Мама

Алексей Ратушный
Давай присмотримся к моей маме

Деталь, которая ускользает от внимания читающих.
Однако, если начинаешь вникать…
Если только начинаешь вникать…
Текст будничный:
Серёжа родился 21 октября 1955 года.
Другой человек, родившийся 21 октября 1955 года только что жёстко ограничил права жителей ряда городов Ханты-Мансийского автономного округа.
Так что lата сама по себе не простая.
Применительно к моей маме она имеет и второе значение.
Точнее приобрела его в 2004-ом году.
Её второй сын Серёжа родился 21 октября и мама всегда с особым волнением ждала именно этот день.
Так было и в октябре 2004-го года.
В своей квартире номер 9 на Шаронова 33 мама ждала появления Серёжи, который в очередной раз скрывался и от властей и от бандитов и был уже должен какие-то астрономические суммы но Уралмаш как мог прикрывал своего.
Мама очень волновалась. Встала в шесть, зажгла свет у себя в комнате, на кухне, в коридоре, в ванной. Моя ученица Гузель спала в большом зале. Ей предстояло идти в университет на занятия.
В общем то ли Гузель ушла, то ли нет – покрыто мраком.
Я с тех пор так и не смог её повидать и расспросить.
Серёжа с супругой Любой пришли где-то к девяти.
Мама ждала его прихода больше жизни.
Буквально!
Он обнаружил её спящей вечным сном на своей кровати в окружении всех двадцати её кошечек и Бобика.
Как объяснили потом врачи, она прилегла около восьми на кровать и тут остановилось её сердце.
Она не дождалась его – они разминулись во времени на один час.
Она умерла именно в день его рождения!
Так один из самых праздничных дней моего детства превратился в один из самых печальных дней в моей старости.
Но сегодня я не об этом.
Это просто одна важная деталь.
А вот суть вопроса.
Что это означает: «Родила 21 октября 1955 года»?
55/56
56/57
57/58
58/59
59/60
Это не случайный ряд.
Это интервал времени обучения в Свердловском Горном институте.
55/56  1 курс
56/57  2 курс
57/58  3 курс
58/59  4 курс
59/60  5 курс
Это время, когда моя мама училась на геофизика.
На дневном отделении.
Изучала капитально высшую математику.
Изучала серьёзную физику.
Мне было пять лет, а я уже знал и понимал такие слова, как логарифм, сейсмика, гравика, электроразведка, магниторазведка, радиация, радианы, теодолит, триангуляционный пункт и другие.
Особенно привлекали меня друзы, сталактиты и сталагмиты, октаэдры, тетраэдры и тому подобные тексты.
Читать я научился в четыре года по афишам, мимо которых мы с мамой ходили по городу.
А такая странная осведомлённость была мне обеспечена дорогим родным Свердловским Горным институтом, в стенах которого я натурально рос!
С момента поступления мамы на самый первый курс она сразу устроилась подрабатывать в нём ночным сторожем геологического музея и его же уборщицей.
Вечером мы с мамой шли на работу в институт!
Ночевали в нём и утпром мама приводила меня домой к Роне и бабушке. Так на два ночных спальных места в комнате становилось меньше и остававшимся там спать было чуток полегче.
Но я вновь не об этом.
Это важные детали но сегодня я акцентирую внимание на самом главном.
В институт зачисляют в августе. В самом конце августа студент уже получает и корочки студента, и расписание занятий, и список литературы… Дело то серьёзное!
А теперь начинаем вникать.
Август 1955-го года!
А 21 октября нам рожать!
И рожать не первого!
Первый уже умеет сам читать и стоит вот тут, у ног беременной!
Беременной не семнадцать лет.
Она родилась 2 февраля 1928 года в далёком-предалёком Киеве. Ей уже 27 лет!
Что же это ты девонька так припозднилась?
А это она не сама припозднилась!
Это её малость припозднило родное самое лучшее в мире советское государство.
И ведь реально самое лучшее.
Вот, поступила в 1955-ом году, и её пристроили на подходящие работы.
Вошли  в положение!
Положение-то и впрямь интересное!
Беременная! На сносях!
Второго!
На дневное отделение!
Это же надо будет ежедневно ходить на лекции, работать в библиотеках, в лабораториях, выезжать на практики в полк, а на руках будет младенец!
И его надо будет кормить грудью!
Тогда широкая общественность другого способа кормить младенцев ещё не освоила.
Вот начинаешь вникать и…
Меня лично охватывает!
Окатывает как кипятком!
И ведь это было реально!
И это я стоял с нею рядом!
Это мне в лицо била тугая струя молока из её груди.
Это я каждую ночь насмотревшись на разнообразные минералы в музее мирно засыпал на трех табуретках поставленных в ряд у стеночки!
И её одногруппники и одногруппницы рассаживались вокруг нашего главного дубового стола и разложив на нём свои конспекты и справочники весело готовились к экзаменам.
Какие люди!
Какое фантастическое время!
Какие судьбы!
Мама!