Индустрия расширенной реальности в Южной Корее

Андрианов Владимир 2
                Развитие индустрии расширенной реальности в Республике Корея


Важным направлением цифровой трансформации экономики Республики Корея в период до 2025 г. будет развитие индустрии расширенной реальности.

Термином расширенная реальность (extended reality, XR) обозначается комплекс современных цифровых и видео технологий, которые на различных электронных и коммуникационных устройствах позволяют объединить реальный физический мир с виртуальным миром.

Расширенную реальность относят к иммерсионным технологиям , которые объединяют технологии дополненной реальности (augmented reality, AR), виртуальной реальности (virtual reality, VR) и смешанной реальности (mixed reality, MR).

Дополненная реальность AR – это среда, дополняющая окружающий нас мир в реальном времени. Она создается проецированием цифровой информации (текста, графиков, изображений, видео и др.) на экран различных устройств, прежде всего гаджетов в форме очков.

Это достигается с помощью специальных программ для очков дополненной реальности, смартфонов, планшетов, стационарных экранов или проекционных устройств. Таким образом реальный мир дополняется искусственными элементами и новой цифровой и визуальной информацией.

Технология виртуальной реальности VR позволяет погрузить человека в несуществующую в реальности внешнюю среду. Взаимодействовать с пользователем можно только при помощи компьютера, планшета или смартфона.

Виртуальная среда выстраивается на основе данных с видеокамер, передающих на экран изображение. Технология виртуальной реальности достраивает окружение за границами этих экранов, дополняя изображение настолько, насколько его позволяет захватить камера.

Таким образом, дополненная реальность добавляет в реальный мир виртуальные элементы, а виртуальная реальность создает новый, искусственный цифровой мир, куда может погрузиться человек с помощью специальных гаджетов.

Смешанная реальность MR объединяет дополненную и виртуальную реальность.  При этом AR взаимодействует с внешним миром, VR взаимодействует лишь с пользователями, MR - объединяет оба подхода. Происходит эмуляция функционирования всей или части системы средствами другой системы, без потерь функциональных возможностей или искажения результатов.

Основными производителями гарнитур дополненной реальности, ориентированные на индивидуальных пользователей и потребителей из реального сектора экономики являются американские компании Microsoft (гарнитура - Hololens), Google (гарнитура - Glass), Magic Leap (гарнитуры - Magic Leap One и Cognixion ONE) и китайская фирма Nreal (смарт очки Nreal Light и Nreal Air).

Самой современной является гарнитура дополненной реальности Cognixion ONE, которая имеет нейрокомпьютерный интерфейс (brain computer interface — BCI), способный превращать мысли человека в команды для устройства.

По прогнозам экспертов консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) объем продаж AR-гарнитур и VR-гарнитур может возрасти к 2023 г. в четыре раза примерно до 30 млн единиц в год. Объем мирового рынка   XR технологий к 2025 г. может увеличиться до 480 млрд долларов (2017 г. – 198 млрд. долл.).

Правительство Республики Корея в рамках реализации Генерального плана цифровой трансформации экономики (2020-2025) планирует потратить только в 2021 г. на развитие индустрии расширенной реальности 403 миллиардов вон (371 млн. долл.) .

При этом профильное министерство Министерство науки, информационных технологий и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее – MSIP) планирует направить 44,6 миллиарда вон (41 млн. долл.) на интеграцию AR и VR -технологий в ключевых секторах экономики, таких как промышленное производство, здравоохранение, строительство, образование, розничная торговля и оборона.

В частности, часть средств предназначена на закупку очков дополненной реальности и контента виртуальной реальности.

Ведущий корейский оператор связи компания LG Uplus в настоящее время закупает и реализует на внутреннем рынке очки AR, разработанные китайской компанией Nreal.

Китайская компания Nreal – небольшой китайский стартап, который имеет амбиции стать мировым лидером на рынке очков для AR. На корейский рынок компания поставляет очки двух модификаций Nreal Light и последнюю модель интеллектуальных очков под маркой Nreal Air.

Новейшие очки дополненной реальности от компании Nreal представляют собой носимый 201-дюймовый телевизор, и предназначена для зеркального отображения экрана телефона в 46-градусном поле зрения.

В модели Nreal Air сохранена эстетика солнцезащитных очков и по-прежнему используется micro-OLED дисплеи для создания изображения, накладываемого на глаза.

Гаджет работает с большинством телефонов Android, а также его можно привязать к iPhone или iPad.

При этом корейское профильное министерство MSIP планирует потратить более 22 млрд. вон (16 млн. долл.) в 2022 г. на разработку собственной технологии производства очков AR для промышленного и повседневного использования. Выход на рынок корейских гарнитур дополнительной реальности запланирован на 2025 г.

Кроме государственных ассигнований для реализации проектов с использованием технологий расширенной реальности правительство Республики Корея планирует создать специализированный инвестиционный фонд объемом 40 млрд. вон (около 37 млн. долл.) с привлечением для его финансирования частных компаний, в том числе крупных национальных компаний «Чеболь».

На практике дополненная реальность может быть реализована с помощью очков или простого дисплея, что вполне подходит для инженеров и рабочих в таких отраслях как строительство, промышленность, в том числе авиационная, автомобильная, сталелитейная и нефтегазовой, в отраслях военно-промышленного комплекса и др.   

В частности, в сталелитейном производстве можно применить приложения дополненной реальности для отображения цифровых символов и текста, изображений, статистики и любой другой информации, относящихся для решения текущих производственных задач.

Инженеры и рабочие с расстояния, глядя на металлургическую печь или другое металлургическое оборудование, с помощью специальных очков могут видеть текущую рабочую температуру процесса и многие другие технологические показатели.

В нефтегазовой промышленности эта технология позволит осуществлять удаленный контроль за состоянием трубопроводов, своевременно выявлять утечки нефти и газа в труднодоступных месторождениях.

Удалённый эксперт с помощью AR-подсказок может помочь работнику на месте устранить механические проблемы. Это особенно полезно в «полевом» обслуживании, когда ремонтника отправляют на дальний объект.

В авиационной промышленности эта технология используется на этапе сборки самолетов, что сокращает этот процесс примерно на 30%. AR-инструкции помогают работникам быстрее собирать детали на линии сборки, допуская меньше ошибок, а специалистам по техническому обслуживанию идентифицировать детали, требующие ремонта или замены.

Технология AR активно внедряется в военно-промышленный комплекс и вооруженные силы Республики Корея. В частности, она была опробована на подводных лодках в период проведения учений корейского военно-морского форта.

Технология XR применяется и на предпродажных и рекламных презентациях корейских автомобилей компаний Kia и Hyundai.

Одна их американская креативных студий создает моушн-дизайн для новых марок этих компаний. В презентациях благодаря технологиям XR кажется, что автомобиль движется, но на самом деле на экранах просто меняются декорации и виртуальный пейзаж.

Эту же технологию начали активно использовать в киноиндустрии и шоу-бизнесе, где корейские компании достигли мирового уровня.

Кроме этого, южнокорейское правительство поддерживает и реализует такие проекты, как обучение медицинских работников с помощью дополненной и виртуальной реальности, внедрение испытательных лабораторий на основе XR и искусственного интеллекта для начальных, средних и старших школ по всей стране.

По мнению корейских экспертов главное препятствие более широкого внедрения технологии дополненной реальности в другие отрасли экономики и сферы бизнеса – отсутствие высокоскоростного интернета.

Кроме того, массово и полноценно применять эту технологию не позволяет очень маленький угол обзора существующих устройств.

Вес и стоимость гаджетов также ограничивают AR для массового применения, в идеале AR-устройства должны стать такими, как обычные солнцезащитные очки.

Правительство Республики Корея полагает, что разработка и внедрение технологий расширенной реальности к 2025 г. внесет существенный вклад в создание ВВП.

В период реализация плана по цифровой трансформации экономики Республики Корея предполагается увеличить занятость и создать к 2025 г. в экономике 1,9 млн. новых высококвалифицированных рабочих мест, в том числе по направлению Новый цифровой курс  -  903 тыс., по направлению Зеленый новый курс – 659 тыс. и по направлению
Надежная система социальной защиты – 339 тыс. человек.

Очевидно, что весьма амбициозные цели и задачи, поставленные в Генеральном плане цифровой трансформации экономики Республики Корея (2020-2025) в том числе и по направлению развития индустрии расширенной реальности, в случае их успешной реализации позволят стране не только сохранить статус ведущей мировой инновационной державы, но и достичь новых высот в развитии цифровой экономики, формировании креативного класса и инклюзивного общества.