Последний урок отменяется

Лариса Гладких
               
   Перед первым уроком директор школы собрала весь педагогический коллектив в учительской.
   - Дорогие коллеги, - сказала она, - завтра Международный День Учителя. Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником. Последний урок сегодня отменяется, а вместо него будет праздничный концерт, а потом чаепитие. А сейчас, дорогие учителя, мы все идем на свои уроки по расписанию. Я Вас всех очень люблю и напоминаю главный принцип нашей работы : “Единство в главном, свобода во второстепенном и любовь, любовь во всем...”.    

                УРОК ПЕРВЫЙ

                “ ЦВЕТЫ ДЛЯ ОЧКОВОЙ КОБРЫ “.

   У шестиклассников первым уроком была биология.
   Наталья Петровна посмотрела на Кощейкина немигающим взглядом очковой кобры и сказала :
   - Кощейкин, к доске.
   Поединок между учительницей биологии Натальей Петровной и Кощейкиным продолжался на протяжении нескольких уроков. Целью Натальи Петровны было заставить Кощейкина учить биологию, а Кощейкин всем своим видом выражал абсолютное пренебрежение к этому второстепенному, несерьезному предмету, учить который, по мнению Кощейкина, совершенно необязательно. В начале учебного года Кощейкин полистал учебник биологии, посмотрел картинки и забыл про него напрочь. Но Наталья Петровна забывать про Кощейкина никак не хотела. В журнале шестого класса на странице биологии напротив фамилии Кощейкина уже стояло две двойки за внутреннее строение Рыб, и за внутреннее строение лягушки.
   Кощейкин бодрым шагом вышел к доске, держа руки за спиной.
   - Это Вам, - сказал он и вручил Наталье Петровне веник из сухих цветов. - Поздравляю Вас с Днем Учителя.
   Класс замер. Кощейкин очень надеялся, что от его букета Наталья Петровна упадет в обморок, а когда очнется, то забудет про Кощейкина до самого конца учебного года.
   - Ой, Кощейкин, какой же ты молодец, спасибо тебе большое, - сказала Наталья Петровна. - Ты даже не представляешь себе, как я рада. Ребята, это удивительное растение - зверобой. Если останется время, я обязательно расскажу вам, почему этот цветок так называется.
   Наталья Петровна отложила букет.
   - А сейчас Кощейкин расскажет нам про внутреннее строение Пресмыкающихся.
   Скоро в журнале шестого класса на странице биологии напротив фамилии Кощейкина у двух уже стоявших там двоек появилась третья подружка.

                ПЕРВАЯ ПЕРЕМЕНА

                “ ОДИН НОЛЬ В ПОЛЬЗУ БИОЛОГИИ “

   Прозвенел звонок с урока и в кабинет биологии вошла целая делегация бывших выпускников с красивыми букетами цветов. Они пришли поздравить Наталью Петровну с Днем Учителя.
   Кощейкин чуть не упал со стула. В двух шагах от него с огромным букетом цветов стоял его кумир Игорь Кожухов, вратарь молодежной сборной по футболу. Он когда-то учился в этой школе.
   - Поздравляю Вас, Наталья Петровна, с Днем Учителя, - сказал Игорь Кожухов. - Спасибо Вам за все. Я так часто вспоминаю Вас и Ваши уроки.
   - А я ни одного твоего матча по телевизору не пропускаю, - сказала Наталья Петровна. - В последней игре ты защищал ворота очень хорошо, но на семьдесят пятой минуте гол в левый нижний угол ты прозевал.
   - Прозевал, Наталья Петровна, это точно, - согласился Игорь и улыбнулся. - А Вы нисколько не изменились...
   Вечером дома Кощейкин зубрил наизусть внутреннее строение Пресмыкающихся, а заодно и внутреннее строение Рыб, и лягушек.
   Ночью Кощейкину снился сон. Он стоит на воротах, а Наталья Петровна забивает ему гол с пенальти в верхний левый угол...


                УРОК ВТОРОЙ

                “ ПОД  ПАРУСОМ  НА ОБЛАКАХ “.

   На урок географии ученики седьмого класса бежали с радостью. Им очень нравился молодой учитель Алексей Петрович, с ним всегда весело и очень, очень интересно.
   - Сегодня у нас с вами, ребята, дальнее путешествие на материк Южная Америка, в Бразилию, - сказал Алексей Петрович. - Учтите, ни денег на самолет, ни пригласительных виз у нас нет. Если мы не придумаем сейчас на чем мы туда отправимся, то наше путешествие придется отменять.
   Класс возмущенно загудел.
   - Под парусом на облаках, - вдруг предложила тихая девочка Зиночка Кузнецова.
   Этот вид транспорта всех обрадовал. Во-первых бесплатно и визы никто на Небе не спросит.
   Всем классом вспомнили животный и растительный мир Бразилии, полезные ископаемые, рельеф, крупные города, реки, климат.
   Алексей Петрович взял в руки гитару и запел: “А в солнечной Бразилии, Бразилии моей, такое изобилие невиданных зверей...”. Путешествие началось.
   Звонок с урока никто даже и не услышал... 


                ВТОРАЯ ПЕРЕМЕНА

                “ К ВАМ ПРИШЛИ...”

   - Татьяна Анатольевна, - сказала секретарь директору школы на перемене, - к Вам пришли.
   - Я мама Гарика Сабинина из восьмого класса.
   - Присаживайтесь, - сказала директор школы. - Я Вас внимательно слушаю.
   - Поймите меня правильно, я ничего не имею против Вас лично или против учителей, но возмущена этими бесконечными сборами денег. То мы на одно собираем, то на другое. Вот сейчас День Учителя и мы опять собираем деньги на подарок классному руководителю. Согласитесь, когда Вы передвигаетесь на общественном транспорте, Вам ведь не приходит в голову дарить подарок водителю только за то, что он довез Вас из пункта “А” в пункт “В”. А учителя, извините, конечно, такой же обслуживающий персонал. Промежуточное звено по передаче знаний.
   - Я хочу рассказать Вам одну небольшую историю, - сказала директор школы. - Однажды учительница нашей школы вдруг заметила, что один из учеников в ее классе совсем перестал улыбаться. Ребенок долго не шел на контакт, а потом признался своей учительнице : “Я не люблю людей, “ - сказал он. “Почему ? “ - спросила его учительница. “Потому, что все люди злые,” - ответил он.
   Эта учительница забила во все колокола. Она сама написала сказку о том, как Добро побеждает Зло, как злой человек становится добрым. Она рассказала своим ребятам про преподобного Сергия Радонежского и повезла их в Троице-Сергиеву Лавру. Она достала всему классу билеты в Большой театр и повезла их на балет “Лебединое озеро”. Так шаг за шагом учительница оттаивала застывшее в нелюбви сердечко своего ученика. А ученик этот, между прочим, Ваш сын, а учительница - классный руководитель восьмого класса. Для учителей нашей школы дети - это наша школьная семья, когда за каждого ребенка болит сердце как за родного человека. А Вы говорите - обслуживающий персонал.
  Сколько там Ваш родительский комитет собирал на подарок учительнице ? - спросила директор школы.
   - По двести рублей, - сказала мама Гарика Сабинина.
   - Вот, возьмите, - директор протянула маме Гарика деньги...   


                УРОК ТРЕТИЙ

                “ НЕ СЛЫШУ ГРОМА АПЛОДИСМЕНТОВ...”

   Учительница литературы и русского языка Ирина Анатольевна не спала накануне сегодняшнего урока всю ночь. Сегодня в восьмом классе первое знакомство с творчеством самого любимого писателя Ирины Анатольевны - Антона Павловича Чехова. Ирине Анатольевне очень хотелось, чтобы ее ребята полюбили Чехова так же, как любит его она сама. Перед Ириной Анатольевной стояла трудная задача - с какого произведения начать урок, чтобы восьмиклассников “зацепило”. Несколько раз она репетировала этот урок перед своей семьей. Маленький сын и муж сидели на диване в большой комнате, послушно сложив свои руки на колени, а Ирина Анатольевна выходила к ним из коридора и говорила :
   - Здравствуйте, ребята.
   Муж и сын вставали.
   - Садитесь. Сегодня наш урок литературы посвящен великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову.
   Муж Ирины Анатольевны во время репетиций несколько раз не выдерживал и начинал аплодировать. Ирина Анатольевна делала ему замечание строгим голосом и продолжала дальше.
   Из всех рассказов Чехова Ирина Анатольевна выбрала очень коротенький рассказ “После театра” о девушке, которую Чехов застал в очень трогательный момент ее жизни - предчувствие любви.
   Ирина Анатольевна прочитала ребятам рассказ. Обсудили главную мысль, пофантазировали над судьбой героини. Кому-то она понравилась, а кому-то - нет. “Быть нелюбимой и несчастной это так интересно !” - думала чеховская героиня и разговор восьмиклассников зашел о любви разделенной и неразделенной. Тема рассказа Чехова не оставила равнодушным ни одного ученика в классе.
   - А я думал, что Чехов это что-то очень скучное, - признался Ирине Анатольевне один восьмиклассник. - У нас дома целое собрание сочинений Чехова в книжном шкафу пылится. Надо обязательно что-нибудь почитать.

                ТРЕТЬЯ ПЕРЕМЕНА

                “ А ПОТОМ ОНИ ПОЖЕНИЛИСЬ...”

   Урок закончился, но ребята из класса не уходили. Они стайкой окружили стол Ирины Анатольевны и разговор, начавшийся на уроке, продолжился на перемене.
   - Нет, ну правда, Ирина Анатольевна, почему героиня говорит, что быть нелюбимой и несчастной это интересно ? Что плохого во взаимной любви ? Он любит ее, она любит его, а потом они поженятся, - сказал кто-то, и все засмеялись.
   - Ничего плохого во взаимной любви, конечно же, нет, - сказала Ирина Анатольевна. - Но в неразделенной любви есть боль, которая выливается иногда в гениальные стихи или в гениальную музыку. И многих литературных произведений не было бы, если бы не было любви несчастной, неразделенной. Помните постановку какого произведения смотрела главная героиня в рассказе Чехова ?
   - “Евгений Онегин”, - сказал кто-то из учеников.
   Ирина Анатольевна проговорила с ребятами  всю перемену. Потом она бегом бежала на урок в другой кабинет к другому классу. Она не слышала грома аплодисментов, но чувствовала что у нее, как у чеховской героини из рассказа “После театра”
“... в груди шевельнулась радость : сначала радость была маленькой и каталась в груди как резиновый мячик, а потом она стала шире, больше и хлынула, как волна. ... радость все росла и росла, из груди она пошла в руки и в ноги, и казалось, будто легкий прохладный ветерок подул на голову и зашевелил волосами...”.

                УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ

                “ ИЗ ПУНКТА “А” В ПУНКТ “В”...”

   На уроке физики в шестом классе ребята решали задачи на скорость, путь и время. Дмитрий Сергеевич, учитель физики, задал своим ученикам на дом творческое задание. Они должны были придумать свою собственную задачу и представить ее у доски так, чтобы ее интересно было решать
   - “ Из пункта “А” в пункт “В” вышел пешеход “, так часто пишут в задачах, но это скучно, - сказал Дмитрий Сергеевич на предыдущем уроке. - Вы должны в своей задаче сами придумать, из какого пункта и куда вышел ваш пешеход, а самое главное - зачем ? Что ему не сиделось в этом пункте “А” ? У любого перемещения человека в пространстве должна быть цель.
   Дмитрий Сергеевич заядлый турист. Он сам ведет в школе туристическую секцию и водит ребят в многодневные походы.
   - И вот еще что, - добавил Дмитрий Сергеевич. - Мы идем пешком, не летим, не плывем, а идем своими ногами. А, значит, человеку нужен отдых, человек не может идти все двадцать четыре часа в сутки. Так что не забывайте отнимать в своей задаче время на отдых.
   - Из поселка Измайлово в город Благовещенск вышла я, - сказала шестиклассница Катя Зюкова. Она первая представляла у доски  свою задачу.
   - Ого, путь неблизкий. Через всю нашу страну, - сказал Дмитрий Сергеевич. - Вопрос - зачем ?
   - А я там родилась. У меня папа военный и он там служил. Мы давно из Благовещенска уехали, а я бы хотела со своими друзьями там повидаться.
   - Из поселка Измайлово в подмосковный город физиков-ядерщиков вышел я со своей мамой, - сказал Ваня Смирнов.
   - Зачем ? - спросил Дмитрий Сергеевич.
   - В Дубне живут наши родственники , и неплохо было бы их навестить.
   - Этот поход поближе будет, чем Благовещенск. За день можно управиться.
   - А я хочу до города Сочи дойти, я на море никогда не была.
   - А я бы в Волгоград пешком сходил, - сказал тихий мальчик Коля Рыжов.
   - Зачем ?
   - Там мой папа живет. Родители мои развелись, я с мамой остался. Папу своего я уже два года не видел. Но я его все-равно люблю. Вы, Дмитрий Сергеевич, даже чем-то на него похожи. У него тоже борода и усы.
   Еле-еле успели решить все задачи до конца урока, даже немного задержались на перемене.
   

                ЧЕТВЕРТАЯ ПЕРЕМЕНА

                “ МОЖНО Я ВАС ПОЦЕЛУЮ ? “

   К учительнице третьего класса Татьяне Владимировне на перемене подошла молодая женщина и спросила :
   - Как тут мои охламоны ? Я мама Вани и Димы Грушиных.
   - Как хорошо, что Вы пришли, - сказала Татьяна Владимировна. - У Вас удивительные сыновья, я их очень люблю. Дима талантливо рисует. Мы все его рисунки на стенд вывешиваем, чтобы вся школа видела. А Ваня мой первый помощник во всех хозяйственных делах. Мы его старостой назначили.
   Молодая женщина заплакала.
   - Что с Вами ? - спросила Татьяна Владимировна.
  - Простите меня, пожалуйста. Мы по семейным обстоятельствам сменили несколько школ и ни в одной из них за два года мне ни разу не сказали ничего хорошего про моих детей. Спасибо Вам за добрые слова. Можно я Вас поцелую ?...
               

                УРОК ПЯТЫЙ

                “ АЙ, ЯЙ, ЯЙ, ЛЕПЕХИН, АЙ, ЯЙ, ЯЙ...”

   Алеша Лепехин, по мнению своих одноклассников, знал историю на все двести процентов, но учительница истории Вера Николаевна никогда не ставила ему “пятерку” потому, что Алеша был ее родным сыном.
   Сегодня на уроке Алеша блестяще рассказал про революцию 1917 года, про отречение царя Николая II от престола, про жестокий расстрел всей царской семьи под Екатеринбургом. Перед тем как поставить Алеше окончательную отметку, Вера Николаевна спросила его, а знает ли он, сколько лет было последнему русскому царю Николаю II, когда он был убит ? Алеша не знал, да и никто в классе не знал тоже.
   - Ай, яй, яй, Лепехин, ай, яй, яй, - сказала Вера Николаевна. - Такие подробности должен знать любой патриот России.
   Вера Николаевна поставила Алеше Лепехину очередную “четверку”, но он на маму свою нисколько не обиделся. Он давно уже знал, что в школе к детям учителей повышенные требования. И это, по мнению Алеши, нормально.
   А урок пошел дальше. История, с помощью Веры Николаевны, открывала перед ребятами свою следующую страницу - Россия, но уже без царя...


                ПЯТАЯ ПЕРЕМЕНА

               “РОМАШКА - КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ, СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ”.

   - Светлана Витальевна, а Егоркин самую красивую ромашку из Вашего букета вытащил и на “любит - не любит” погадал, - доложила своей учительнице староста класса Женя Ковалева.
   - Егоркин, если бы ты был совсем, совсем маленьким мальчиком, я бы тебе объяснила, что трогать на учительском столе ничего нельзя. Но ты и сам все прекрасно знаешь.
   - Знаю, Светлана Витальевна. Извините, не удержался. Я больше не буду.
   - Проводи работу над ошибками, - сказала Светлана Витальевна и вздохнула.
   - Я больше никогда в жизни не возьму чужое, - сказал Егоркин.
   - Это очень плохо, - добавила Светлана Витальевна.
   - Это очень плохо, - повторил Егоркин.
   - И неприлично.
   - И неприлично.
   Егоркин уже отходил от учительского стола, когда Светлана Витальевна его окликнула.
  - Миша, а что там тебе ромашка моя нагадала ? Любит или не любит ?
   - Любит, - просиял Егоркин. - Очень даже любит...


               
                ШЕСТОЙ УРОК

                “ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ДОБРА “.

   На уроке химии в десятом классе в этот же день разбирали механизм цепных реакций у предельных углеводородов. Отработали у доски теоретический материал, посмотрели опыт и фрагмент фильма и ждали, все время ждали от учительницы химии Людмилы Михайловны сюрприз, без которого не обходится ни один ее урок.
   - А представьте себе, - сказала, наконец, Людмила Михайловна, - что на нашей планете Земля началась цепная реакция добра. Ты сделал добро одному человеку, он другому, тот третьему... И так до бесконечности. Тогда наша планета сразу превратится в планету Счастья.
   - А остановить цепную реакцию можно ? - спросили ребята.
   - Практически невозможно, пока все вещества полностью не израсходуются.
   - Да этого никогда не будет, чтобы все люди вдруг стали добрыми, - сказал кто-то из ребят.
   - А давайте начнем с себя, - предложила Людмила Михайловна. - Со своего сердца. Настройте свои сердца на любовь и начните цепную реакцию добра со своих родных, друзей или просто незнакомых прохожих на улице. Вы только попробуйте, а на следующем уроке расскажите мне какой длины получилась у вас цепная реакция добра.
   - Машуня, что мне сделать для тебя доброго ? - спросил Юра свою соседку по парте.
   - Меня Маша зовут. Называй меня просто Маша.
   - Да легко, Маша, - ответил Юра и подумал, как, оказывается, просто может начаться цепная реакция добра. Практически без всяких усилий...

                ПРАЗДНИЧНЫЙ КОНЦЕРТ

   После шестого урока в нарядно украшенном актовом зале состоялся праздничный концерт, посвященный Международному Дню Учителя.
   Концерт начался с пронзительных строк, которые затронули сердца всех присутствующих в зале учителей :
                “ Учитель, пред именем твоим
                Хочу смиренно преклонить колени...”