Души осенние порывы

Натали Александрова
Надежда Антоновна не спеша шагала по тропинке между сосен, улыбаясь,  не по-осеннему солнечному денёчку, и  размышляла ...
Совсем недавно она переехала в этот небольшой волжский городок и пока ещё только привыкала к его неторопливости. После жизни в большой шумной столице он казался ей уютным, мягким, тёплым, как пуховое одеяло, которым в детстве укрывала её мама. Неспешная, размеренная жизнь тихонько протекала здесь без больших волнений и перипетий, по сравнению с бурной, суматошной жизнью в большом городе. Ей нравились тенистые парки, расположенные тут и там, нравились районы со старыми домами и уютным двориками в обрамлении огромных лип и берёз, в которых будто бы была «законсервирована» история, нравились люди, поддерживающие всю эту красоту в чистоте и порядке.
Всего три месяца назад она решилась оставить свою прежнюю жизнь и переехать сюда, в город, где жил со своей семьёй её сын.  Долго не решалась, а тут, наконец-то, согласилась. Почти пять лет уговаривали её на переезд и сын, и сноха, и внуки. Почти пять лет — с тех пор, как она овдовела.  Почти пять лет она цеплялась за свои привычки, за мысли о том, что не сможет жить далеко от того места, где родилась, где прошла вся её прежняя жизнь, где, на одном из кладбищ, упокоился прах её мужа. И пусть не всё было радужно в их совместной жизни, но почти сорок лет под одной крышей из памяти не выбросить.
Сын уже давненько переехал сюда, женившись на местной девушке, с которой познакомился, когда та училась в одном из ВУЗов в Москве.  Не захотела сноха переезжать из своего города в шумную столицу, и укатил сынок за своей любимой в эту, как тогда казалось Надежде, Тмутаракань. Конечно, не часто, но приезжали они друг к другу в гости, и с внуками Надежда с мужем почти ежегодно ездили на отдых в тёплые края. Но переезжать в Москву ни сын, ни сноха, ни, даже внуки, никак не соглашались.  Когда Надежда осталась одна, сын всё чаще заводил разговор о том, чтобы перебиралась мать поближе к ним — и ей здесь спокойней будет, да и, случись что, они рядышком – и помогут, и поддержат. Наконец, Надежда согласилась, поняв, что дети, действительно, правы и переехала в этот маленький городишко.
И вот теперь потихоньку привыкала она к размеренной жизни, в своей уютной квартирке с замечательным видом из окна на прекрасный парк. Это сейчас, поздней осенью, деревья стоят голые, а летом, когда Надежда сюда переехала, весь район утопал в зелени деревьев и в клумбах, засаженных различными яркими цветами. Красота! А совсем скоро укроет зима своим пушистым покрывалом всё вокруг, и деревья снова станут необыкновенно красивым под белоснежными, сверкающими серебром, шубами.
Частенько выбиралась Надежда из дома прогуляться по парку, наблюдая, как осень меняет краски, отбирая яркость у окружающей природы. И только огромные сосны и ели по сторонам аллей, радовали глаз своей величавостью и не влияющей на перипетии времён года, зеленью. Время от времени ей навстречу попадались мамочки с колясками, горожане, выгуливающие собак, и пожилые жители ближайших к парку домов, прогуливающиеся парами или небольшими группками.
- Извините, — услышала она позади себя приятный мужской голос.
Слегка обернувшись в сторону говорящего, Надежда посторонилась, уступив дорогу, окликнувшему её, мужчине.
- Пожалуйста, проходите.
- Нет-нет. Извините ещё раз, если нарушил ваше спокойствие. Я, как раз наоборот — хотел попросить, составить Вам компанию, если Вы не будете против? — улыбаясь, ответил он.
- Присоединяйтесь, — недоумённо пожав плечами и окинув беглым взглядом собеседника, сказала Надежда.
С виду — обычный мужчина: среднего роста, среднего телосложения, примерно, одного с нею возраста. Лукавая улыбка и при этом, слегка смущённый взгляд серых глаз, в которых читалось опасение быть резко отвергнутым за такое … нетактичное поведение.
- Благодарю. Давайте знакомиться. Меня зовут  Анатолий Борисович. Можно без отчества.   А как Ваше имя, милая незнакомка? — спросил он.
- Надежда… Антоновна, — чуть замешкавшись с ответом, произнесла женщина.
- Красивое у Вас имя. Жизнеутверждающее, — продолжая улыбаться, ответил он.
- Обычное, — снова пожав плечами, сказала Надежда.
- Я уже несколько раз видел Вас в нашем парке. Видимо, Вы недавно сюда переехали? — поинтересовался он.
- Недавно, — удивляясь настойчивости нового знакомого, ответила она.
- И как Вам у нас?
- Нравится. Спокойно, тихо.
- Это, дааа. Спокойно. А Вы с семьёй сюда перебрались? — спросил Анатолий.
- А Вам это зачем? – удивлённо спросила Надежда.
- Как говорит мой внук – пытаюсь «клеить», —  рассмеялся он.
- Зачем? — всё ещё удивляясь, спросила она, немного смягчив свой взгляд, поражённая откровением нового знакомого.
- Честно? Сам не знаю. Я раньше хотел к Вам подойти, но как-то не решался. Вы всё время одна и такая … задумчивая. Меня просто поразило то, что в Вас столько … женственности, достоинства и … неприступности.
- А Вы, значит, не ищете лёгких путей? — улыбнулась, наконец, Надежда. — Решили попытаться взять неприступную крепость?
- Решил, — засмеялся он. — И первый шаг уже сделал.
- Ну, честно сказать, я мало подхожу на роль драгоценного клада, запертого за дубовыми воротами. Не велика добыча-то, — рассмеялась она.
- Кто знает? Кто знает? — подхватил Анатолий. — Я заметил, что Вы выходите на прогулку всегда в одно и то же время. Это что-то значит?
- Я выхожу после обеда. Ведь гораздо лучше прогуляться по свежему воздуху, чем завалиться  на диване с книгой или перед телевизором. Не так ли?
- Полностью согласен.
Они неторопливо шли по аллее и говорили-говорили …  Анатолий Борисович рассказывал Надежде о своём родном городе, в котором он родился, о тех интересных местах, где она ещё не бывала, и предложил свои услуги в качестве гида, если она захочет там побывать.
Когда Надежда глянула на часы, оказалось, что прошло довольно  много времени, чего за разговорами она даже не заметила. Они дошли до выхода из парка и Анатолий Борисович предложил проводить её до дома.
- А я уже почти пришла, — улыбнулась Надежда. — Вот мой дом, — махнула она рукой в сторону ближайшей многоэтажки.
- А я живу напротив, — показал Анатолий Борисович в сторону дома с противоположной стороны дороги. — Мы почти соседи.
- Так здесь все почти соседи, — засмеялась она. — Ну, мне пора. Большое Вам спасибо за познавательную экскурсию.
- И Вам спасибо. Мне было очень приятно с Вами общаться. Надеюсь, мы ещё встретимся?
- Наверняка, встретимся. Парк-то — вот он.
Дойдя до своего дома, Надежда обернулась. Анатолий Борисович всё ещё стоял у дороги и смотрел ей вслед. Надежда помахала ему рукой и завернула за угол.
                ***
За то время, как Надежда приехала в этот городок, она так и не успела завести себе подруг – не очень уж она компанейский человек. Однако скучать в одиночестве ей было некогда, потому что всегда находила для себя какое-нибудь интересное дело, которое захватывало её с головой. Например, она могла, как говорится, без сна и отдыха вязать, причём делала это довольно профессионально. И, когда жила в Москве, регулярно принимала участие в различных выставках прикладного искусства, где её работы отмечались дипломами и грамотами. А здесь пока ещё не нашла применения своему творчеству и вечерами просто вязала незатейливые вещицы для себя и своих родных, находя в этом процессе огромное удовлетворение. Но сейчас, сидя со спицами в руках, почему-то, никак не могла сосредоточиться на своём занятии. Почему-то её мысли периодически возвращались к сегодняшней прогулке по парку и к Анатолию Борисовичу. Странно всё это. Хотя, отдать должное, сама прогулка оставила у неё приятное впечатление. Да и Анатолий Борисович оказался интересным собеседником, очень хорошо знающим историю своего города.
                ***
Весь следующий месяц они почти ежедневно встречались у парка и неспешно гуляли по тропинкам среди облетевших деревьев, даже не смотря на зачастившие дожди. Но в последние дни Надежда выходила на улицу очень редко и то, лишь только для того, чтобы добежать до ближайшего супермаркета, потому что с погодой творилось что-то невообразимое. Ливень был такой силы, что пяти минут хватало, чтобы промокнуть до нитки, да и ветер сбивал с ног неимоверными порывами.
А сегодня погода, наконец, смилостивилась, и небо немного прояснилось, дав людям передышку от этой нескончаемой сырости. Немного подумав, Надежда решила выйти на прогулку. Обычно, когда она заворачивала за угол дома, то уже видела у входа в парк Анатолия Борисовича. Вот и сегодня он, как всегда, ждал её на том же месте.
- Добрый день! — приветствовал он с мягкой улыбкой. — А я Вас ждал.
- Добрый, — ответила она. — Очень приятно.
- Наконец-то дождь закончился. Прогуляемся? — предложил он.
- С удовольствием.
-Ой! — поскользнувшись, Надежда рухнула бы прямо под ноги Анатолия Борисовича, если бы он не успел подхватить её под руку.
- Аккуратней, Надежда Антоновна, — сказал он, мягко положив её руку себе на предплечье. — Так будет надёжнее. Вы не против?
- Не против. Благодарю. Скользко, — смущаясь, произнесла она.
- Дааа. Есть немного.
- Анатолий Борисович! – услышали они позади себя громкий радостный крик.
К ним «на всех парусах» приближалась миловидная женщина, примерно их возраста, но не в меру молодящаяся.
- Ах, Анатолий Борисович! Дорогой! Как же давно я Вас не видела! Уже и соскучиться успела, — бросившись к Анатолию с объятиями, маняще глядя на него и не обращая никакого внимания на Надежду, заворковала дама.
- Добрый день, — слегка отстраняясь от такого напора, спокойно ответил он.— Знакомьтесь: Надежда Антоновна — Аглая Романовна, — представил он друг другу женщин.
- Очень приятно, — улыбнувшись, ответила Надежда, пытаясь убрать руку с предплечья Анатолия. На что он легко, но ощутимо придержал её своей свободной рукой.
- И мне приятно, —  тоже улыбнулась Аглая. Но в её взгляде, обращённом на Надежду, сквозил холод.
- Ну, вот. Не хватало мне ещё на старости лет вляпаться в выяснение отношений, — подумала про себя Надежда.
- Позвольте, — бесцеремонно подхватив под руку Анатолия Борисовича, улыбаясь ему во весь свой рот, «пропела» Аглая.
- Я прошу меня извинить, но мне уже пора, — спокойно произнесла Надежда, убирая свою руку.
- Да и мне тоже уже пора,— ответил Анатолий Борисович, продолжая твёрдо её придерживать.— Я Вас провожу.
Он мягко высвободился от руки Аглаи, развернулся на 180 градусов и вместе с Надеждой пошёл к выходу из парка.
- Анатолий Борисович, Вы не обязаны меня сопровождать. Мне, действительно, пора, - глянув на него, сказала Надежда.
- Неправда, — как отрезал Анатолий. — Вы только что вышли, а обычно гуляете часа два. Вас смутила Аглая? Не обращайте внимания. Она вообще очень … импульсивная дамочка.
- Но, как-то неудобно получилось.
- Нормально. С нею иначе нельзя. Есть дамочки такого сорта.
- Вероятно, у неё был повод для подобного поведения.
- Я ей такого повода не давал, — обернувшись в Надежде и спокойно глядя ей в глаза, ответил Анатолий. — А, давайте-ка, мы сегодня прогуляемся в другую сторону, — предложил он.
- Хорошо,  согласилась она.
                ***
Вечером, когда Надежда, поужинав, занялась вязанием, которое было её любимым делом, раздался звонок в дверь.
- Кто бы это мог быть? Я никого не жду, а дети всегда предварительно звонят по телефону, — подумала она, отпирая дверь.
На пороге стояла … Аглая Романовна.
- Я пройду? — спросила она и, не дождавшись ответа, отстранив Надежду в сторону, прошла в прихожую.
- Откуда ты такая взялась? — резко спросила она, глядя на хозяйку холодным, пронизывающим взглядом.
- А в чём, собственно, дело? — спросила Надежда.
- А ты не понимаешь?
- А мы разве переходили на «ты»?
- Перебьёшься. Ты, подруга, мне лучше дорогу не переходи. Мало не покажется. Анатолий — мой мужчина! Запомни это раз и навсегда! Ты на себя в зеркало-то повнимательней посмотри — потасканная деревенская корова. Не такая ему нужна!
- Значит, так, дорогуша! — Надежда решила, что говорить с этой особой нужно на её языке, иначе она не поймёт, и, встав в позу буквы «Ф», резко сказала. — Развернулась и вышла вон! Я тебя в гости не приглашала. Объяснять я тебе ничего не обязана. И знаешь, быть адекватной «коровой» гораздо приличнее, чем молодящейся неассертивной стервой.
- Чёёё? Какооой? —  растерявшись под неожиданным напором, недоумённо спросила Аглая.
- Вон! Выход здесь!— распахнув дверь, указала Надежда незваной гостье на выход.
Та выскочила на площадку, и что-то выкрикивая в её адрес, понеслась вниз по лестнице.
- Господи! — подумала Надежда. — Этого ещё не хватало. Докатилась ты, Надюша. В молодости никто тебе сцен ревности не закатывал, так вот хоть сейчас узнаешь, что это такое, — рассмеялась она.
 
Снова взяв в руки спицы и удобно устроившись в кресле, Надежда задумалась.  Но, почему-то,  никак не могла сосредоточиться на вязании. Может, она, действительно, влезла, куда её не просили? Ведь была же у людей какая-то жизнь до её появления? Может, Аглая надеялась на развитие отношений с Анатолием? А ей самой-то что вообще нужно? Зачем она соглашается на прогулки? Это ей они кажутся безобидными, а что думает по этому поводу Анатолий? Ведь чувствует же она, что нравится этому мужчине. Да и ей тоже нравится их общение. Но ведь ничего, кроме вот такого лёгкого общения, ей и не нужно. Да и вообще, с тех пор, как мужа не стало, она, как ни странно, стала чувствовать себя намного спокойнее, свободней, полностью посвятив себя своим желаниям. Ничего в своей жизни она менять не намерена. Куда уж… В её-то возрасте. Разве что внуков посмешить, да дать повод соседкам посплетничать. Нужно что-то со всем этим делать…

                ***

Осень никак не хотела уступать свои права. Каждый день преподносил какие-то сюрпризы — то заметёт снегом тропинки, то снова пойдёт дождь и всё растает. То, глядя в окно, Надежда видела заснеженные деревья, то, через несколько часов снова всё становилось серым и грустным. Гулять уже не так хотелось — холодно и сыро. Да и встреч с Анатолием и, тем более, с Аглаей ей совсем не хотелось. Она и с собой-то разобраться не могла, что уж говорить о ком-то другом.

А Анатолий Борисович каждый день в одно и то же время приходил к парку и терпеливо ждал появления Надежды. Он и сам не понимал, чем так привлекла его эта скромная женщина. Что-то было в ней такого, что делало её непохожей на других. Он знал только одно — если они встретились, то значит, это для чего-то нужно. Но она больше не приходила в парк, а адреса её он не знал. Однажды, когда Анатолий, снова так и не дождавшись Надежду, в задумчивости шёл по аллее, ему навстречу выпорхнула Аглая.
- Анатолий Борисович, здравствуйте, дорогой мой! Как я рада Вас видеть. А что это Вы сегодня без своего верного Санчи Панса?
- Санчо Пансы, — машинально поправил он.
- А это не важно. Бросила она Вас? Вот и славненько. Не будет больше под ногами болтаться. Умная тётка, с первого раза всё поняла.
- Вы это о чём? Что поняла? — насторожился Анатолий.
- Да я так. О своём, о девичьем, — кокетливо прощебетала Аглая.
- А поконкретней? Если я правильно понял — Вы предъявили Надежде Антоновне какие-то претензии?
- Никаких претензий, просто … третий лишний.
- Тааак … Дорогая моя, Аглая Романовна, — жёстко проговорил он. — Что за шекспировские страсти Вы решили разыграть? Разве я когда-либо давал Вам повод думать о развитии наших отношений?
- Но я думала…
- Так это ВЫ так думали.  И, по всей вероятности, надумали что-то лишнее. Если я просто по-человечески по-доброму к Вам относился, то это не даёт основания полагать, что я Вам чем-то обязан. И потом, Вам не кажется, что в нашем почтенном возрасте уже стоит быть гораздо благоразумнее и не вести себя, как подросток с девиантным поведением.
- Чё? Какой подросток? Диви... чего?
- Девиантное — это поведение, отклоняющееся от нормального, в том числе и в сфере морали. И я очень Вас попрошу, больше никогда не вмешиваться ни в чьи отношения. Всего доброго.
Аглая застыла в недоумении, пытаясь переварить всё сказанное Анатолием. А он понял, что Надежда избегает встреч с ним не по его вине.

Тогда Анатолий Борисович решил поменять свою тактику и стал ждать Надежду не у парка, а прямо у её дома. И ему повезло. Надежда вышла из своего подъезда и не спеша направилась в сторону, противоположную парку.
- Надежда Антоновна, — окликнул её Анатолий Борисович, — добрый день.
- Здравствуйте, — слегка смутившись, ответила она.
- Вы не приходите в парк, а я Вас ждал. Вы меня избегаете? Что произошло? Я Вас чем-то обидел?
- Ух! Сразу столько вопросов. Нет, конечно, ничем Вы меня не обидели. Да и не избегаю я Вас. С чего бы вдруг? Просто решила исследовать и другие направления для прогулок, — опустив глаза, произнесла Надежда.
- Так мы можем их вместе исследовать, — предложил Анатолий. — Вы не против?
- Нннет… Не против, — пожав плечами, ответила она.
Некоторое время они шли молча, не зная, как начать разговор, потом Анатолий решился.
- Я всё знаю.
- Что — всё?
- Что Аглая сказала Вам что-то такое, что Вы решили … поменять направление для прогулок.  Я уверяю Вас, что между нами никогда не было ничего, что выходило бы за рамки приличий.
- Вы не обязаны передо мною оправдываться, — улыбнулась Надежда. — Да и Аглая тут совершенно ни при чём.
- Так, в чём тогда дело? — развернув её к себе лицом, спросил он, внимательно глядя ей в глаза.
Она ненадолго задумалась, решая, стоит ли говорить на такую щекотливую тему, но потом, резко выдохнув, решительно начала.
- Возможно, я не права, но мне показалось, что я, … что Вы, … что я Вам небезразлична.
- Да. Это так, — улыбнувшись, произнёс Анатолий. — А что в этом плохого?
- Плохого, может, и ничего. Только … я не знаю, к чему всё это может привести. Я уже не молода, и не так привлекательна.
- Ерундааа, — взяв её за плечи, сказал он. — Вы удивительная, прекрасная, очень привлекательная женщина. 
 - Подождите, не перебивайте, пожалуйста, я и сама собьюсь … Я привыкла к своей размеренной жизни. Я ничего не хочу в ней менять. Мне нравятся наши прогулки, мне нравится с Вами общаться. Но мы уже не в том возрасте, чтобы делать глупости.  Поэтому, наверно, не стоит нам … встречаться?
-  Надежда... Надя ... Наденька. Вы мне нравитесь именно такой, какая есть. Рядом с Вами мне тепло и уютно. И я мечтаю остаток своей жизни провести рядом с Вами. Весь, сколько его отмеряно Богом. Очень прошу, не спешите с решением. Пусть пока всё идёт, как идёт. Не отталкивайте меня, не разрушайте наши отношения.
Надежда стояла в крепких объятиях Анатолия, склонив голову ему на грудь, с неба сыпал мягкий пушистый снег, укрывая всё вокруг своим белым невесомым покрывалом, а откуда-то из динамиков раздавались звуки замечательной песни, написанной на слова Анны Опариной, и они как нельзя, кстати, подходили к данной ситуации.

«Уж вроде бы и ждать-то больше нечего,
Уложены в копилочку года…
Так почему же с неба так доверчиво,
Сияет снова синяя звезда.
Давно ушла весна неповторимая,
Изношены одёжки все до дыр,
Но мокрым носом тычется незримая,
Щенячья радость в мой уютный мир.
Как здорово! Как жить-то всё же здорово,
С дождем - поплакать, с солнышком – светить.
Конечно, жизнь порой бывает с норовом,
Но так легко мне это ей простить.
За день в трудах и за закат застенчивый,
За свет в окне, за иву у пруда,
И что в глаза мне с неба так доверчиво
Сегодня заглянула вдруг звезда»…

22.11.2021 г.