Лес

Анна Боднарук
                Л Е С

                «Ребята, берегите лес!»
                Н.К. Старшинов  (1924 – 1998) – русский поэт.

Сибирская тайга является самым большим лесом на планете Земля.
Леса учат человека понимать прекрасное.
Самый лучший отдых в лесу, там отдыхает душа.

За последние 300 лет человеком уничтожено 66% всех лесов Земли.

Если посадить один саженец, то будет больше на одно дерево. Если «посадить» одного лесоруба, рубящего незаконно, то будет больше на сотню деревьев. А если «посадить» одного чиновника, позволяющего рубить деревья незаконно – будет больше на тысячи деревьев. Сажайте правильно!

Сова – бог-хранитель лесов, мудрое существо, а потому наделяет нас ночным умом.

Леса учат человека понимать прекрасное.
                А.П. Чехов

Что за чудо – русский лес!
Сказка, быль и дар небес!
Рай, который все так ищут –
В общем, чудо из чудес!
               Татьяна Ситникова

«Лес. А мне подумалось, что лес – один из тех Подарков Бога, ценить который мы не умеем, а точнее, разучились ценить… В погоне за призрачным «счастьем» - деньгами, комфортом, потерял себя человек и связь с природой утратил…»
                Дмитрий Пьюэ, писатель.

Стоит мне в лес углубиться,
Стоит войти туда лишь,
Тут же меня похищает
Зелёная волглая тишь, тишь…
Снова я слышу, как прежде:
сквозь дебри лесные плывёт
словно бы чьё-то рыданье
иль клокотание вод, вод…
           Раиса Плоешу

Майский лес – особый мир, этот месяц не спутаешь ни с каким другим. Лес в это время словно живёт своей жизнью, и ему никакого дела нет до визитёров.
                Олег Рой

     Оказаться ранним утром, пусть даже в небольшом лесочке, для городского человека – это подарок Судьбы. А если ещё не поторапливают неотложные дела и есть возможность отпустить свои мысли в свободное плавание, наслаждаться жизнью лесного народа, совсем не похожего на суетную, лживую, лицемерную суету людей, это и есть урок мудрости и преобразований по особой программе земного бытия. Сам воздух пропитан покоем, настоявшегося на запахах опавшей листвы туманах, что кисейными лоскутками невесомо застыли между дремлющими деревьями. В это время лиственницы особенно красивы. Мягкая зелень хвои с чуть заметной позолотой, пересыпана словно горошком перца, потемневшими шишечками. Ветки на старых лиственницах слоистые, как крыши на китайских домиках. У них особая стать, своя культура поведения и особый стиль одежды. Сбросившим свои наряды берёзкам остаётся им только молча завидовать.
                А. Боднарук  «Дикая Природа»

Лес молчал, лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёсках солнца. Ах, жёлтый лес, жёлтый лес. Вот вам и кусочек счастья. Вот вам и место для раздумий. В осеннем солнечном лесу человек становится чище…
              К/ф «Белый Бим чёрное ухо»

Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание.
                М.М. Пришвин

     «Любовь к природе зарождается со знакомства с ней».
     Прочитала я эти слова и как-то растеряно удивилась. Сразу подумалось: - а есть ли такой человек, который бы вспомнил момент знакомства с природой? Природа – это мы сами, это мать, кормящая грудью дитя, это воздух, которым мы дышим, вода, хлеб и всё, до чего может дотянуться наш взгляд. Природа – это наша жизнь, с первой до последней минуты. И если поразмыслить и сопоставить то, что мы уже знаем, то получится, что слишком мал человек перед лицом Великой Природы. Опять же, Природа открывает свои красоты только для друзей. И эта дружба дорогого стоит.
     Природа везде, даже в цветочном горшке, что уж говорить о большом государстве, под названием – ЛЕС. Я его ещё называю – Зелёная Страна. Нет, чтобы войти в Лес, не нужен заграничный паспорт. Всего лишь нужен особый настрой. А без этого Лес покажется всего лишь – множество деревьев. А там ведь не только каждое дерево своё лицо имеет, каждая веточки и то – на особицу…
     Люди давно уже подметили, что «у человека, пребывающего в лесу, частота пульса уменьшается примерно на двадцать ударов в минуту. Дыхание становится спокойнее. Проходит нервное возбуждение,  проблемы отступают, и человек успокаивается…» А это как важно для физического и духовного здоровья человека, для последующих его решений, для его окружения.
     Русский лес – это не только великий дар Природы, это величие русской души, суровый холод русской зимы, бескрайние родные просторы. И только русский человек до глубины души чувствует дыхание Природы-матушки.
     Великое множество тайн и загадок хранит Лес под своими земными крыльями. Каждый думающий человек открывает для себя что-то новое. Вот, к примеру, я не так давно узнала, что еловые лапы ладонями своими обращены к земле, а у кедра ладони лап – к небу. А берёзы? Что ни дерево, то новая песня. А дубовые, осиновые рощи! А ещё лес – это дом для птиц, зверей, всяких жучков, червячков, букашек, которым нет числа. И все они живут по своим законам, и эти законы всего лишь параграфы в Земной книге Леса. 
     А ещё я с восторгом смотрю на молодые ели, которые как бы на крутых спусках растут под углом. А ещё заметила, что лес разделён на отдельные участки. Не человек разделил, а снежные лавины по свободным от деревьев полосам скатывается вниз. И даже вековые деревья не смеют ему перечить, где уж тут слабому человеку в суровом лесу…
     Красив многотысячный город, построенный руками человеческими, с вековой историей, но если вдуматься, внимательно присмотреться, то выйдет, что в лесной глуши, где на каждом пригодном месте чья-то жизнь, чьё-то место, чей-то дом и своё желание жить и плодиться, то выходит, что в лесу куда больше жителей, достойных уважения…

                ***
     Случай, который оставил след  в моей памяти, произошёл десятка полтора лет назад. А забыть о нём мне не позволяла фотография в моём компьютере. И если в детские годы мы особо не задумываясь определяем «Что такое Хорошо, а что такое Плохо», то в более зрелые годы этот вопрос требует размышлений и многократных колебаний.
     А случай был самый простой, как бы теперь сказали – будничный. Мои дети знали, что я не люблю подолгу гостить и, когда начинается веселье, на меня нападает скука, как на каждого трезвого человека, вынужденного присутствовать  и смотреть на гогочущую подвыпившую компанию. Но к счастью среди гостей были люди, которым утром нужно было идти на работу. Трезвым был и водитель легковой машины. Меня подсадили к ним и мы поехали. Парни молодые и разговорчивые, о чём-то своём говорили, я же просто смотрела в окно и о своём думала. Так мы ехали какое-то время. Парни подустали болтать, притихли. Местность за окном незнакомая и я старалась впитать в себя пейзажных картин как можно больше. Но в одном месте меня так заинтересовал вид из окна, что я встрепенулась и, оглядываясь назад, прильнула к окну. Водитель остановил машину.
     - Что, что-то стоящее было?
     Я кивнула головой и он, на пустынной грунтовой дороге быстро сдал назад. Вышел из машины, я тоже вышла. От дороги, на небольшом отдалении, полосами росли сосны с тонкими, ровными и очень высокими стволами. Только в самом верху зелёные шапки хвои. Ниже торчали сухие остатки веток. Деревья росли очень близко друг с другом. Кукурузу и то квадратно гнездовым способом сеют, а тут меньше земли для роста отведено и посеяно – как пришлось. Вверху пасмурное небо, а по земле медленно клубясь по полю полз густой туман. В его плену уже оказались тридцатилетние сосны, которые, словно солдаты навытяжку, стояли на плацу.
     - Занятно!
     Водитель достал телефон и сделал несколько снимков. Я заинтересованно посмотрела на него.
     - Я вам перешлю…
     Я кивнула головой и пошла к машине. А спустя несколько дней фотография появилась в моём компьютере. Сколько раз я её рассматривала, уже и сказать не могу. Каждый раз мне казалось, что та самая нужная мысль уже на подходе, во ещё небольшое усилие и я пойму, почему была сделана эта фотография. И так год за годом время шло и у меня ничего не получалось. Многие картинки через какое-то время я удаляю с памяти компьютера, а на эту фотографию – рука не поднимается. А раздумья всё глубже и глубже переворачивают мой нажитый опыт жизни.
     Ещё с моих малых лет я к деревьям, особенно многолетним, отношусь уважительно, как к людям. Жаль только, что расспросить их об увиденном не могу. А эта фотография особенная. Видно, что деревья не сами по себе так выросли, на то была воля человека. Счастливы ли они? Это уже спорный вопрос. Когда сосны и ели растут на таких крутых косогоринах, в расщелинах камней, на бедной почве, порой кособокие, рады хотя бы тому, что живы. А тут, на этих длинных грядках, люди пробудили в семенах жизнь для какой-то цели. Мне так думается, что было у них желание высадить их на вырубленных или выгоревших лесных делянах. Но что-то помешало людям осуществить свои планы. И если мысленно покопаться в истории нашей страны, то воспоминания очень грустные всплывают на ум. Это было время Перестройки. Безработица, а тем, кто работал – заработную плату не платили, магазинные полки пустые. В это время просто некому было лес высадить. А саженцы, знай росли всё вверх и вверх. И теперь они стоят, как безмолвный упрёк человеку, который возомнил себя «царём природы», а на деле, пусть невольно, но всё же обидел деревья. Время упущено, рассадить их уже невозможно… Только туман каждый вечер всё пытается прикрыть своим влажным одеялом ошибки прошлого.

                ***
     Пройтись берегом озера для меня – это высшее наслаждение созерцать природу под тихую музыку вяло текущих мыслей.  Вроде бы ты находишься в сегодняшней действительности, но в несколько отстранённом состоянии, между ещё свежими воспоминаниями и робкими шагами в неизведанное будущее. Идёшь себе не торопясь, ни расстояния, ни времени не замечаешь. Такой себе – отдых в движении. Этой тропинкой мною пройдено много раз, мимо деревьев с задумчивыми, ещё не проснувшимися лицами, мимо крупных и мелких камней у самой воды. Похрустывают самые малые камушки под подошвами, будто пытаются о чём-то тебе рассказать. А ты, не останавливаясь, идёшь дальше.
     Однажды, я совершенно случайно, поддавшись лирическому настроению, с автобусной остановки свернула не домой, а в городской парк и пошла к озеру. Это была уже безлистая поздняя, зябкая осень. Отработав последнюю ночную смену, перед отпуском, мне хотелось развеяться и переключиться уже на другой ритм жизни, забыть обо всём, что связывало меня с работой и даже о тех «друзьях по несчастью», с которыми я вынуждена была встречаться, минуя заводскую проходную.
     В тот раз я шла тропинкой верхом, среди сосен и берёз, спотыкаясь о корни и наступая нечаянно на опавшие шишки. Не ставя перед собой никакой цели, просто шла и шла. Особенно мне нравилось то место, где суша, отвоевав у воды значительное пространство, длинным сухим языком раздвинула волны. Это место любили рыбаки, ребятишки и, конечно же - влюблённые. Но в то утро было тихо, не было волн, а озёрную гладь укрывал толстым пуховым одеялом светло-серый туман. У меня даже была мечта на этом «языке» войти в тот туман, почувствовать себя артисткой, которая поёт среди сценического тумана. Но ещё издали заметила, что на моём излюбленном месте что-то не так. Удушливым комом тревога подкатила к горлу, и я ускорила шаг.
     Подойдя поближе, остановилась на пригорке и в растерянности смотрела на место чьего-то бездумного злодеяния. Именно так, по-другому то, что сделал незнакомый мне человек назвать нельзя… Многие люди, подходя к этому месту, видели берёзку и не столько любовались ею, сколько жалели её, как человека, которому выпало жить на юру. С какой бы стороны не подул бы ветер, знойный или холодный, непременно терзал её тонкие ветки. А берёзка, терпеливая подруга, покорилась судьбе и продолжала расти, а может быть даже радовалась жизни, трудной, но всё же жизни. И вот теперь, когда ей, судя по толщине ствола, лет за двадцать, кто-то, на высоте метра над землёй, спилил её. Явно, что пилил бензопилой. Спил проделан не до конца, четверть ствола сломался и крона дерева упала в воду и теперь туман, слегка покачиваясь шептал ей заупокойную молитву.
     Что со мной творилось в те минуты – словами не передать. Я только множество раз повторяла: «Зачем?! Зачем ты это сделал. Человече?! Какая корысть, какая радость тебе была от загубленной жизни?... Если бы для дела спилил, а тут  - просто так. Дурачество!.. Это же надо быть совсем бессовестным человеком, чтобы решиться сделать такое злодейство…»
     Прошло уже с тех пор много лет, но я, даже гуляя с внуком, к тому месту больше не ходила.

                ***