Глава 3 Художник от Бога

Алла Жданова
               
Художественная одаренность  Григория Григорьевича Гагарина обнаружилась еще в раннем возрасте.

В Пушкинском доме хранится альбом В.А.Жуковского, в который вклеена акварель шестилетнего Гриши Гагарина  - «Море ночью». Это романтический пейзаж: над просторами  моря сквозь облака светит луна; на первом плане сломанный якорь и остов разбившегося о каменистый берег корабля.
               
Карл Брюллов, находившийся в дружеских отношениях с семьей Григория Ивановича Гагарина, первым обратил внимание на способности старшего из детей Гагариных - Григория и стал главным наставником юного художника. 
Окончив Петербургскую академию художеств с золотой медалью, Карл Брюллов с 1822 по 1833 год жил в Риме, где копировал  картины признанных мастеров и создавал собственные непревзойденные шедевры, в том числе самую выдающуюся картину в своей биографии «Последний день Помпеи». Он работал над ней с 1827 по1833 год.
Этот период в жизни Карла Брюллова совпал с пребыванием в Риме семьи Григория Ивановича Гагарина, который, как мы помним, состоял на дипломатической службе: был советником, затем чрезвычайным посланником в российском посольстве в Риме, а с 1832  и до конца жизни занимал тот же пост при баварском дворе.               

В гостеприимном доме Гагариных, своеобразном представительском центре русской культуры, иногда устраивались, как это было принято, любительские спектакли. В конце октября 1824 года в их домашнем театре давался «Недоросль» Д.Фонвизина. Для представления молодой Гагарин сам изготовил декорацию, но участвовавшие в спектакле худож¬ники забраковали ее, и она была полностью переписана Брюлловым.
«При первом же его эскизе,- писал Г. Гагарин, - я понял всю наивность и пошлость сделанного мною и всю художественность нового проекта».
    
Брюллов много времени стал проводить вместе с юношей-художником. 
По окончании в 1826 году  колледжа  Птоломеи в Сиене Григорий Гагарин на вилле Гротта-Феррата под Римом постигал секреты художественного мастерства, которыми делился  с ним Карл Брюллов.

Существует акварельный портрет Гагарина этого периода, написанный Карлом Брюлловым (портрет на обложке книги). Исследователи относят этот портрет, а также портрет его отца Григория Ивановича, к высшим достижениям Брюллова в области камерного портрета.

Общение, совместная работа с таким великим мастером давала Гагарину, несомненно, много больше, чем могли дать скучные и шаблонные занятия в классах петербургской или римской художественных академий. В  «Воспоминаниях о Карле Брюллове Г.Г.Гагарин писал: «Он посвящал меня в тайны колорита, объяснял мне то, что я видел, не понимая, что я чувствовал, не отдавая себе отчета… Все это он передавал с таким глубоким пониманием, таким увлечением и правдой, что казалось, словно вы слушаете физиолога, живописца и поэта вместе; урок Брюллова был для меня как бы откровением, - с тех пор я понял, что в прелестях природы скрывается не только интерес не¬вольного наслаждения, но и интерес разума».      

(Насколько Карл Брюллов  был близок к семье князя Г.И.Гагарина говорит следущий факт - у во время путешествия по Греции и Малой Азии в 1834 году Карла Брюллова свалила желтая лихорадка. Не надеясь на выздоровление, художник  составил завещание, по которому все права на его произведения и имущество предоставлял Григорию Ивановичу Гагарину…) 

К этому надо добавить, что с детства Григорий Гагарин был окружен высокообразованными людьми, талантливыми художниками, видными философами и писателями, которые были вхожи в дом российского дипломата Григория Ивановича Гагарина, где бы тот ни жил и ни работал - в Риме, Париже, Мюнхене… Это тоже  сыграло значительную роль в формировании Григория Григорьевича Гагарина как творческой личности.

В 1837-1839 годах, после смерти отца, Гагарин состоял секретарем миссии в Мюнхене. Отдавая дань памяти и заслугам Григория Ивановича Гагарина, император решил приблизить к себе его сына, и вскоре Григорий Григорьевич был включен в число свиты, сопровождавшей Николая I в его путешествии на Кавказ в апреле 1837 года. Это путешествие также получило отражение в альбомных зарисовках Гагарина.

В 1840 г. Гагарин назначен чиновником особых поручений VIII класса при Азиатском департаменте. В мае того же года откомандирован к барону П.В. Гану, которому поручено было ввести новое гражданское устройство в Закавказье. Так с сороковых годов  в послужной список Г.Гагарина, как и в судьбу и творчество, вошел Кавказ, вошел прочно и надолго. Его зарисовки «Сражение в горах при Ахатли», «Лагерь в Кара-Будах-Кент», «Переправа через реку Сулак», «Вступление в аул Чиркей», «Виды Чиркея» стали своеобразной хроникой событий кавказской эпопеи.

С апреля по июнь 1841 г. в составе Черкеевского отряда Гагарин участвовал в военных действиях против горцев. Повсюду следуя с карандашом в руках, зарисовывал в альбомы горские мотивы, военные схватки.

Со слов сына художника, в одной из стычек Г.Гагарин,  «в увлечении работой не заметил, что батарея снялась с позиции, и он очутился совершенно один. Вдруг увидел он, что предводитель чеченцев, с поднятым кинжалом и гиканием, набегает на него. Едва успев сложить походный альбом, схватил он винтовку и метким выстрелом в лоб уложил горца. Это произошло на глазах у всех. «Такому молодцу стыдно не носить военного мундира», - сказал государь и велел записать его поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк. Таким образом, отец совершенно случайно сделался военным».

Как следствие - причисление к канцелярии военного министра для особых поручений. Это означало перевод в Петербург. Художник недолго оставался в столице. В 1842 году он вновь отправился на Кавказ, теперь уже в качестве сопровождающего военного министра Александра Ивановича Чернышева. По сути, он стал летописцем русско-кавказской войны.

Карьера военного позволила ему осуществить масштабный замысел - создать альбом «Живописный Кавказ»  (‘‘Le Caucase  pittoresque’’). Альбом из восьмидесяти листов литографий и двадцати двух листов комментариев на французском вышел в лучшей парижской типографии. В течение 1847-1857 годов ежегодно выходило по две книги в год, к 1857 году «Живописный Кавказ» насчитывал 20 выпусков. Последние из них были посвящены преимущественно архитектурным и фресковым мотивам древнего зодчества Кавказа. Но неотъемлемую часть книги составляли, конечно, эпизоды Русско-кавказской войны (1827-1864), свидетелем которой с перерывами в 1840-1845 и в 1848-1854 годах стал и сам Гагарин.

Большую часть книги Гагарин отводит картинам мирно благоденствующего Кавказа: «Виноделие в Кахетии», «Стоянка армянских купцов», «Свадьба в Алаверди», «Лезгинка», «Рынок в Тифлисе», а также многочисленные виды гор, руин храмов, мечетей, чем пробуждал интерес европейской аристократии к народам Кавказа.      

«Живописный Кавказ» до сих пор не утратил своего художественно-документального значения, является библиографической редкостью. Ведь он вышел тиражом всего в триста экземпляров! Ввиду дороговизны имел немного подписчиков (среди них Николай I, подписавшийся на 50 экземпляров), а также в большинстве своем русские аристократы,  жившие в Париже, Риме, Лейпциге и других европейских городах. 
 
    В карачаровской усадьбе князя  установлен памятник с  фигурой орла, расправляющего крылья для полета – это символ Кавказа, которому художник был верен в своем творчестве.
     Живя долгие годы в Грузии, Г.Г.Гагарин внес бесценный вклад в восстановление ее архитектурных памятников, все работы велись на его личные средства. Такая жертвенная и бескорыстная его деятельность вызывала удивление даже у его родственников.
      Василий Андреевич Дашков, брат Софьи Андреевны, супруги князя, крупный меценат и коллекционер, бывший одно время директором Румянцевского музея, писал в одном из писем, что Сергей Иванович Гагарин (брат отца художника) выразил мнение,  « работы его –Г.Г.Гагагина-А.Ж- не стоят Тифлиса, и, тем более, что все это делается на счет кн. Григория, тогда как эти же работы, произведенные в Москве или Петербурге, были бы достаточно оценены и русской публикой, и беспрестанно прибывающими иностранцами»…
   Для родственников художника  Кавказ оставался "трущобой" и " глушью". Но Григорий Гагарин был неумолим оставался в Тифлисе семь лет..
 Эти данные приведены исследователем творчества Г.Г.Гагарина, грузинским журналистом Бесиком Пепия. 
 

В 1848 году Г.Гагарин поступает в распоряжение главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом князя Михаила Семеновича Воронцова. С этого времени и почти до 1850 года, с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. 
В 1849 г. Гагарин был произведен в ротмистры.
Поскольку фотографическое дело в то время находилось в зачаточном состоянии, в действующую армию официальные власти нередко прикомандировывали художников в качестве летописцев. Военный министр в своем письме Воронцову предлагает занять Гагарина, «чтобы он был употребляем в ученом и артистическом отношении».       

Большую часть времени художник проводил за работой: занимался живописью, реставрацией уникальных памятников, литографией, актерской деятельностью, являлся членом некоторых научных обществ, писал научные работы по искусству.
         
В 1845-1852 годах  в свет выходит одно из лучших собраний графических произведения князя Гагарина - альбома «Костюмы Кавказа», где он проявил себя изысканно тонким рисовальщиком-эстетом. Альбом печатался  в Париже, состоял из 36 великолепных цветных литографий, представлявших национальные костюмы жителей Дагестана, Азербайджана, Грузии, Кабардино-Балкарии и других народов Кавказа. В 2004 году на аукционе появился подлинный экземпляр этого уникального труда Г.Г.Гагарина, который был продан за112 870 фунтов стерлингов!
 
.
Гагарин серьезно изучал византийский стиль, в поисках его образцов изъездил
Турцию и Италию. Его интересовали и русские образцы, сохранившие следы византийского влияния. В 1853 году он расписал в византийском стиле Сионский собор в Тифлисе, где он с семьей прожил несколько лет и где были крещены его старшие дети - Григорий и Мария.

Дом Гагариных в Тифлисе стал своеобразной «Меккой» искусств для местных и приезжих. Современники вспоминали: «Приезд Гагариных - очень важное событие в жизни тифлисской. Дом Григория Гагарина самый любезный и приятный в Тифлисе, хотя публика является туда …с  осторожностью, боясь изящного вкуса и направления, царствующего в их семействе».
Особенно сблизились Гагарины с семействами Чавчавадзе и Орбелиани. Художник создал несколько портретов членов этих семейств.

20 января 1852 г. Гагарин карандашом выполнил портрет Хаджи Мурада, знаменитого наиба Шамиля, перешедшего на сторону русских. Г.Гагарин - единственный, кто рисовал его с натуры.   
Архитектура тоже занимала немалое место в художественных поисках Г.Г.Гагарина. Им были спроектированы православные храмы в Хасав-Юрте, Дербенте, Кутаиси, Мухровани, Грозном, Воздвиженской, Боржоме, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Шуше, Николаевской станице, Елисаветполе, Екатеринодаре, Моздоке, Алагире. Всего в старинных городах и поселениях Грузии, Абхазии, Армении Г.Г.Гагарин спроектировал более 17 православных церквей.

Церкви, построенные Гагариным, выполняли роль своеобразных форпостов христианства на юге России, в пограничных ее владениях и в этом было их неоценимое значение. Они строились для местного русского населения и для многих тысяч русских солдат Кавказского корпуса, которые десятилетиями были оторваны от родины, от православных храмов. К сожалению, в настоящее время от большинства из этих построек сохранились  лишь фундаменты.

О  Григории Гагарине как художнике-иллюстраторе  я расскажу в последующих главах в связи с его творческим содружеством с А.С. Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым.
Но есть еще одно имя, которое нельзя не упомянуть в связи с этим - это писатель В.А.Соллогуб.

В 1845 году В.Г.Белинский  написал: «Один известный любитель, скрывший свое имя,- не только мастер рисовать, но и великий художник и знает Россию… Этому карандашу так повинуется русская действительность, русская природа!»
Нам неизвестно, почему известный «мастер рисовать» скрыл свое имя, но мы знаем, что Белинский имел в виду Г.Г.Гагарина и что речь идет  об иллюстрациях к повести
В.А.Соллогуба «Тарантас».   

30 сентября 1839 года И. С. Гагарин писал из Москвы П. А. Вяземскому в Петербург: «Соллогуб едет сегодня или завтра в Казань вместе с Григорием: союз романиста и художника для использования couleur locale (местного колорита). Я ими восхищаюсь, но сам не имею мужества встретиться с дурными дорогами, холодом и клопами".    
Так началось совместное - Г.Г.Гагариным и В.А.Соллогубом «построение» «Тарантаса», который, очевидно, действительно явился в некоторой части «текстом к рисункам».
   
Вышедшей в свет новой книге графа Соллогуба предшествовала аннотация В.Г.Белинского: « Наконец давно ожиданный публикою «Тарантас» графа Соллогуба торжественно выкатился на пустынное поле современной русской литературы. Слухи, толки и извещения о его печатании, о его великолепной наружности давно уже возбудили общее ожидание, общее внимание… К счастию, в отношении к изданию «Тарантаса» исполнение нисколько не разошлось с обещаниями и далеко превзошло самые доверчивые ожидания ...едва ли какое-нибудь русское издание может состязаться с «Тарантасом».…картинки (числом до пятидесяти) резаны на дереве мастерами своего дела …Обратим….всё наше внимание на самое сочинение картинок, на рисунок и скажем, что в отношении к нему «Тарантас» есть не только изящное, роскошное и великолепное, но еще и русское издание. Вглядитесь в эти лица мужиков, баб, купцов, купчих, помещиков, лакеев, чиновников, татар, цыган – и согласитесь, что рисовавший их (один известный любитель, скрывший свое имя) не только мастер рисовать, но и великий художник и знает Россию. Иностранец не мог бы так рисовать! ...это чистая, неподдельная Русь … Автор этих картинок - художник не по званию…».

В столице были хорошо известны труды Гагарина в области художественного творчества, и это послужило одной из причин нового назначения. Г.Г.Гагарин 27 мая 1859г. был назначен вице-президентом Академии художеств.

Одновременно Г.Г.Гагарин продолжал выполнять самые различные творческие работы, например, расписал церковь Святого Николая Чудотворца в Мариинском дворце, который  являлся частью ансамбля  Исаакиевской площади. Зимой 1857 года внимание театрального мира Петербурга было приковано к постановке в Александринском театре пьесы Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного». В работе над декорациями принимал участие Гагарин. По его эскизам были написаны декорации к сценам Боярская дума, Опочивальня Иоанна Грозного, Царские покои. 
      
Кроме того им написаны иконы для дворцовых церквей Великой Княгини Mapии Николаевны, принца Ольденбурского в Петербурге, церкви Покрова в Петербурге и др.

В селе Сучок Корчевского уезда Тверской губернии – рядом с  Карачарово!- Г.Г.Гагариным были расписаны стены в новой церкви,  а для старой деревянной  во имя Святителя Николая он написал иконы.
   Можно предположить, что именно тогда князь высказал свою волю и пожелание, чтобы быть здесь похороненным здесь.

     Храм в Сучках разрушили в 1930-х годах - в результате строительства Иваньковского водохранилища. Проектные чертежи и эскизы храма хранятся в Русском музее.
Г.Гагариным были расписаны еще несколько церквей близ карачаровского имения на берегах Волги.
            
Удивительно, что князь Григорий Григорьевич Гагарин, аристократ, которого принимали в царском дворе и в первых салонах столицы, владелец крупного состояния, генерал-майор, удостоенный правительственных наград, лично расписывал православные храмы Кавказа и России. Ежедневно многие часы проводил он на лесах под церковными сводами, выписывая фигуры святых. Кропотливая, длительная и страшно утомительная работа!

Да, Григорий Гагарин не получил специального художественного образования. Это часто вменяют ему в вину, внося в определение «дилетант» слегка пренебрежительный смысл.
      
Его творчество - результат природной одаренности и ежедневных упражнений. Современники утверждали, что он и часу не мог прожить без карандаша. Зарисовывал впечатления от увиденного на службе, подмеченного на улицах и в светских гостиных.
Не расставался с альбомом ни на поле боя, ни в путешествиях.
 
     Из книги Савиновой Н. «Лермонтов и художник Г. Г. Гагарин»: « … в поисках все новых и новых материалов,  беспрестанно путешествовал. Достаточно указать, что только в последние три года своей жизни он — юношески любознательный и неутомимо рисующий — побывал в Венеции, Александрии, Каире, поднимался по Нилу до Ассуана и Луксора, проехал в Афины и Константинополь, к себе в Карачарово и снова в Париж, затем посетил Палермо, Масторану, Чефалу, Таормину, Неаполь, Рим, Венецию, Берлин, Петербург и другие места.»
      
Одинаково виртуозно, быстро и точно Г.Г.Гагарин создавал портреты своих друзей и сослуживцев (а порой и карикатуры), делал бытовые зарисовки, писал пейзажи и батальные полотна, а также стремился запечатлеть жанровые сцены своего времени. 
«Кавказские типы» Гагарина давно стали классическими изображениями, а наскоро сделанные зарисовки балов и великосветских вечеров уже полтора столетия украшают исторические монографии и энциклопедии.

Свыше четырех тысяч акварелей, рисунков, картин - таково его творческое наследие. Его произведения хранятся не  только в Русском музее, но и в Третьяковской галерее, музее А.С. Пушкина, Тверской областной картинной галерее. Основная часть графических работ была подарена Русскому музею императора Александра III в 1898 году вдовой художника, княгиней Софией Андреевной Гагариной.               
      
Многие ли художники, пишущие картины для собственного удовольствия, удостаиваются чести быть выставленными в Третьяковской галерее, в Русском Музее?
Нельзя утверждать наверняка, но скорее всего в дореволюционной России такой художник был один - Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893) - князь, общественный деятель и страстный любитель живописи.
   
Талантливый, европейски образованный, Гагарин был личностью универсальной. Редко кто из его современников сочетал в себе столь разнообразные дарования, воплотившиеся в разных сферах творческой деятельности. Многие его рисунки по праву вошли в число лучших произведений первой половины XIX века.

В то же время значительная часть наследия Гагарина остается неизвестной широкому кругу любителей искусства. Жизнь его и художественное творчество долгое время оставались неизученными. Что такое полтора с небольшим века? Для истории это  не срок. А между тем некоторые даты и события  из биографии Григория Григорьевича Гагарина как будто покрыты патиной отдаленного времени.

В советское время биография художника,  вице-президента Императорской академии художеств, интересовала немногих, о Г.Г.Гагарине  не писали, не исследовали его творчество и фактически предали забвению.

Причину надо искать  идейно-политическую - почти  никто из потомков Гагариных не принял революцию 1917 года, большинство эмигрировали за границу, а те, кто этого не сделал, поплатился жизнью или пожизненными репрессиями - род Гагариных не был в чести у большевистской России.
Писать и тем более глубоко интересоваться жизнью и творчеством Г.Г.Гагарина никто бы  не решился.
Только в судьбе Андрея Григорьевича, сына Григория Григорьевича, промелькнула слабая надежда на сотрудничество с новой властью, зыбкую гарантию на которое давало собственноручное охранное распоряжение Ленина, но Андрей Григорьевич скончался в 1920 году.
Андрею Григорьевичу Гагарину, выдающемуся ученому, изобретателю - одной из самых
ярких личностей в мире  науки второй половины  XIX века - будет посвящена отдельная глава, когда речь пойдет о потомках в первом поколении Гагарина Г.Г - его детях.

И еще об одном очень показательном и доказательном факте по теме  забвения рода Гагариных - ни на мемориальной доске, установленной на здании «итальянского флигеля» в усадьбе Карачарово, ни на одной из его ДВУХ (!) могил  не упомянут его титул - «князь». (О, это отдельная и самая загадочная история - история княжеской могилы!)
   
                -  «   -
      В Хлебном Доме  Музея-заповедника в Царицыно в конце  2017 года проходила выставка «Пламень и нега Востока». Знала на ней выставлены картины князя Г.Г.Гагарина. В первом же – из шестнадцати - зале спросила  у милой служительницы музея – куда направляться? «Гагарин? Я покажу, у нас выставлен его портрет!».
     Я была заинтригована. Неужели, думаю, сейчас увижу оригиналы гагаринских портретов кисти  К. Брюллова  или В. Боброва? Или меня ждет еще одно открытие?
     И вот передо мной портрет ….  «Князь Василий Федорович Гагарин». На табличке: «Неизвестный художник. 1-я половина XIX века». На картине изображен красивый  мужчина, вальяжно раскинувшийся в  халате на диване. Сразу про себя решила – не из наших Гагариных, даже в позировании  не их стиль.
      И надолго остановилась у подлинных полотен кисти Г.Г.Гагарина. Их представлено три – из разных музеев: «Восточная сцена. Турецкая почетная стража» - (холст, масло, Государственный Русский Музей СПБ);  «Гулянье в Турции» - (холст, масло, Государственный музей-заповедник «Петергоф») и «Портрет женский» - (холст, масло, Новгородский объединенный музей-заповедник»).

     Должна признаться – оригиналы видела ВПЕРВЫЕ! Главное хранилище гагаринских картин- 2000  картин, акварелей, эскизов, чертежей - это Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге. Года два назад я посетила его ради этих картин. Но, как писала уже в книге, в залах музея  не нашла ни одной!Они, как мне разъяснили в ответ на мое недоумение, хранились в запасниках…
    Излишне рассказывать о впечатлении, которое произвели на меня картины, выставленные в Хлебном доме. Только прошу поверить мне на слово – не принимайте всерьез все, что найдете в интернете или в  иллюстрациях к книгам.  Подлинники ошеломляют, от них трудно оторваться!
    Но хочу вернуться к портрету Василия Федоровича Гагарина. Оказалось - напрасно не уделила ему должного внимания и заподозрила, что он не из наших Гагариных. Наш!
Отец Василия Федоровича – Федор Сергеевич - родной брат Ивана Сергеевича Гагарина, деда нашего князя-художника, карачаровского Г.Г.Гагарина. О матери Василия Федоровича, Прасковье Юрьевне (урожденной Трубецкой) я тоже упомянула в книге как о первой русской воздухоплавательнице.