37 лет на Украине. Часть 12. Резинотехнический зав

Александр Сивухин
37 лет на Украине. Часть 12. Резинотехнический завод.

Странную судьбу конструировала моя непутевая голова. Я, который мечтал посвятить свою жизнь только электронике, вдруг покинул свой любимый радиозавод, и окунулся в нефтехимию. Но и это, оказалось, было еще не все!

Никто не мог предполагать, что я стану еще заниматься резинотехническим производством, и даже, не долгое время, пивоваренным производством... Впрочем, обо всем по порядку.

Я уже говорил, что стали мы жить в регионе с химико-технологическим уклоном. Кроме НПЗ в Лисичанске было еще несколько заводов связанных с химией. Таких, как: содовый завод, работающий на местном сырье, стекольный завод, клеевой, техтканей, завод по выпуску красок, и др. Одним из химзаводов был в городе и завод резинотехнических изделий.

Итак… Отработав на нефтезаводе семь лет, сначала простым слесарем КИПиА, потом мастером, потом старшим мастером, понял, что это все не мое. Мне настолько это все надоело, что я не знал, куда бы сбежать от этой работы.

Я технарь по натуре, люблю заниматься ремонтом и конструированием технических устройств, в основном – электроники. Теперь же мне приходилось решать организационные вопросы, руководить людьми, отчитываться перед начальством, получать оплеухи и от тех и от других. Разные общественные нагрузки тоже повесили на меня. Художественная самодеятельность в цехе, рационализаторские обязанности, курсы повышения квалификации для рабочих.  Все это, сам не заметил как, оказалось на моих плечах. Пока я не получил квартиру, приходилось терпеть эти нагрузки. За бесплатно, разумеется. Потом, уже когда мы и квартиру получили, все как-то привыкли, что человек  это все тащит на себе. Ну, и пусть тащит…

Один мой дружок, с которым мы ходили в секцию каратэ, устроился работать на завод резинотехнических изделий, который находился в пяти минутах ходьбы от нашего дома. Он подсказал мне идею, что на этот завод требуются наладчики киповского оборудования. Зарплата почти такая же, как и на НПЗ, зато близко от дома, и что главное – никакой нервотрепки.

Где, думаю, наша не пропадала? Пойду, узнаю, что это за завод?

Пришел в отдел кадров завода РТИ, где мне дали временный пропуск для прохода на территорию производства и записку к начальнику цеха КИПиА по вопросу трудоустройства.

Я нашел этот цех, встретил там своего дружка - каратиста, очень кстати, который показал мне кабинет начальника.

Действительно, в цехе свободной оказалась должность наладчика киповского оборудования. Начальник посмотрел мои дипломы, расспросил, где и кем я работал до этого момента, и без разговоров подписал записку для отдела кадров с согласием на прием меня на работу наладчиком.

Далее все происходило очень быстро. Быстренько уволился с НПЗ, благо, что меня там больше ничего не держало, так как квартиру я уже получил, и через неделю уже работал на заводе резинотехнических изделий наладчиком контрольно-измерительных приборов.

Тут были уже совсем другие запахи. К которым опять же пришлось привыкать две недели. Постепенно я перестал их замечать, а даже наоборот, полюбил эти запахи.

Наверняка все знают, это ни для, ни кого не секрет, что настоящая резина получается путем вулканизации при нагреве сырой резины до температуры в пределах 170 градусов по Цельсию, при давлении от 2-х до 3-х атмосфер. В течении двадцати минут, если резиновую смесь подержать в таких условиях, она превращается в ту резину, какую мы видим на всех резиновых изделиях.

Самые умные начнут перечислять: резиновые сапоги, шины и камеры на автомобилях, тракторах, бронетранспортерах, самолетах; резиновые шланги, тормозные шланги, резиновые мячи, груши, грелки, резиновые лодки, транспортерные ленты, резиновые самолетные баки и разная мелочевка – прокладки, сальники, колечки, пробки…

Все, что я перечислил, как раз и делали на этом заводе. Штат завода составлял около семи тысяч человек. Это почти в два раза больше, чем на НПЗ. Работа была организована в три смены. Получается, по две с лишним тысячи человек в смену. Со всего Лисичанска автобусами свозили рабочих.

Территория завода, естественно была раз в пять меньше, чем у нефтегиганта, и цеха завода РТИ тесно жались друг к другу. В каждом здании рабочих, занятых изготовлением резиновых изделий, находилось по нескольку сотен человек, где они трудились, если посмотреть со стороны, как в муравейнике.

Оборудование, соответственно, было приспособлено под выпуск определенного вида резиновых изделий.

В основном специальные температурные формовочные прессы, автоклавы, горячие прокатные станы, резиносмесители для приготовления резиновых смесей, много чего еще… Был даже цех, где клеили резиновые лодки.

Потом, когда я уже освоился, и познакомился со всеми цехами, между делом, выпросил у женщин, которые клеили лодки, ненужные куски заготовок листовой резины, из бракованных,  чтобы из них склеить себе две нормальные резиновые лодки для рыбалки.

Основным объектом моего поля деятельности в тот момент, когда я устроился на работу, стал цех номер шестнадцать, который только-только выстроился и должен был выпускать мягкие баки для авиационной промышленности.

Представьте себе огромный корпус здания, без потолков. В самом центре несколько штук внушительных автоклавов, в которых происходит процесс вулканизации. Специальные формы, напоминающие самолетные крылья, на высоких стапелях, оборудованных мощными лебедками, громоздились рядом с автоклавами.

Несколько человек рабочих потом эти формы заполняли листами сырой резины. Формы закрывались, и с помощью лебедок и электромоторов отправлялись внутрь автоклавов. Дальше уже работает автоматика, которая управляет режимом варки резины.

Вот мне и пришлось налаживать эту автоматику, после того, как монтажники все смонтировали и уехали. А я с технологом цеха, несколькими рабочими, подбирали режим нагрева и давления в автоклаве с помощью перегретого пара, в среде которого происходил процесс вулканизации резины мягких баков.

За четыре года, что мне предстояло проработать на этом заводе, по мере того, как вводили в строй новое оборудование, я переходил из одного цеха в другой, каждый раз настраивая и пуская устройства автоматики и управления.

Однако, основным моим рабочим местом, был наладочный и монтажный участок в центральном здании КИПиА. Мастер утром  давал задание, а дальше я уже шел по наряду в нужный цех, где непосредственно уже занимался наладкой или ремонтом.

Кроме чисто технической работы, приходилось нашему персоналу заниматься и бытовыми проблемами. Например, нас периодически заставляли скашивать траву вокруг своего цеха. Сейчас, в связи с этим, расскажу один интересный момент, который запомнил.

Досталась мне как-то очередь немного покосить. Поскольку в детстве я вырос в деревне, то косить траву для меня, в качестве разминки, являлось сплошным удовольствием.

С утра пораньше, придя на работу, переодевшись в рабочую одежду, беру косу, напильник и топаю на территорию. По мере того, как в процессе кошения постепенно разогреваюсь, то снимаю с себя верхнюю одежду по частям, пока не остаюсь с голым торсом. Эх! Раззудись плечо, размахнись рука, ты пахни в лицо ветер с полудня! Некрасова вспомнили?..

Вдруг в высокой траве обнаруживаю клад! Вернее, - закладку. Лежат, не видные со стороны, сваленные кучей несколько резиновых лодок. Штук шесть – семь. Упакованные в чехлы, как положено. С веслами, резиновыми насосами, ремкомплектами. Видимо, кто-то временно спрятал эти лодки в траве для себя, чтобы потом перебросить через забор. Иными словами,  как я уже догадался, это были обыкновенные ворованные лодки.

Что делать? Иду к мастеру, и шепотом ему наедине рассказываю про эту закладку. Он мужик был ушлый, еще тот деляга. Я уже знал, что у него были связи в охране на одной из проходных. Пошли мы с ним на территорию, где я косил траву, прихватив с собой тачку. Лодки, всю кучу, погрузили себе на тачку, прикрыли брезентом, и отвезли в цех, на участок. В тот же день, вечером, эти лодки он перевез на цеховом мотороллере к себе в гараж. Мне он дал две штуки, остальные продал втихаря между своими знакомыми по соседним гаражам.

Как я уже говорил, на резинотехническом  заводе я проработал около четырех лет.

Пока не грянула перестройка. И вот тут началось!.. Союз развалился. Народ никто не спрашивали, зачем все это затевалось? Мы только с ужасом следили за происходящими событиями. Газеты страшно было читать. Началась неразбериха, безработица, бандитизм, рэкет…

Жили, жили… Все было нормально. Своя квартира, дача, гараж, машина. Ребятишки растут, в школу ходят, в кружки разные. Мы со свояком почти каждые выходные на рыбалку мотаемся. Иногда на двух машинах выезжаем семьями на природу, на шашлыки, с палатками, лодками, удочками. Красота!  И вот, тут! На, тебе!..

Поначалу стали замечать то, что зарплату почему-то стали задерживать. Отгрузка продукции с завода резинотехнических изделий перестала происходить. Раньше вереница фур возле завода стояла, забирали наши изделия. А тут вдруг все прекратилось. Через границу товары возить запретили, а куда теперь девать эти все шланги, транспортерные ленты, прокладки, сальники, резиновые баки, лодки? Сбыта не стало, заказов не стало. Зарплаты тоже не стало.

Рабочих начали помаленьку сокращать. Из семи  тысяч человек на заводе оказалось что-то менее половины. Не вдруг, не сразу, дошла очередь и до меня. Новое оборудование перестали монтировать, наладчики оказались не нужны. Начальник цеха относился с симпатией ко мне, уважая мою квалификацию, способность налаживать, ремонтировать сложные приборы, некоторое время держал меня в штате. А что толку? Если зарплату не платят.

И подался я в кооператив.

Забегая вперед, скажу, что в настоящий момент, на заводе РТИ осталось работать человек двести-триста. Это из семи-то тысяч человек!.. В основном, остались: охрана, подсобные рабочие, сварщики, грузчики, часть администрации. Рабочие занимаются демонтажем, разборкой и резкой оборудования, которое затем продают на металлолом, за счет этого и живут. Скоро там будет чистое поле…