитывал, что получит от меня русский пинок под зад, и правильно рассчитывал, поскольку устраивать драку в аэропорту мне совсем не хотелось. При других обстоятельством я бы показал на место, которое он заслуживает. Представители страны-лузера, которая постоянно распоряжается и создает международные военные конфликты, стали забывать, что их всегда били и будут бить.

В отеле отдыхали «французы» и «норвежцы», скорее всего «бывший наш народ» (как в песне Высоцкого), отдыхали поляки и прочие прибалты, но они вели себя спокойно. Среди отдыхающих было много похожих друг на друга немолодых украинок, которые все время держались вместе и плавали по морю как большие куски жира. Простодушные белорусы и русские ничем особенным не выделялись, разве что пили больше других. Исключение составляла небольшая странного вида семья из Беларуси, которая не очень культурно отдыхала. Лидером у них выступал молодой «мажор», в жизни он был скорее всего «бемолью», а остальные под него подстраивались. Вероятно, это была молодая семья (его жену звали Катя) с тёщей и ее другом. «Бемоль» был весь в татуировках, постоянно сосал электронную сигарету и слушал громкую музыку из серии рэпа. Ходил по пляжу и отелю как павлин из заповедника. Они всех раздражали и всем хамили. Немцы страдали больше всех, и вполне заслуженно, их раздражала громкая музыка.

Нам очень повезло в отеле в том, что мы застали арабскую свадьбу. Я об этом читал в отзывах, где было написано, что Sand Beach чуть-ли не специализируется по арабским свадьбам. Мы пришли из прогулки по городу и застали новобрачных, которые фотографировались в вестибюле отеля. Жених был в черном костюме и в белой рубашке при галстуке, а невеста была одета в длинное платье вишнёвого цвета. Потом они уехали, а в отеле остановились почти на пять дней гости. Приехал, вероятно, целый аул. Женщины престарелого возраста были замотаны в черные одежды, их лица не были закрыты, но головы были покрыты платками из темной материи. На следующий день они уже оккупировали пляж. Сидели кругом на креслах как племя возле костра, а когда кресел не хватило, стали усаживаться на ближайшие топчаны, в том числе на чужие. Отдыхающие отеля начали постепенно переходить на другие места, и вокруг кольца из арабских женщин образовалось подобие «серой зоны». Мужчины сидели отдельно, тоже громко разговаривали, а один из них время от времени затягивал какие-то песни. Некоторые из мужчин и женщин иногда ходили купаться в море, причем они заходили в воду прямо в одежде (включая мужчин). Они не плавали, а сидели тоже группами прямо в воде, вероятно это был один из способов стирать одежду. Примерно через три-пять дней они все разъехались.


«КАЧЕЛИ»

С «качелями» сталкиваются все туристы. Но этот аттракцион очень мало зависит от отеля, а в большей степени от туроператора и от авиакомпании, осуществляющей чартерные рейсы. При выборе тура нужно обратить внимание на дату вылета, иногда разница в один день может вылиться в стоимость перелета на десятки долларов больше (иногда на сто и более). Хороший тур агент на это обратит внимание, а лучше вам ему подсказать. Нам путевка обошлась примерно в $1044, а могла бы обойтись в $1342 (хотя многое зависит и от длительности тура, ее можно и уменьшить на одну ночь и увеличить – лишь бы попасть на подходящие рейсы). Следует учесть, что стоимость перелета съедает почти 60% и более стоимости тура. Поэтому, я не понимаю людей, которые едут на 5 – 7 ночей, они катаются на «качелях». Ваши личные деньги вы тратите на посредников, а не на себя. Лучше уж их потратить на экскурсии или на покупки, а не просто так потерять.

Авиакомпания всё равно вас отвезет, кормить вас в самолете за 3,5 часа не будут, места достанутся такие же, как и всем. Полёт в Египет я описывать не буду, все летают по-разному, а вот ваши «качели» как раз и начинается с прибытия в Хургаду. Ручку чемодана нам практически оторвали, ручка держалась на двух заклепках. Это еще ничего, потому что в прошлую поездку чемодан был пробит каким-то гарпуном, по крайней мере это так выглядело. Вы всё равно не определите «кто виноват и что делать», понятно, что виновата авиакомпания, она отвечает за ваш багаж. А если вы захотите провести расследование, то всего лишь потеряете время. Дальше вы заплатите за визу $25, хотя в Шарм-Эль-Шейх и другие города Синая визы бесплатны. Турфирма предложит вам заплатить за визу на 2 – 3 доллара дороже «за срочность», чтобы не стоять в очереди. Но вы ничего не выиграете, без вас автобус в отель не уедет. Если вы будете очень спешить, то просидите лишние полчаса в автобусе в ожидании других попутчиков. А так вы спокойно купите визу, поменяете деньги, купите сим-карту, да еще и успеете зайти в duty free. После того, как вы отдали первый экземпляр ваучера туроператору, он несет за вас ответственность, пусть за вами бегает.

После окончания отдыха в отеле «качели» движутся в обратном направлении, и это более интересная ситуация. Лучше всего рассказать о том, как это происходило с нами. Нам повезло с временем отъезда из отеля, за нами должны были приехать в 14-25. Мы сдали номер как все и всегда в 12-00, и еще прогулялись на пляж. Купаться мы не захотели, уже накупались, да не хотелось возиться с мокрыми купальниками, упаковали чемоданы и конец. Бывают ситуации хуже, когда отъезд из отеля запланирован на вечер, тогда нужно либо доплачивать за номер до 24-00, либо сидеть где-нибудь до вечера. В отеле после 12-00 вас кормить не будут, следовательно, нужно идти в городское кафе, либо давиться бутербродами где-нибудь на территории отеля. Пресловутый «сухой паёк» всё равно пригодится, потому что в самолете кормить не будут и поесть можно будет уже дома, а это уже будет примерно через 12 часов. Автобус за нами приехал вовремя, но кроме нас ехала еще большая группа с детьми. Оказалось, что у тур агента многие отсутствовали в списке, и мы прождали еще 15 минут в автобусе, пока тур агент что-то выяснял. Веселые «качели» уже заработали.

В аэропорту образовались две длинные очереди на первый таможенный досмотр, поскольку работали только два пункта пропуска. Все пассажиры суетились и перебегали от одной стойки к другой, а время ожидания затянулось. Почти всё время до вылета было потрачено на стояние в очередях, и даже некогда было просто посидеть и отдохнуть. Потом мы долго стояли в очереди возле стоек регистрации. Работали только две стойки, за которыми сидели арабские женщины в черных платках. Складывалось впечатление, что это их первый рабочий день, и они долго смотрели на экран терминала. Иногда к ним подбегал их старший сотрудник и что-то им объяснял. Полубезумные пассажиры перебегали от одной стойки к другой, перед нами образовался своего рода цыганский табор с бегающими и визжащими детьми. Более того, их родители разложили на полу кульки с вещами, и начали их перекладывать в чемоданы. Этот табор загородил проход и задерживал всех; нам пришлось перейти в другую очередь, но там было не лучше. Прямо в очереди, а по бокам ее стояли ограничители, пассажиры внезапно занялись упаковкой своих чемоданов – сначала в плёнку, а потом в клеящую ленту. Очередь опять застряла и мимо нас бегал какой-то дядька, проявляя бурную активность. Потом этот дядька начал ругаться с менеджером на стойке регистрации, причем хватал руками этого менеджера. Менеджер сказал дядьке, что если тот до него еще раз дотронется, то придется разбираться с полицией. Так с дикарями и нужно поступать. Теперь нашей основной задачей было держаться подальше от групп с детьми, иначе мы будем сидеть с ними рядом и, как обычно у нас бывает, дети будут сидеть за нами в самолёте и бить ногами в спинки наших кресел. Всё равно так и произошло, никуда мы от них не делись.

После регистрации нужно было пройти еще раз спецконтроль, причем очередь разбивалась отдельно на женскую и мужскую, женщин проверяют только женщины. Опять же началась свалка, мужчины ставили сумки на движущуюся ленту, потом бежали в свою очередь, чтобы пройти через рамку, потом бежали назад за сумками, здесь на меня «наехал» немец, но я об этом уже написал. При повторном спецконтроле у меня в ручной клади обнаружили перочинный нож, я думал, что мы его переложили в багаж. Мне нож предъявили (странно, что его не обнаружили при первой проверке), и я его подарил контролёру. Всё происходило суетливо, но медленно; мы долго стояли в различных очередях, долго чего-то ждали… В результате, самолёт вылетел на полчаса позже. Чтобы мы не сомневались, в ряду перед нами и позади нас сидели бесконечно орущие и прыгающие дети.

Прилетели в аэропорт, и от нас потребовали установить в телефонах программу «Дома», для контроля нашего двухнедельного карантина, якобы из дому выходить нельзя. Программа вскоре слетела, в чем я не сомневался. Мы вернулись в красную зону с масочным режимом. Защищаться масками от вирусов – всё равно, что защищаться от комаров волейбольной сеткой. Однако, законы пишут очень мудрые люди. Вспомнился старый фильм «Насреддин в Бухаре» с фразой: «Тот, кто носит медный щит, тот имеет медный лоб». К этой фразе вместе с Насреддином могу добавить продолжение: «Поцелуйте под хвост моего ишака».