Ариле. глава 13

Нина Орлова 55
                ГЛАВА 13. ЗА ЧТО ?



        Арик много раз спрашивал, почему немцы убивают евреев. Но отец всегда отнекивался, говорил, что тот должен сначала подрасти, чтобы понять.

        Теперь ему исполнилось десять. Как ни пытались родители не упоминать в его присутствии убитых родственников и знакомых, они понимали: сын всё знает и ищет ответы. И вот однажды, когда мальчик опять задал мучивший его вопрос, отец решился:

        – Ты знаешь, Арик, в «Письмах с земли» великий американский писатель Марк Твен писал: «Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев». История человечества – это непрекращающиеся войны. Как ты думаешь, кого чаще всего ненавидят?

        Мальчик ответа не знал и, растерявшись, вопросительно посмотрел на отца. Тогда Александр продолжил:
        – Ненавидят тех, кто живёт рядом и с кем надо делить место под солнцем. А евреи, лишившись своей страны, жили среди других народов девятнадцать веков. Ещё в Древнем Риме проживало несколько тысяч евреев. Одни из них были рабами, другие – свободными людьми. При одних правителях империи иудаизм был дозволенной религией. При других синагоги запрещали и разрушали, а евреев изгоняли. Так иудеи рассеивались по свету, шли на запад и восток, в места, где жили в то время варвары. Это территории современных Германии, Франции, Испании, Чехии и Великобритании. Бежали налегке, унося только детей, a также знания и умения, передовые для того времени. Они заново начинали жизнь среди болот и лесов, в окружении диких племён. Как ты понимаешь, выживали только здоровые, сильные духом и сообразительные. Так естественным отбором суровейших условий формировалась нация.

        – Пап, а как они на новом месте, без ничего?
        – Да, сын, поодиночке не сдюжить, а потому селились общиной. Помогали друг другу. Много и тяжело работали. За годы гонений поняли: будущее в детях. Живя впроголодь, не скупились на образование детей. Почитали свою историю. Предпочитали смерть крещению. Веками хранили свой язык.
        – А дальше? – спросил Арик, когда отец умолк.

        – А потом разразилась катастрофа. Римский папа объявил крестовый поход в Палестину для освобождения Иерусалима с гробом Господним. Летом 1096 года от рождества Христова жители всех немецких городов и деревень и земель Восточной Франции направились в Палестину. Вся эта лавина оборванных, голодных и жаждущих крови неверных валила через территорию Богемии и Моравии, сейчас это Чехословакия. И первыми инородцами на их пути оказались евреи: ремесленники, торговцы, ростовщики. У них были дома и мастерские, построенные усилиями поколений. Голодная толпа оборванцев ликовала – тут было чем поживиться!
        – И что?

        – С именем Бога на устах они бросились обращать евреев в христианство. Кто отказывался, а таких было большинство, убивали на месте. Грабили и тех и других. Как написано в хрониках, в одной только Праге добыли золота и драгоценностей больше, чем греки при осаждении сказочно богатой Трои. Забирали всё подряд – телеги, одежду, обувь, посуду, мебель, всю домашнюю утварь. Загрузившись до верха, повернули домой. Зачем идти в Палестину? Спасибо Господу Богу, и так наградил сполна.

        – Папа, а что было потом? Не все же евреи погибли, когда грабители ушли?
        – Нет, сын, не все. Но, к сожалению, это был не единственный крестовый поход. Они продолжались до середины пятнадцатого века. И с каждым еврейское население Европы заметно редело. Иудеи бежали дальше на восток. В малообжитые, гиблые места.

        – Пап, а дальше? Стало лучше?
        – Нет, стало страшнее. В середине четырнадцатого века в Европу из Китая и Индии пришла эпидемия чумы. «Чёрная смерть» унесла жизни половины жителей континента. Особенно пострадали города. Там умирало девять человек из десяти...

        Сейчас медицина знает, что болезнь начинается от укуса заражённых блох, живущих на грызунах. А где было больше всего крыс и мышей? В средневековых городах. Они тонули в грязи.

        По улицам текли нечистоты. Помойные вёдра и ночные горшки опорожнялись прямо из окон. Туда же шли все домашние отбросы и мусор. Во всём этом копошились полчища крыс и мышей. Прямо раздолье для чумы.

        Рожица мальчика сморщилась от омерзения.

        – Вот ты, Арик, слышал о «божьей росе»?– спросил отец.– Нет? Так в средневековье называли вшей. Никто и не думал стыдиться своей одежды, кишащей вшами и блохами. Ведь христианская церковь проповедовала отказ от жизненных удовольствий. Призывала наказывать грешное тело, и люди не мылись годами.


        – Как же так, – изумился мальчик, – и богатые тоже?
        – Да, представь себе, королева Испании Изабелла Кастильская, а это конец пятнадцатого века, хвасталась тем, что она за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
        – Тьфу, какая гадость! – выдохнул Арик.

        – Вши и блохи прыгали с одного человека на другого, разнося заразу. Каждый укушенный чумной блохой погибал в течение недели. Хоронить их не успевали. Умерших сбрасывали в реки. Трупы, плывя вниз по течению, заражали воду для питья, выкашивая жителей следующего поселения.

        Мальчик в отвращении прикрыл рот ладошками: «Это же ужас!» А отец продолжал:

        – Люди обезумели. Не понимая, почему пришла чума, решили, их отравляют «чумным ядом» злодеи. Первым подозрение пало на иноверцев. Евреев вешали, топили, сжигали живьём. Не забывая перед этим сорвать с несчастных одежду, обувь и украшения. Ну не пропадать же добру! – скорбно хмыкнул отец.– Мало кому тогда удалось спастись. Чудом выжившие бежали на восток. Там лежало Польское королевство со столицей в Кракове и с обезлюдевшими городами: монголо-татарские орды убили или увели в плен их жителей. Польским королям позарез нужны были ремесленники и торговцы, ведь своих не осталось. Они обрадовались евреям. А те приходили со своей религией, со своим языком – идишем, со своим ремеслом, своим умением приспосабливаться и выживать, с умением торговать и обращаться с
деньгами. Вот как в Кракове образовалась еврейская община.

        – Так в Кракове евреям жилось хорошо? – спросил Арик.

        – Не совсем,– горько улыбнулся отец.– Немецкие купцы и ремесленники также бросились переселяться в соседнюю Польшу, ловя свой шанс. Они покончили с ненавистными евреями на родине. И надо же, встретили их вновь в Кракове. Думали, вот она – золотая жила: польские купцы с Европой торговать не умеют. А вот немцы умеют! На такой торговле легко нажить богатство! Если бы не треклятые евреи! Эти еврейские свиньи веками успешно торговали в Европе. Мало того, благодаря своим связям с соплеменниками торгуют и с Востоком! Чтоб им пусто было! Извели их под корень в Германии, так опять повстречали в Польше! Надо начинать всё сначала! Поднять всех на ноги! И вот из Германии повалили проповедники, изобличающие христопродавцев. Польские ксендзы подхватили, в 1407 году один из них вещал с кафедры: евреи убили христианского младенца, чтобы на его крови замесить мацу. Это «откровение» стрелой разлетелось по городу, за ним понеслось: «Убей неверного! Бог просит отмщения!» И вот уже льётся еврейская кровь, лежат истерзанные тела взрослых, детей и стариков. Трупами завалены улицы. Тех, кто остался в живых, выселили за стены Кракова. С пустыми руками. Имущество несчастных растащили.

        – И куда пошли евреи? – спросил поражённый мальчик.

        – А куда было деваться? Уходили всё дальше на восток – на территорию современных Белоруссии и Украины, в маленькие городки и сёла. Так возникли еврейские местечки, как наши Свенцяны. Вот ты, конечно, слышал фамилии Нюрнберг, Гамбург, Шпейер, Эпштейн? А знаешь, откуда они взялись? В 1804 году российский император Александр Первый издал «Положение о евреях», в котором высочайше повелевал дать всем евреям фамилии. Кого-то назвали по профессии, например, Шнайдер и Шнайдерман от слова «портной» или Шустер от «сапожник». Но многие взяли фамилии по названиям мест, откуда пришли их предки, – из немецких городов Нюрнберг (нем. Nuremberg), Гамбург (нем. Hamburg), Эпштейн (нем. Eppstein), Шпейер (нем. Speyer), что стоит на берегу Рейна.

        – Папа, а что же евреи не остались жить в Иудее? Почему они не возвращались из Европы назад? Почему не сражались за свою землю?
        – Нет, сын, иудеи были смелыми и отважными защитниками своей земли. В отличие от других народов, крошечная Иудея постоянно поднимала восстания против гигантской Римской империи. Все брались за оружие – и ремесленники Иерусалима, и крестьяне гористой Галилеи.

        – А почему тогда они не победили захватчиков? – спросил мальчик.
        – Ты, наверно, не слыхал ещё, в первом веке нашей эры Рим послал для укрощения Иудеи целый легион. Император был уверен, через две недели Иерусалим будет взят. Но евреи разгромили этот легион. Со всеми его мощнейшими стенобитными орудиями, таранами, камнемётами и стреломётами. Непобедимые воины позорно бежали. И от кого? От крестьян и ремесленников.

        – Как же евреи смогли победить?
        – Да потому, что все поднялись, от мала до велика, и ремесленники, и крестьяне! Через несколько месяцев Рим отправляет три легиона! И в придачу за ними идут тысячи сирийских стрелков и всадников. Они сжигают поля, вырубают виноградники и масличные рощи. Но не могут справиться с самыми маленькими крепостями.

        Брови мальчика удивлённо приподнялись. А отец продолжал:

        – Тогда Рим двинул на Иерусалим шесть легионов! Их повёл Тит Флавий Веспасиан, сын самого императора! Представь, два легиона покорили огромный Египет, четыре – все германские племена. А тут шесть! Подойдя к Иерусалиму, они возвели четыре земляных вала. По ним двигались осадные башни, метательные машины. Но иудеи догадались прорыть подземные тоннели. Валы провалились вниз, увлекая за собой осадные сооружения. Убедившись, что Иерусалим не взять силой, римляне решили задушить его голодом. Они окружили город огромной стеной, скоро в нём кончилась еда. Матери, спасая детей, пытались выбраться из Иерусалима. Римляне их хватали и распинали на крестах. Умерших от голода так много, что их больше негде хоронить, их сбрасывают со стен в ущелья. Но город не сдаётся! Римляне возводят новые осадные валы и день и ночь бьют в стены Иерусалима. Наконец они у высоких стен храма на горе, ставшего крепостью. Шесть дней и шесть ночей осадные машины били в его стены. Легионеры приставляли лестницы и карабкались по ним вверх, но евреи сбрасывали их вниз. Тогда римляне подожгли храм.

        Иудейские защитники дрались среди огня. Они поднялись на крышу, сняли золотые острия, украшавшие храм, и ими метко разили римлян. Окружённые пламенем, они пели священные песни. И только когда крыша храма обрушилась, только тогда кончились песни, петь больше было некому. Все храбрые защитники погибли.
        – Это всё? – робко спросил Арик.

        – Нет, – покачал головой отец.– Рим ликовал – храбрая Иудея у его ног. Награбленным богатствам нет числа! А через несколько десятилетий Иудея восстаёт вновь. Во главе встаёт вождь Бар-Кохба, Сын Звезды. Евреи строят новые крепости. Соединяют крепости подземными ходами. Тогда Рим посылает на устрашение Иудеи своего лучшего полководца – Юлия Севера. Когда легионеры берут одну крепость, её защитники уходят под землёй в другую. Римляне боятся вступать в открытый бой. Они окружают крепости и жаждой и голодом убивают их защитников. Бар-Кохба, Сын Звезды, погибает в бою. Так цветущая Иудея стала пустыней. Мужчины погибли, сражаясь. Римляне перерезали всех женщин и детей. А на землю иудеев пришли соседние племена. Евреев там больше не было.


     Следующая Глава        http://proza.ru/2021/11/23/172
     Назад к Главе 12       http://proza.ru/2021/11/23/169
     Оглавление             http://proza.ru/2021/11/23/133