Географические названия земель пребывания древних

Гахраман Гумбатов
Географические названия  земель пребывания древних и современных тюркских народов.
 
Топони;мика (от др.-греч. ;;;;; «место» + ;;;;; — «имя, название») — раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке наук и широко используется в различных областях знаний:  лингвистике, географии, архитектуре, истории и т. п.  Опыт показал, что плодотворные топонимические исследования могут развиваться при использовании методов и достижений всех трёх наук. Топонимист (учёный и/или литератор, занимающийся топонимикой) не должен быть только лингвистом, или географом, или историком — он должен быть топонимистом. Это положение, сформулированное ещё в 1960-е годы, является определяющим в современных подходах к топонимике, как науке. Таким образом, топонимика — это самостоятельная „пограничная“ наука, развивающаяся на стыке трёх дисциплин (лингвистики, истории и географии)».
  Топонимика — обозначение самой науки, а топонимия — предмета топонимики; обозначение некой совокупности географических названий, например, какой-либо территории.
Основное значение и главное назначение географического названия — фиксация места на поверхности Земли. На Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года было принято решение (подписанное и СССР): «не допускать искажения и переименования исторических топонимов».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Топонимика

 В топонимической науке твердо установлен тот факт, что территория обитания того или иного народа как в настоящем, так и в прошлом может быть определена с помощью топонимических ареалов. Топонимия как чрезвычайно ценный источник, который является своего рода «языком земли», зачастую для разрешения проблем этногенеза дает больше, чем десятки городищ или могильников, чем скудные и сбивчивые свидетельства древних и средневековых авторов, чем штудии маститых исследователей. В этом «языке земли» древние аборигены края оставили более прочный исторический след, чем великие полководцы, оставившие вырубленные на камне письмена. «Язык земли» не поддается фальсификации. Географические названия являются своего рода документальным источником и по своей сути сходны с археологическими материалами: как те, так и другие не датированы и не искажены временем.  Однако археологические памятники, к сожалению, немы: повествуя о материальной культуре и даже о социальных отношениях прошлого, они молчат о языках создателей этих культур [Никонов, 1978, с. 88]
 Казахский писатель Б. УМИРЬЯЕВ в книге  «БЕЗВЕСТНЫЕ ТЮРКИ… (ИСЧЕЗНУВШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ)» пишет:
«Правдивая информация об истории тюрков – живительный бальзам. Вместе с застарелыми болезнями, он излечивает и их истерзанные души. Иными глазами заглядывают тюрки в прошлое, возрождая свой дух. Интерес к истории тюрков велик в последнее время, как никогда. Это естественно и понятно. После распада страны советов, народы образовавшихся тюркских суверенных государств обращают свой пытливый взор в глубины седой старины, стараясь понять истоки своего происхождения. Разобраться в сложном и менявшемся мире тюрков трудно, да и невозможно без осмысления событий далекого прошлого многих народов. Незаменимым подспорьем в этом является языкознание. В современном нашем обществе сведения о тюрках представлены достаточно скромно, но публицистика о них постоянно нарастает. Древнейшая история народов полна загадок и тайн. Ключами к разгадкам многих из них является язык. Невозможно изучать историю, не опираясь на данные археологии и культуры, этнографии и языкознания. Несмотря на прошедшие тысячелетия и происходившие трансформации, в языках народов всегда сохраняются элементы, свидетельствующие о древней истории и культуре их носителей. Язык – это система звуков передающих информацию. Он вырабатывает свою продукцию – слова, служащие для наименований предметов, признаков, различных действий, состояний и связей. Слова – это своеобразные вехи на путях цивилизации и отражают ее развитие. Они находятся в динамике и подвергаются изменениям. Обнаружением этих связей и номинаций на различных этапах развития человечества занимаются лингвистические дисциплины – ономасиология, семиология, семасиология, этимология. Если Безвестные тюрки... 4 Адам первый человек, а Ева первая женщина, то в этих наименованиях должны сохраниться элементы языка древних народов. Возможно, обнаруживавшиеся связи являются случайностями, полагал автор, начиная свои первые поиски. Но случайности не могут приобретать закономерность систематических повторений. Вскоре в языках европейских народов обнаруживались не только тюркские элементы и узлы, а целые конструкции. Первые историко-лингвистические очерки вызывали недоверие у многих историков. Только филологи и философы, понимающие значение языка в развитии человечества, с одобрением отнеслись к этому занятию. Никто не брался публиковать такие работы. Скептицизм проявляли даже люди с научными званиями. «Этого просто не может быть», – заявляли они. А, узнав, что автор по образованию не является лингвистом, не скрывая, выражали свои сомнения. Такое мнение просвещенных мужей только стимулировало автора к дальнейшему изучению языкознания. «Как люди не могут видеть очевидного», – удивляло меня, с детских лет выросшего в многонациональной среде. В этой среде, в которой звучали персидская и греческая речь, мною обнаруживались многие сходства с казахским языком. Познать язык других народов превратилось в мое большое увлечение и привело к самостоятельному их изучению. Интересуясь узбекским и туркменским языками, как яркими представителями языка древних тюрков, находил еще большие их связи в культурных взаимоотношениях с другими народами. Вины людей в незнаниях персидского и греческого языков нет – в нашей стране они не изучаются. А ведь эти языки на протяжении многих веков обогащали человечество и были популярными вплоть до 20-го столетия. Лишь с появлением другой группы стран, лидирующих в техническом прогрессе, интерес к этим языкам начал снижаться. Эти страны стремительно шли к разрушению этических ценностей и духовности, вовлекая других в свою орбиту. Уступив свои позиции, культура ушла на задний план. Язык – это часть культуры, отражающей состояние общества, и понять в нем значение роли тюрков безудержно продолжало меня увлекать. «Все это никому сейчас не нужно», – пытались переубедить меня даже близкие люди.   Тайны наших прародителей, имевших тесные связи со многими народами, убеждали меня в необычайной силе и исключительной живучести их языка, окуная в более чем 4-х тысячелетнюю историю. Это привело меня к пониманию того, что в будущем подобные работы будут востребованы обществом. Останавливаться я права уже не имел. Отношение общества к культурному и историческому наследию народа явились продолжением работ. Накапливавшиеся материалы историко-лингвистической тематики откладывались до лучших времен, а с наступлением перемен на них появился спрос. Так, в муках появилась эта книга. Думаю, что она будет вызывать споры у людей разных возрастов, национальностей и убеждений. Это прекрасно, ибо свидетельствует о том, что в обществе формируется другое сознание, и оно встает на путь своего обновления. Многие достижения Востока заимствовались Западом, благотворно воздействуя на небывалый его расцвет. На них базируются его современные успехи. Подобно дотошному цензору вчитывался в литературные источники, по крупицам выискивая утаившиеся от взора читателей тюркизмы. Уделяя много времени известным всем словам, обнаруживал подтверждения древности языка тюрков, представляющего собой тюрко-персидскую билексику с элементами языка древних шумер, греков, латин. Язык тюрков подтверждает культурное родство с древними народами. В нем немало содержится и санскрита. Отечественные тюркологи до сих пор не занимаются исследованиями этого вопроса.   Прародители современных тюрков на протяжении своей длительной истории имели тесные контакты с шумерами, протоперсами, семитами, протогреками, латинами, индусами. Они поддерживали взаимоотношения с предками монгол, китайцами, романами, славянами, корейцами, японцами. Проникали тюрки и на американский континент.  До недавнего по историческим меркам прошлого: в начале прошлого столетия тюрков только в Средней Азии насчитывалось несколько десятков больших и малых народов, объединенных по родовым признакам и конфедерациям. По разным причинам происходил раскол в их рядах. Расширяющиеся хозяйства и поиск новых земель, междоусобицы и вражеские вторжения приводили к расселению тюрков на огромном пространстве Евразии. Словно разорванные звенья золотой цепи, погребенные под наслоениями, оказались тюрки. Потянешь за обнажившееся блеснувшее звено, и обнаруживается драгоценное ожерелье. Несмотря на прошедшие трудные тысячелетия, тюрки сумели выжить, и сохранили присущую им идентичность. Тюрки всегда являлись грозной силой для других народов, потому их недруги для противоборства с ними объединялись в коалиции. Раскалывая их, «разделяли и властвовали» на освободившихся территориях. Используя природную доверчивость тюрков, привлекали их и на свою сторону для борьбы с другими народами. По сути, в извечном противоборстве европейских народов с тюрками и другими народами Азии возникло противостояние Запада и Востока. Какими эпитетами их не награждали и что только им не вменяли? На поверку выходило, что тюрки такие же великие, такие же искусные мастера, не менее просвещенные, чем другие народы. Наряду с другими народами они являлись основателями древних цивилизаций, своими достижениями обогатившие человечество. Тюрки являлись участниками многих эпохальных событий и пережили трудные испытания. С ними связываются древняя цивилизация Шумера, походы скифов и их искусство, завоевания гуннов, сотрудничество с крупными евразийскими державами.  Принадлежат тюркам различные письменности, с ними связаны изобретение железа, книгопечатание и другие достижения человечества. К сожалению, о тюрках, недружественно расположенные народы, слагали различные небылицы, потому в истории о них возникло много измышлений. Они передавалась из уст в уста, от поколения к поколению. В них возвеличивались свои правители, гиперболизировались деяния своих героев. Не минул этой участи и «отец истории» Геродот. В интерпретациях летописцев, сказителей и историков тюрки, как правило, фигурируют в негативе. К этим источникам постулировали историографы советской эпохи, а также многие ученые Запада. Так писалась история древних тюрков. Потому даже дюжина таких нынешних ученых не в состоянии написать учебник об истории древних тюрков. А в нашей стране тюркология оказалась малоизученной и второстепенной наукой. Другой особенностью истории древних тюрков является то, что их язык оказался очень динамичным и как никакой другой жизнеспособным, благодаря своей консервативности. Подтверждает это лингвистика, являющаяся кладовой развития культуры человечества. Она способна развенчать многие измышления о тюрках. Эта гуманитарная наука более других точна в оценке событий происходивших в древности. Закономерности лингвистики также неопровержимы, как законы Ньютона и Фарадея.  Многотомный этимологический словарь русского языка Фасмера избегает от заимствованных тюркизмов, составляющих древний пласт в русском языке. Следует заметить, что этот объемный хитромудрый словарь прозападника, сбежавшего из России, являлся идеологическим инструментом, вбивавшим клин разногласий между тюрками и славянами и разъединившим в угоду политике многие народы Евразии. Толковый словарь С.И.Ожегова несколько иначе, но вторит ему в унисон. В нем с искажениями разъясняются значения слов из «негативного» прошлого России: ясак платили княжества Руси, покорившим их кочевникам, а есаул – это старший в дружине, собиравший дань.  Многие годы, находясь в изоляции, мы ощущали информационный голод. Нас пичкали ложью, прививали догмы чуждые разуму. Несогласных превращали в изгоев, других в инфантильные поколения. Потому у нас недостаточно правдивых сведений об истории тюрков. Мы легко воспринимаем чуждое западное, теряя свои лучшие качества.  Полагаю, что язык тюрков, благодаря особенностям своего развития, представляет собой неиссякаемый источник для этнолингвистики, но в тоже время непризнанный «отчим» воспитавший греческий и латинский языки. Огромно его влияние и на развитие многих других языков. Вкупе эти обстоятельства подвергают сомнению гипотезу индоевропейской «семьи языков», генеалогическое древо которой представляет плохо совместимые привои других культур. На развитие индоевропейских языков на протяжении тысячелетий оказывали воздействие прототюрки и другие народы. Они и привнесли с собой санскрит. Язык, письменность и историю древних тюрков ученые, как правило, ограничивают Культегином. А что собой представляли тюрки в доисторическую эпоху, 2–4 тысячелетия назад, отечественные исследователи еще не дошли, потому что в наше сознание вбивали, что такой народ возник только в 6 веке. Благодаря обретенной независимости и трудам Бичурина, Рериха, Гумилева, евразийцев мы многое узнали о прошлом тюрков. Древнейшую историю тюрков исследуют в основном выходцы Китая. На основе анналов этой страны они пополняют наши знания. Древнее прошлое тюрков приобрело центральноазиатский крен, другие центры их локализаций остаются неисследованными. Ограничивая историю тюрков одним регионом, культурологи способствуют упрощенному подходу в изучении тюркологии – науки, которая только начинает расправлять свои крылья. Греческие источники остаются недоступными для исследователей. Со времен античности накоплен огромный материал, который  ожидает своих первооткрывателей. Среди отечественных ученых следует отметить ряд иранистов, арабистов, синологов начинающих рассматривать историю тюрков в другой плоскости. Как многое мы узнали бы об истории и культуре тюрков, обратившись также к языкам иудеев, византийцев и римлян. В документах восточного христианства, Византии и древнего Рима отражались многие события жизни наших предков. В исследованиях истории казахов далее 11 века (появления письменности на Руси) мы не могли углубиться. Источники дальнего зарубежья для отечественных исследователей оставались неизвестными по идеологическим соображениям. Изучая языки древних народов, их историю и достижения культуры, древнетюркскую ономастику и мифологию, можно многое узнать о далеком прошлом наших прародителей. Они хранят в себе еще нераскрытые тысячелетние тайны истории тюрков. Экономический десант развитых стран в нашу страну прошел удачно. Одновременно происходит культурный пресс Запада. Меняются ценностные ориентиры. Как сохранить нам в этих условиях свою идентичность и не затеряться в бурном потоке цивилизации? Противостояние двух миров возрастает. Мы, тюрки, оказались между двумя угрозами. С одной стороны мы находимся под зорким оком западного кондора, наращивающего эскалацию оружия и капитала на Восток, а с другой стороны ощущаем в спину жаркое дыхание царя фауны Азии, превратившегося из слабого тигренка в грозного хищника. И тем, и другим нужны богатства наших недр. Как нам сберечься от изготовившихся когтей? Полагаю, что ответ следует искать в наших истоках. Мы просто обречены на объединение. В других условиях нам не выжить.   Только сильный духом народ, осознающий себя частью единого мира тюрков, может иметь будущее, и только тогда каждый из нас будет гордо заявлять: «Я – тюрк».   Язык – это не только средство общения и выражения мыслей, но самый верный первоисточник и надежный ключ, способный раскрыть тайны прошедших эпох. Слова имеют историю своего происхождения, следовательно, принципы и закономерности обозначений предметов и выражений средствами языка могут быть объяснимыми. Происходившие изменения в языках в наше время становятся познаваемыми, благодаря законам открытыми выдающимися языковедами прошлого. В отличие от некоторых гуманитарных наук, занимающихся изучением прошлого, лингвистика имеет свои законы, которые приобрела в условия развития научных школ, и достигла больших успехов за последние полтора столетия. Их не всегда признавали авторитеты общественных наук, и лишь накопленный опыт в языковедении закреплял легитимность ее законов. Лингвистические дисциплины представляют неисчерпаемый источник исторических знаний о тюрках, и являются перекрестком гуманитарных наук, а в последнее десятилетие генетика сотрясает научный мир, разрушая гипотетические представления о происхождении многих народов. Период технического прогресса во многих странах был ознаменован уничтожением духовной платформы, без которой поступательно не может развиваться ни одно общество. В продолжительном времени наше сознание находилось в этом состоянии, а многие так еще не смогли избавиться от наследия прошлого. Размежвавшись на тюрков и турков, не можем различить Трою от Траяна, Среднюю Азию от Среднего Востока, а тюрков путаем с монголами. Устойчивый синдром страха выработало наше сознание от зловещих теней кремлевских стен. До сих пор многие еще трепещут от них. Не осознающие важность родного языка и его огромное значение в прошлой истории народа, сиротливо озирающиеся, и, пугливо содрогающиеся собственной тени, никогда личностями не станут и пользу стране не принесут. Противопоставление народов в Евразии началось с различий в языках и традициях культуры со времен, когда ее цивилизация начала проделывать свои первые шаги. Более 4-х тысячелетий назад в Шумер вторглись кочевые западно-семитские племена. Беженцы Месопотамии обустраивались в Анатолии и юге Европы, передавая другим народам достижения своей культуры. В эту же эпоху с территорий Казахстана и Сибири на юг через Трансоксиану устремились племена ариев. Эти племена обитали также в Туркестанском Двуречье и бассейне Зеравшана. Они заселяли Средний Восток и Малую Азию. Последняя миграция ариев произошла три тысячелетия назад по тому же пути, но уже на Восток в Индию. Другая часть ариев, очевидно, через Алтай и Байкал также устремилась на юг. Причины этих первых крупных переселений народов учеными не выяснены. С тех далеких времен история тюрков представляла шахматную доску, на которой политические фигуры разных эпох втайне пытались сыграть свою игру. Поэтому клетки доски, на которых тысячелетиями разворачивались игры фигур, образно представляют «белые» пятна истории наших предков. Мы еще далеко отстоим от раскрытия имен номинантов и происходивших между ними баталий. Языковая принадлежность племен ариев учеными не установлена, а гипотетически принята индоевропейской.   Язык племен ариев, мигрировавших на запад Азии, подвергался воздействию языка коренных жителей Анатолии, и тюркская составляющая в их языке начала сильно снижаться. Язык ариев восточной Азии, напротив, сильно оказался подверженным языку тунгусо-маньчжур и финно-угров, и персидская составляющая в нем постепенно начала уменьшаться. К примеру, третья часть лексического состава казахского языка принадлежит сохранившимся иранизмам (фарсизмы). Вопреки утверждениям многих – это не заимствования, а наследие прошлого арийских племен. Подобными иранизмами и тюркизмами заполнены языки и у народов Европы. Наследием далекого прошлого кочевых арийских племен являются множество тюркизмов и в персидских языках. О крупных телосложением, светловолосых с выделяющимися надбровными дугами арийских племенах, обитавших в долинах Луковых гор, (Алатау) сообщают китайские анналы. Среди них долгое время сохранявшими свой язык, очевидно, являлись тохары (до юэчжи), уйсуны (асиани), аланы (асы), сарматы. Впоследствии тохары и уйсуны ассимилировались среди персоязычных и тюркоязычных народов. Античные писатели отмечали об арийских племенах исседонах, аримаспах, аргиппеях, обитавших в Казахстане. Этот факт подтвердили и археологи. Но основная часть ариев Востока, вероятно, через Тибет ушла на север Индии и в Пенджаб, а другая через Китай в Афганистан. Некоторая часть этих племен по Инду, Аравийскому морю и Персидскому заливу проникла в Месопотамию. Доля языка тюрков и персов у этих племен сумела хорошо сохраниться. Эти и другие народы привнесли с собой сан- 15 От автора скрит. В этих регионах язык разнородных по составу коренных жителей Анатолии и Передней Азии находился в культурном взаимодействии с языками народов Шумера, Южной Европы и арийских племен. Здесь, на мой взгляд, возникла шумеро-тюрко-персидская трилингва, которая начала распространяться в различных направлениях. Среди других современных народов наиболее близкими по языку древним ариям, на мой взгляд, являются курды, осетины, средневосточные цыгане. С падением Шумера начала распадаться трилингва. Но язык шумер, его праформы функционируют у многих народов Евразии и по сегодняшний день. Из образовавшегося переднеазийского, южноевропейского и малоазийского разнообразия креольских смешений отпочковывались языки народов, которые в культурном взаимодействии с автохтонами народов Европы выработали свои наречия, именуемые индоевропейскими языками. Поэтому утвердившаяся гипотеза индоевропейской «семьи языков» не имеет под собой лингвистической базы. Индоевропеистика возникла в результате синтеза различных культур. Современные языки европейцев, кроме угрофиннов, возникли на «обломках» цивилизаций народов древней Анатолии, Южной Европы и Передней Азии, а язык тюркоперсов среди них занимал одно из ведущих мест. Для языка тюрков и персов характерен общий грамматический строй и словарный пласт. Такими языковыми особенностями разнородные индоевропейские народы не обладают. Не разрушившаяся тюрко-персидская билексика сохранилась и у народов Индии. Она привнесена в этот регион тюрко-персоязычными племенами ариев из Сибири и Казахстана. Прародиной индоевропейских языков, по мнению выдающегося немецкого языковеда-индоевропеиста Августа Шлейхера, является Средняя Азия. Индоевропейцы, ушедшие с прародины южным путем, дали начало греческому, латинскому, кельтскому, а, мигрировавшие северным путем, заложили начало славянским, германским и литовскому языкам, полагал этот ученый. Индоевропеистика расширилась пространственно, и ветви ее генеалогического древа представляют собой побеги инородных культур, привитые неумелым садоводом. На основании какой языковой и культурной общности присовокупились к индоевропеистике грамматически различающиеся языки 800 народностей  Индии? Индоевропеистика оказалась бессильной к определению языковой принадлежности тысячи наречий языка индейцев.   Как ортодоксальная гипотеза, отражавшая в течение последних двух столетий номенклатурные и политические интересы Запада, она себя изжила. Назрела необходимость других концептуальных подходов к индоевропеистике с классификацией громоздкого скопления языков. С доисторических времен и по сегодняшний день, на протяжении тысячелетий, народы находятся противопоставленными друг другу. В 19-м веке на Западе усиленно начала развиваться доктрина биологического – расового превосходства европейцев, увязывавшаяся с особым типом людей, якобы происшедших от ариев. Она была подготовлена лингвистами и антропологами. Были выдвинуты гипотезы об индоевропейских языках и индоарийском народе. Но напрасными были поиски людей арийского типа в Тибете, который в подавляющем большинстве заселен монголоидами; другая часть населения содержит некоторые элементы черт индусов. Напрасными также являлись кринометрические сопоставления приверженцев этой доктрины с Аттилой, являвшегося по описанию Иордана ярко выраженным монголоидом. Исследования антропологов свидетельствуют о том, что среди европейцев только жители туманного Альбиона имеют общие кринометрические показатели с пенджабцами, а данные генетиков свидетельствуют, что греки и итальянцы не принадлежат к индоевропейцам. Таким образом, индоарийская доктрина схоластов, развивавшаяся реакционными учеными Запада, ни по данным антропологии, ни по лексикологии к Индии большого отношения не имеет. Народы, именуемые индоиранцами, – это тюрко-персидские племена кочевников Казахстана и Сибири, проникшие в Европу 4-е тысячелетия назад; ассимилировавшись среди них, они занесли санскрит, фарсизмы и тюркизмы. Об этом свидетельствует огромный лексический пласт в языках народов Европы. На основании исследований ученых-языковедов общепризнанными центрами развития индоевропейцев в настоящее время являются гипотезы, географически также к Индии отношений не имеющими. Эти центры располагаются в восточной Анатолии, Балканах, южной Руси и на обширной территории от Волги до Енисея, захватывая к югу земли до Арала и Балхаша. Наличие санскрита в языках у европейцев не является основанием для утверждения происхождения их из Индии. Санскрита не меньше содержится и у тюрков. На него в большей мере могут претендовать тюрки, у которых еще в раннем средневековье санскрит являлся своего рода латынью, распространившейся вместе с буддизмом. Элементы санскрита в языках европейских народов оказались в результате миграции народов Шумера, Южной Европы, Малой Азии – носителей тюрко-персидской лексики и санскрита. Полагаю, что существующая индоевропеистика недостаточно учитывает достижения культуры. Они, прежде всего, формулируются в языке, а затем вместе с достижениями культуры начинается их распространение. Такой подход на индоевропеистику указывает на древнюю Месопотамию, культура которой в 5-6 тысячелетиях начала распространяться в другие регионы. Связь в древности Индостана с Месопотамией подтверждена известным географом Туром Хейердалом. Элементы санскрита, к которым апеллируют языковеды, могут быть увязаны с миграцией населения Индостана в Двуречье, а также влиянием на европейцев языка многоязычных народов Малой Азии. Среди них хетты и пеласги оказали существенное воздействие на европейцев. В их языках содержалось немало тюркизмов, грецизмов и санскрит. Имеются «западная» и «восточная» версии происхождения хеттов. Полагаю, что хетты являются потомками шумеро-аккад, мигрировавших в Малую Азию, на Кавказ и юг Европы. Анатолия на протяжении многих веков являлась ареной жесточайшей борьбы между народами: хеттами, хурритами, аккадами, семитами, ассирийцами, урартами, фригийцами, лидийцами, мидийцами, персами, киммерийцами, скифами. В языках многих народов содержался тюркский компонент. В результате многочисленных войн население Малой Азии вынуждено уходило в Европу, и привнесло в языки европейцев тюркизмы, иранизмы, грецизмы и санскрит. Этнически целостный генофонд казахского народа (казахская тураноидная раса) сложился в результате естественноисторической метисации двух расовых компонентов – европейского и азиатского. В эпоху до Рождества Христова раса являлась европеоидной, а в наше время она на 2/3 приобрела монголоидные признаки.  Геноцид, организованный самодержавием, а в последующем большевиками привел к исходу из страны и гибели большей части казахского народа. Его численность только через столетие достигла прежнего уровня. Истреблен был цвет нации, дважды менялась письменность. В итоге мы оказались народом, лишенным духовного стержня: истории, литературы и культуры. Вместе с истреблением социальных слоев прежней системы, исчезла опора государства, ее политическая культура. Вкупе все это сказалось на последующих поколениях, и привело к краху большевистской империи. Из целой сотни тюркоязычных народов на сегодня осталась лишь половина, многие из которых оказались на грани исчезновения, другие проживают в резервациях. Не осознавая важность своей этнокультурной идентичности, значение прошлой истории, не возродив национальный дух, установив во всем порядок и справедливость, мы не сможем сформировать национальное самосознание, позволяющее занять достойное место в ряду цивилизованных народов. Главное предназначение всех поколений состоит в продвижении вперед, на другом витке диалектики развития общества. И возглавлять это движение могут только личности незакомплексованные, освободившие свое сознание от груза прежних политических ошибок, искренне желающие процветания стране. Государство независимо от принадлежности к политической системе призвано служить интересам общества, которое сформировалось на текущий момент. Его институты управления строятся на традициях преемственности политики, культуры, истории, экономики, морали. Нарушение этих традиций преемственности приводит к всеобщему хаосу и выбору новой политической системы управления государством. Этот процесс мы все вместе пережили 20 лет назад, разрушив страну до основания. По сути, была осуществлена революция, и ценой малой крови все республики получили возможность строить независимые государства. Цивилизованную страну мы построим только тогда, когда по достоинству оценим свое историческое прошлое, возрождая культурные традиции народа, взяв на вооружение лучший опыт предыдущих поколений. Автор не является приверженцем какой-либо научной школы, пристрастий политических не имеет, потому ничем не обременен  и, отражая свои взгляды, в мыслях раскован. Объект исследования историографией должен рассматриваться с различных сторон. Потому в оценке происшедших процессов единого мнения сторон не бывает. У каждой стороны своя истина. Только зачастую в ее поисках одни усердствуют в лести властителям, другие, напротив, в ненависти к ним.   К сожалению, таких качеств недоставало последующим поколениям историков. Некоторые очерки книги не базируются на доказательных фактах истории, а представляют собой сравнительный лингвистический анализ, исходящий из установленных в течение последних полутора столетий закономерностей языковедения и соответствуют хронологии событий жизни древних народов. Поэтому они являются выдвигаемыми предположениями отдельных этапов жизни древних тюрков, попыткой средствами лингвистики реконструировать неведомое их прошлое, внести ясность в возникшие «белые пятна», определяя культурные связи языков древних народов.  Убежден в том, что подрастающие поколения всегда будут проявлять интерес к изучению истории своего народа.   Открытия археологов, обнаруженные в Сибири и Казахстане и относящиеся к 3-5 тысячелетиям, подтверждают существование развитой культуры древних народов. Они являлись первыми крупными производителями меди, бронзы и экспортировали свои изделия, занимались земледелием, изготавливали гончарную посуду, обжигая на костре, приручали диких животных, изобрели колесницы. Основной пищей являлись мясомолочные продукты, употребляли растительную пищу. Жилье и хозяйственные постройки располагались в огражденном круге, поклонялись Небу-Солнцу. Жилище представляло собой шестигранный сруб. Цифра 6 являлась символом, потому и юрта состоит из шести крыльев (канат). На керамической посуде изображалась свастика, символизируя вечность, постоянное движение жизни и времени. Большой вклад в познание жизни доисторических народов внес наш соотечественник, академик А.Х.Маргулан. Но в последующем по идеологическим соображениям развитию этого направления работ в археологии стало меньше уделяться внимания. Культура этих народов наименована андроновской, по месту ее обнаружения, а более ранняя – афанасьевской. Коль существовали культуры, следовательно, должны быть обозначены и народы ее создававшие.  Интерес представляют выводы современных генетиков. Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН провел генетический анализ 10 тысяч человек из 60-и популяций Евразии, на основании которых установил, что европейские популяции гаплогрупп получили распространение с Кавказа. Некоторые носители этих геном существовали на Кавказе 20-30 тысяч лет назад. Швейцарский центр генетических исследований сообщил, что общий предок египетских царей и европейцев жил на Кавказе 9500 лет назад. А у современных египтян биологи не обнаружили генетического сходства с Тутанхамоном. Эти данные генетиков подвергают сомнению гипотезы об индоиранском и нордическом происхождении европейцев. Напротив, выходит, что с Севера происходила миграция народов в Индию. Рушится гипотеза об индоевропейских языках, которая выходит кавказской, нежели индоиранской.   К представителям тураноидной расы принадлежали хорошо сохранившиеся тела в могильниках пазарыкской культуры Алтая и озера Лобнор, которые принадлежали юечжи.  Возраст мумий от 3-х до 4-х тысячи лет. Анализ ДНК зубов, взятых из древних могильников Семиречья, кринометрия черепов определили обитание другого расового типа людей.  Расовый тип человека за 5-6 веков подвергается мутации, и за последние два тысячелетия тураноиды Казахстана в значительном составе приобрели черты монголоидов.  Современные тюркские  народы и на сегодня проживают в местах обитания своих далеких предков, а надуманное монгольское иго опровергается многими генетическими исследованиями. Это были завоевания тюрков тураноидов. По костным останкам из древнейших захоронений, а эмаль зубов хорошо сохраняет материал, можно воссоздать геном предположительных потомков ариев и сделать генетическую копию. Но сделать это чрезвычайно трудно, потому как высокими являются требования к условиям проведения анализов, да и полученные результаты будут принадлежать к различным расовым типам.   Ключом к познанию происходивших процессов в древнейшую эпоху является язык народа и генетика. Язык кочевых народов самый верный первоисточник, он развивался в клановом сообществе, не подвергаясь иноязычному воздействию в той мере, которую испытали на себе оседлые народы, потому, отбросив ложные прежние догмы, можно многое познать из истории древних народов».
file:///C:/Users/User/Desktop/топонимика/7224.pdf