Shamil... - эпизод с матерью

Вячеслав Алипатов
      В феврале 2001 года, по роду работы, я был в числе участников деловых поездок по ряду субъектов РФ в Южном регионе, в том числе и в Дагестане.
      Встречали нас руководители разных рангов в населенных пунктах и в самой столице Дагестана в Махачкале радушно - "с хлебом, солью и прекрасным вином".
      Удивило то, что гостиница, куда нас поселили в центре города, выглядела как крепость, огороженная крепким каменным забором, с вооруженными часовыми по периметру на вышках и колючей проволокой поверх забора.
      Роль лифтеров выполняли автоматчики в касках. Это наводило какую-то жуть.
      В кабинетах руководителей, которых мы посещали, на нас с портретов приветливо смотрели из почетных мест - Президент России и Шамиль - предводитель двадцатилетней Кавказской войны с Россией.
      Покидал я Махачкалу с подарком - репринтным изданием "Шамиль на Кавказе и в России".
      Книгу репринтного издания 1889 года в С-Петербурге - читал с большим познавательным интересом от корки до корки. Особенно запала мне в душу глава V, в которой описывается факт усмирения Чечни и трогательно до слез - эпизод с матерью.
      Всему миру известно, что Народы Северного Кавказа насильственно покорены Россией и это произошло после того, как был пленен 25 августа 1859 года их предводитель - имам Шамиль.
Издание "Шамиль на Кавказе и в России" интересно не только историческими описаниями событий Кавказской войны, это еще и подсказка.

      Время показало - горцы чтут своего Шамиля. Он по-прежнему жив в их сердцах и храним в памяти народной.
      Однако, Шамиль никогда не воевал с мирными гражданами в России, а только с русскими войсками и то, на своей территории.

      Помню, еще в советский период, когда я был в Сухуми как турист, местное население нас воспринимало не дружелюбно, словно как оккупантов. Как-то я спросил у группы юношей на улице в Сухуми, почему к нам здесь так недружелюбны. Я, например, родом с Тихого Дона, донской казак, и все знают, что город Ростов, это "ворота Северного Кавказа". Вот ты, обратился я к выпускнику школы - куда пойдешь учиться. Здесь, в Сухуми, у тебя перспектив точно нет. У вас здесь надо за все платить. А в Ростове, РИИЖТ (ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта), да и другие ростовские институты, принимают кавказцев с большим уважением. Да, это верно, сказал юноша. Ростов и ростовчан мы точно уважаем. Да что там мы стоим, пойдемте с нами и мы вам покажем свой город.
      
Утверждение того, что на Кавказе ростовчан уважают, как представителей "ворот Северного Кавказа", подтвердилось на следующий день. Мы группой автобусом отправились в Пицунду с познавательной целью. Кто-то сказал уже в конце нашей экскурсии, что можно еще посмотреть на дачу Хрущева. Мы долго шли вдоль длинного высокого бетонированного забора дачи и саму дачу, кроме забора, не увидели.
На рейсовый автобус мы опоздали, уже давно наступила вторая половина дня, самое пекло. Мы даже не знали, что нам дальше делать, как добраться до Сухуми.
      На горизонте появился морской прогулочный трамвайчик (небольшой кораблик). Мы с дуру стали кричать и махать майками, чтобы привлечь внимание. И чудо. Трамвайчик повернул в нашу сторону, подплыл к берегу, команда спустила трап и всех желающих приняла на борт.
      И вот самое главное. Я спустился в буфет и попросил сухого вина на всех из нашей группы, чтобы утолить жажду. Буфетчик вызывающе мне отказал, ссылаясь, что буфет уже закрыт. Тогда я ему напомнил, что мы представители "ворот Северного Кавказа". Я также сказал, что хочу угостить всю команду.
      Вся команда спустилась в буфет, даже рулевой. Стол ломился от изобилия сухого вина и бесконечных тостов со стороны команды. Прошло довольно много времени. Рулевой встрепенулся и побежал на верх. Берег скрылся за линией горизонта. Можно сказать, что мы заблудились. В Сухуми пришвартовались уже поздно ночью.
      Все расходы за наши "угощения", взяла на себя команда с капитаном.
      Сколько лет прошло с тех пор, мне уже 79 лет, а я нет, нет, да и вспоминаю этот особый случай с теплотою в глазах.