Я хотел бы в этой статье обосновать свою версию, кто написал " Илиаду " под именем Гомер. Мне не хотелось что - либо подгонять под шаблоны, а логически обосновать и закрепить доказательством, ведь спор - это утверждение без доказательства, а там, где есть объективное доказательство, то есть такое доказательство, которое принимается всеми по типу трюизмов: Псков - город, Марс - планета, там нет места спору.
Итак.
Известно, что историю о троянской войне исполняли др. греческие певцы - сказители ( аэды ) речитативом ( нараспев ) под аккомпанемент музыкального инструмента. Об этом можно прочитать везде и всюду.
Создаётся впечатление, что только эту историю аэды в др. Греции и рассказывали. Но это не так. Было много аэдов и они исполняли совершенно разные истории. Если бы записали и другие истории аэдов и переложили на литературный язык, мы бы знали ещё о каком - либо сказители. Но мы знаем только Гомера. Также мы знаем, что в шестом веке афинский тиран Писистрат приказал записать историю о троянской войне и ежегодно её публично исполнять на Панафинеях. Зачем Писистрату этого хотелось. Писистрат был профессиональным военным, он был архонтом - полимархом. Участвовал и командовал афинскими войсками в сражениях афино - мегарской войны, в битве при Паллениде и в сигейской экспедиции. Ему как авторитарному правителю хотелось свои военные дела закрепить в сознании людей в литературной форме. К тому же он приходился родственником старшему сыну Нестора ( одному из героев троянской войны ) Писистрату. Это вполне могло льстить афинскому тирану. Так что публичное исполнение было своего рода возвышением и восхвалением Писистрата. Не знаю, родители или Писистрат сам выбрал себе такое имя, но оно означает " стойкость ( упорство ) армии ". При нём Афины стремились закрепиться в районе Черноморских проливов, контроль над которыми имел важное место в дальнейшей внешней политике афинян. Это тоже вполне могло быть причиной выбора истории о троянской войне.
Что же мы ещё знаем. То, что Писистрат был чемпионом Олимпийских игр ( гонки колесниц ) ( 532 до н. э. )
Также знаем то, что было поручено Ономакриту разработать официальный текст гомеровского произведения. Считается, что именно он подготовил ( по легенде ) афинское издание поэм Гомера. Вот только почему " по легенде ". Почему именно ему не быть автором литературного текста приписываемого Гомеру. При дворе Писистрата кроме него больше не было никого, кто бы мог эту работу выполнить ( История больше никого не упоминает в этой связи ). Поэтому выбор на него, как на автора литературного текста, вполне логичен. Тем более, когда узнаёшь о нём подробнее, ещё сильнее подозреваешь его в авторстве.
Так кто же такой Ономакрит.
" Ономакрит — афинский поэт VI в. до Р. Х., важнейший представитель древнегреческой мистической поэзии. Им составлены так называемые "Оракулы" — сборники пророческих песен, приписываемых Орфею и Мусею. Под именем Орфея О., как полагают, написал поэтическую историю богов ( " Теогонию " ). О. пользовался большим влиянием при дворе Писистрата и сыновей его, но одно время был в немилости тиранов, за допущенное им тенденциозное искажение в тексте " Оракулов ". Впоследствии О. вместе с Гиппием жил в Персии, где своими песнями старался склонить Ксеркса к войне с Грецией. "
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Обращает на себя внимание " Теогония " - в " Илиаде " о богах написано не мало.
Геродот рассказывает, что Ономакрит был нанят Писистратом для того, чтобы собрать вместе пророчества Мусея, однако Ономакрит вставил в текст фальшивые предсказания собственного сочинения. Разоблачил подлог Лас Гермионский. В итоге Ономакрит был изгнан из Афин сыном Писистрата Гиппархом. Впоследствии Ономакрит помирился с Писистратом. Согласно Геродоту, пророчества Ономакрита повлияли на решение царя Персии Ксеркса I начать войну с Грецией.
Согласно сообщению Павсания Ономакрит был первым орфическим теологом и поэтом.
Ономакрит был ещё и мифографом.
Мифографы составляли пересказы отдельных поэтических произведений — драм или эпосов и пытались привести их мифические сюжеты во взаимную связь.
Как пишет проф. В. Н. Ярхо, термин мифограф означает по своему составу « пишущий ( излагающий ) мифы », под мифографией в антиковедении понимается в первую очередь художественная интерпретация мифов, а во вторую — их изложение, уже получивших воплощение в художественных произведениях.
В " Илиаде " много мифологических персонажей.
Ономакрит помогал Писистрату при редактировании произведений Гомера и, говорят, позволял себе при этом делать некоторые поправки.
( Я думаю, при редактировании гомеровских историй, записанных со слов аэда. Что касается элементов жизни 10 - 8 веков в эпосе, то автор намерено мог их ввести для более убедительной истории, им рассказанной. Материал мог брать из мифов этих веков. Мало верится, что аэды могли это сохранять в своих песнопениях.)
Итак, я поместил всё, что нашёл в Интернете об Ономакрите. Ничего пока моего. Просто собрал все сведения о поэте и показал, что Ономакрит вполне мог написать литературный вариант " Илиады " на устном варианте аэдов, который не носил характера литературного произведения: стихи и гекзаметр, а был, скорее всего, прозаический.
Анаграмма
А теперь напишу то, что, на мой взгляд, делает Ономакрита автором литературного эпоса " Илиада ".
Вот как пишется по - гречески имя Гомер ( 1 ).
Ниже идёт на греческом имя Ономакрит ( 2 ). Я предполагаю, что Ономакрит своё имя немного переделал, чтобы, с одной стороны, оно звучало как изначальное, но, с другой стороны, чтобы в самом имени просматривалась анаграмма " Гомер ". У меня была одна загвоздка: в имени " Ономакрит " вместо буквы " ита " ( 3 буква в имени " Гомер " ) есть гласная " йота " ( 4 буква с конца в имени " Ономакрит " ), но на слух анаграмма с этой буквой произносится идентично слову " Гомер ". Если Ономакрит немного переделал своё имя ( я предполагаю ), то почему " йоту " не поменял на " иту ", ведь тогда анаграмма была бы копией слову " Гомер ". Может, он не хотел, чтобы в его имени прочитывалось слово " Крит "... Вот как на греческом это слово пишется ( 4 ). Не хотел, чтобы потомки, кто прочтёт его имя, не думали, что он с Крита..., трудно сказать.
Конечно, может анаграмма и случайна, но она присутствует в имени того, кто в Истории " считается, что именно он подготовил ( по легенде ) афинское издание поэм Гомера ". Тогда можно сказать, что само провидение оставило печать в виде анаграммы в имени этого поэта!
Так как он не писал поэму с нуля, а только переписывал её на свиток по заданию Писистрата ( как вполне могло при дворе считаться ), то он не мог имя Гомер поменять на своё имя. Но он хотел, чтобы потомки знали, кто прочтёт анаграмму в его имени, что это он написал литературный вариант поэмы " Илиада ".
Можно рассмотреть и такой вариант, что после его смерти кто - то переделал его имя под анаграмму для потомков.
* " Под именем Орфея О., как полагают, написал поэтическую историю богов ("Теогонию") "
( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. )
Геродот рассказывает, что Ономакрит был нанят Писистратом для того, чтобы собрать вместе пророчества Мусея, однако Ономакрит вставил в текст фальшивые предсказания собственного сочинения. Разоблачил подлог Лас Гермионский. "
Из выше написанного текста видно, что Ономакриту было свойственно в некий текст, который надо было перевести на поэтический язык, добавлять что - то своё - это и понятно: поэт всегда будет что - то присочинять, такова природа творческой личности. Почему я это пишу..., да потому что известно, что Елена и вся история с ней в " Илиаде " придумана Гомером - никакой мифологии о ней не было, её ( мифологию ) создал Гомер. Ономакрит был также и мифографом. Поэтому придумать некий миф ( историю ) ему было не трудно.
В " Илиаде " мы видим клубок поэзии, мифов и вымысла, то, что видим в личности Ономакрита. В Истории того периода не видно больше никого, кто мог бы быть таким же как Ономакрит.
Согласно сообщению Павсания Ономакрит был первым орфическим теологом и поэтом.
Вся " Илиада " наполнена богами, им посвящено в ней очень много места и одновременно это и поэзия - " ...Ономакрит был первым орфическим теологом и поэтом. "
Что ещё может указывать на Ономакрита как автора " Илиады "... Например, список кораблей, написанный в эпосе, перечисление городов и огромное количество географических местностей... и многое другое, что я не перечислил. Откуда автор мог всё это узнать...Ономакрит жил и работал при дворе афинского правителя Писистрата и позже его сына Гиппия. Не исключаю, что при дворе вполне могла быть библиотека - коллекция разных свитков. Список кораблей может иметь реальное историческое происхождение - это список кораблей, которые могли быть в распоряжении Писитрата. В " Илиаде " описано больше ста ранений - это тоже в пользу Ономакита. Писистрат был военным, участвовал в военных походах, а значит в Афинах могло жить не мало ветеранов верных правителю. Именно от них Ономакрит мог узнать о разных ранениях. Также при дворе мог быть врач, который тоже мог рассказать о ранах.
Ну, хорошо - мне скажут, - а почему тогда у автора имя Гомер, а не Ономакрит. Вполне логичный вопрос... А действительно, почему...
Я думаю, ответ кроется в ментальности древних греков, которым было свойственно предавать забвению того, кто, по их мнению, этого заслуживал.
Вспомним Герострата, который поджёг храм Артемиды в Эфесе в 356 г. до Р. Х. Если бы не др. греческий историк Феопомп, то о Геростате действительно не было бы ничего известно. А скольких геростратов греки обрекли на неизвестность... Просто мы ничего про это не знаем, вот нам и кажется, что ничего такого быть не могло.
Когда афиняне свергли Гиппия, то Ономакрит вместе с ним бежал в Персию, где склонял Ксеркса к войне с греками ( по просьбе, надо полагать, Гиппия ).
" Впоследствии О., вместе с Гиппием, жил в Персии, где своими песнями старался склонить Ксеркса к войне с Грецией."
( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. )
Согласно Геродоту, пророчества Ономакрита повлияли на решение царя Персии Ксеркса I начать войну с Грецией.
" Илиада " осталась в Афинах. Греки, возможно, оценили её очень высоко ( сейчас бы назвали её гениальной ) и не смогли предать забвению. Но вполне могли имя автора " Илиады " предать забвению и дать имя то, которое упоминали аэды, рассказывая историю о троянской войне, в отместку за склонения Ксеркса к войне с греками. На память приходит др. греческий бронзовый памятник " Тираноборцы ", посвящённый Гармодию и Аристогитону. Афиняне предавали большое значение свержению правителя Гиппия, которому верным остался Ономакрит. *
* - добавлено 7 марта 2022 года
** Что ещё может быть в пользу Ономакрита...
Текст " Илиады " написан очень профессионально - его не мог написать аэд, так как такой текст требует грамотности и знания тонкостей текстовых инструментариев, а аэды были безграмотными. Даже если они обладали грамотностью, то писательским навыком они точно не обладали, чтобы сходу написать гениальное произведение с текстовыми особенностями - для этого нужна подготовка как в смысле знаний, о чём я написал выше, так и писательский опыт.
Есть ещё одна тонкость не в пользу аэдов: это письменные принадлежности. Сейчас любой может создать текст и поместить на литературный сайт, что мы и видим. В шестом веке до Р. Х. письменными принадлежностями не мог обладать любой - они стоили очень дорого. Вот поэтому при Августе, первом правителе Римской империи - императоре, поэтов материально поддерживали, чтобы они имели возможность воспевать Августа. Похожая ситуация, возможно, была при афинском дворе Писистрата - правителе и военноначальнике. Я уже выше писал, но здесь ещё раз повторю, что публичное чтение истории о троянской войне на Панафинеях - это воспевание и возвеличивание Писистрата как полководца. Ономакрит по заданию Писистрата переписал историю со слов аэдов и сделал, как мы бы сейчас сказали, литературную обработку, переложив в стихи, в размер гекзаметр, добавив в историю много своего.
Есть одна особенность в произведениях Гомера, о которой я бы хотел написать. Не мной сказано, что " Илиада " написано зрячим, а " Одиссея " - слепым поэтом. Вот по этой особенности считается, что " Одиссею " написал другой поэт. У меня есть принцип: если есть хотя бы ещё один реалистичный довод, то утверждение не стопроцентно. Я склоняюсь к тому, что " Одиссею " написал Ономакрит. Почему... Считается, что " Одиссея " не так цельна как " Илиада ". Вполне возможно. Если Ономакрит писал " Одиссею " в Персии, куда бежал с афинским правителем Гиппием, после его свержения, то он писал по памяти, не имея возможности воспользоваться библиотекой, о чём я писал выше, отсюда и не цельность эпоса. К тому же психологическое состояние тревожности не давало ему написать за раз, а писал урывками. Не надо забывать, что Ономакрит профессионал в мифологии, а " Одиссея " сплошная мифология. Я бы это сравнил с тем, что библеист написал бы некую историю с тонкими и трудными особенностями Библии, которые может знать только профессионал. Что касается того, что " Илиада " написана зрячим, а " Одиссея " - не зрячим, то у меня есть такой довод: если Ономакрит был гений, то он мог решить написать " Одиссею " по другому, чтобы не повторяться. Вполне он мог решить написать как будто автор слепой. Если это было так, то придумка и исполнение достойна гения!!! **
** - добавлено 10 марта 2022 года
PS:
Это только версия - я не утверждаю на все сто. Я исходил из той данности, которую увидел.
Ноябрь 2021
Санкт - Петербург
Другие работы: http://www.proza.ru/avtor/danyur223