Три брата

Королёва Евгения
В некотором царстве в некотором государстве во времена стародавние жили три брата. Жили дружно не тужили, поле пахали, рожь сеяли, отца с матерью почитали.
Старшего брата Степаном звали – сильный, удалой молодец был, средний брат Егором звался - грамоту знал, книги читал, младший же братец Иванушка любил народ повеселить да потешить.
Но вздумалось братьям податься в столицу, себя показать, на других посмотреть. Попрощались они с родимой сторонкой, с отцом с матерью и отправились в путь.
Шли они ни долго ни коротко, а только в назначенный час раскинулась пред их взором столица во всей своей белокаменной красе.
Вышли братья на главную площадь и попали прямиком на ярмарку. Шум, гам, народу тьма тьмущая. Скоморохи люд развлекают, частушки поют, на трещотках играют.
Иванушка смотрел на них, смотрел, потом не выдержал хлопнул, притопнул и пустился в пляс, песню запел, прибаутку ввернул, шутку вывернул - народ про скоморохов и думать забыл.
Стали Иванушку спрашивать кто он да откуда и постановили, что не гоже пропадать такому таланту, прямая дорога ему во дворец, царя веселить.
Отправились Егор и Степан дальше вдвоём.
Вдруг увидел Степан впереди молодцы силою меряются, канат перетягивают и то одни то другие побеждают.
Усмехнулся Степан, взялся за середину каната и всех силачей разом на свою сторону перетянул.
- Вот так богатырь! – удивились люди и порешили отправить Степана служить в царской дружине.
Егор же тем временем увлёкся другой забавой.
Боярин знатный обещался кошель свой отдать тому, кто угадает по весу сколько в нём монет.
С самого утра бились над той задачкой люди добрые, а решить всё не могли никак.
Взял тогда Егор кошель, прикинул на ладони и сказал, что в нём пять десятков серебряных да ещё восемь бронзовых монет.
Крякнул боярин:
- Всё точно, сошлось! Откуда ж ты взялся? Такие ловкачи царю шибко нужны, будешь в казначействе за порядком следить.
На этом пути братьев на год разошлись.
Верой и правдой служили они царю, кто чем талантлив был, каждый на своём месте, каждый при деле.
Степан дослужил до воеводы, край родной себя не жалеючи защищал.
Егор стал знатным казначеем. И золото и серебро в казну полились рекой. Страна процветала, благоденствовал люд и только ворам туго приходилось.
Иванушка же главным стал скоморохом, царя и народ веселил исправно и любили его крепко люди за это.
Жили в достатке и в почёте большом братья. И лишь об одном они кручинились – на беду свою полюбили братья царевен, дочек царских. Их как раз всего трое – Василиса, Елена и Марфа. Шибко царевны в душу братьям запали. Но как об этом скажешь? Они же не королевичи, не принцы, мужицкого рода-племени!
Но сердцу умом не прикажешь. Пришли братья к царю, в ноги поклонились и всё как на духу выложили: хочешь, мол, казни, хочешь – милуй, а только без царевен нам жизни нет.
Благо царь мудрый был, не стал тут же отправлять братьев на казнь, а задал им вместо того задачку:
- Правду ли люди говорят али нет, то не ведаю, да только слышал я, что есть на свете три дива. Первое диво скатерть-самобранка, с ней голода не будет знать моё царство, второе диво меч кладенец – любого врага одолеть сумеет, а третье диво яблочко с блюдечком весь белый свет покажут только попроси. Добудете их для меня – отдам вам царевен.
Вышли братья из дворца и немедля в путь пустились.
Идут братья куда глаза глядят, впереди река и на берегу сидит старушка.
- Что случилось бабушка? – спрашивают её братья.
- Ох, сыночки, надобно мне на тот берег попасть, а моста-то нет.
- Эка беда! – воскликнули братья и тут же смастерили мост хороший, крепкий: - Пожалуйста, бабушка.
 Обрадовалась старушка:
- Вот спасибо, сынки! А я вам за это уж отплачу. Держите клубок, куда он покатится, туда и ступайте.
Подивились братья, бросили клубок о землю, приказали ему дорогу указывать, тот и побежал рад-радёшенек.
Привёл клубок братьев к лесу дремучему. Стоят деревья, сомкнулись плотно, ветки словно руки переплелись, раскачиваются, ухают.
Чу! Меж стволов старичок мелькнул.
Крикнули ему братья:
- Постой, дедушка, обожди! Что это за место?
- А вы кто такие? – прищурился старичок.
- Мы такие такие-то, - рассказали братья.
- Ну, а я лесовик, охраняю вход в сказку, - сказал старичок. – Трудно же вам придётся, а впрочем милости просим.
Сказал так и расступился лес перед братьями.
- Скатерть волшебная у змея-Горыныча, яблочко с блюдечком у Бабы Яги, меч-кладенец же у Кощея Бессмертного.
Вошли братья в сказку. Там их уже клубочек заждался.
Привёл клубочек братьев к избушке на курьих ножках.
- А ну-ка, избушка, встань к лесу задом, к нам передом, - велел Егор и избушка неохотно со скрипом повернулась.
Вошли братья в избушку и видят сидит на печке Баба Яга, чулок вяжет.
- Фу-фу-фу, - расчихалась Яга, - бывало человечьего духа слыхом не слышно, а тут сразу и обед, и ужин, и завтрак! Полезайте живо в печь!
- Тише, бабушка, не шуми, - сказали ей братья. – Сперва выслушай нас.
Рассказали братья зачем пришли.
- Ох и хитрые же вы, - ответила Баба Яга. – Нет, и не просите. Я тут сотни лет сижу одна, скучно мне, понимаете? Яблочко с блюдечком мне одно утешение. Отдохните немного да своей дорогой отправляйтесь. А я для вас пирожков настряпаю.
Пригорюнились братья только делать нечего. Сидят они на лавке. Увидел Иванушка гусли, подкрутил струны и заиграл, запел песню грустную. Баба Яга тесто оставила, села подле Иванушки и заслушалась. А тот знай себе играет.
Закончилась одна песня, попросила Яга сыграть другую.
Ударил Иван по струнам и плясовую заиграл. Зазвенели гусельки, заплясала избушка на курьих ножках, заплясало тесто в кадушке, заплясал чулок недовязанный, кот с печки свалился и следом в пляс пустился. Яга не удержавшись, тоже танцевать пошла.
Играл Иванушка день, играл два, а на третий Яга наконец не выдержала:
- Ох, милок, перестань! Хорошо ты играешь, да больно стара я стала. Эх как бы мне так каждый день играли!
- Так давай я твоего кота выучу, - предложил Иван. – Эй, кис-кис, иди сюда, не робей, держи гусли так, а лапы этак.
Кот понятливым оказался, выучился быстро.
- Вот спасибо, Ванюша. – обрадовалась Баба Яга. – Весело мне теперь будет. Назову я к себе в гости всякую нежить, пусть моего Котофеича послушают. А ты бери-ка блюдечко с яблочком.
Поблагодарили братья старушку и дальше вслед за клубком отправились.
Долго ли коротко ли шли и вырос пред братьями суровый замок. Стоит подпирает башнями тучи.
Постучали братья – нет ответа, вошли – пусто всё.
- Эй, хозяева, где вы? – крикнул Степан.
Прокатился его голос эхом по залам, раздался в ответ грохот словно грома раскат и вышел к братьям Кощей Бессмертный.
- Что вы натворили? Как вы посмели? Я целую вечность над златом чахну, сосчитать стараюсь. И вот когда мне остался последний сундук явились вы и сбили меня. Я из-за вас всё забыл! Не сносить вам голов!
- Подожди, Кощей, - вышел вперёд Егор. – Шуметь тут бесполезно. Прости ты нас. Показывай сокровищницу, сосчитаю я всё, что в ней есть.
- Как ты смеешь мальчишка! – разозлился Кощей, но в сокровищницу повёл.
Крякнул Егор, сокровищ у Кощея и впрямь видимо не видимо, и принялся за работу. Две недели без роздыху считал, у Кощея уже в глазах зарябило.
Наконец Егор сказал:
- Принимай работу! Столько-то у тебя золота, столько-то серебра. Всё учёл, всё посчитал. Всё точно.
- Ай спасибо тебе, друг разлюбезный! – обрадовался Кощей. – Кабы не ты, зачах бы я тут совсем, заржавел. Проси чего хочешь!
- Меч-кладенец не изволишь пожаловать? – молвил Егор.
- И только-то? – удивился Кощей. – Сейчас принесу, где-то валялся тут. Мне он без надобности. Я же бессмертный.
Взяли братья меч, простились с хозяином и отправились дальше.
Привёл их клубочек к пещере, рядом деревня стоит пустая, никого нет, лишь один перепуганный мальчишка.
- Уходите отсюда, - сказал он братьям. - Съест вас змей окаянный. Давеча он всю деревню к себе в нору уволок. Так назад никто и не выбрался.
Нахмурились братья, подошли к пещере. Топнул Степан так, что земля задрожала и крикнул:
- Эге-гей, змей поганый, выходи на честный бой! Пора за злодейства ответ дать.
В тот же миг взмыл в небо змей Горыныч трёхглавый. Степан же вырвал с корнем дуб вековой и приготовился к бою.
Бились они бились, никто не уступал. Дрожала земля, небо не знало куда от страха деваться. Наконец Степан исхитрился и связал Горынычу в узел все три головы.
- Чего тебе надобно, богатырь? – спросил Горыныч.
- По что людей обижаешь? Куда подевал их? Съел?
- Нет, как можно? – испугался Горыныч. – Варварство это.
- Так куда ты их дел?
- Ох, беда у меня, - пожаловался Горыныч. - Очки я свои потерял. Сам найти не смог и тогда людей попросил для мня их сыскать. Да вы проходите, гостями будете.
- Вот так-так, - восхитился Егор.  – Столько книг я не видал до сих пор!
- Не могу я отдать вам скатёрку, простите, - выслушав братьев повесил голову Горыныч, - самому нужна. Людей, что мне помогают кормить чем-то надо.
Прошёл Степан в соседнюю пещеру и видит сидят там люди довольные, сытые и ничуть не напуганные.
- Что же вы с такой простой задачкой почитай год справиться не можете? – покачал головой Степан.
- Почему же не можем, - засмеялись люди. – Мы очки сразу нашли да только уходить не захотели. Горыныч нас кормит-поит, работать нам не нужно.
- Ах так! – разозлился Степан. – Марш по домам!
Людей как ветром сдуло, а Степан взял очки в охапку и отнёс их Горынычу.
- Вот спасибо! – прослезился змей. – Берите скатёрку.
Сказал так и быстрее читать сел.
Братьям того и надобно. Попрощались они с хозяином и отправились домой.
Пришли к царю-батюшке, поклонились в ноги и отдали что просил.
Царь свою радость скрывать не стал:
- Вот так удружили! Теперь мне вас не зазорно и зятьками назвать. Но слово за царевнами. Коли не захотят идти за вас, я их неволить не стану.
А царевны согласны, тайком влюблены они были в трёх братьев, а коли так то о чём ещё говорить? Велел царь свадьбу играть.