Ариле. глава 1

Нина Орлова 55
               
                А Р И Л Е

               
                Трудно, а всё-таки надо идти,               
                Хочется жить, невозможно иначе.
               
                Арик Крупп


               

                ГЛАВА 1. ОТЕЦ И СЫН



        Бабушка звала внучка Аарона еврейским ласково-уменьшительным именем Ариле. Все остальные звали мальчонку Ариком. Он родился в небольшом польском городке Свенцяны, что под Вильнюсом. Когда ребёнку исполнилось два года, семья переехала в Москву. В 1939 году Вильнюсский край отошёл к Литве. Годом позже Литва была присоединена к Советскому Союзу. Тогда они вернулась в Свенцяны, как раз за полгода до начала войны.

        В тот день, 22 июня 1941 года, как всегда в воскресенье, отец с сыном пошли на прогулку. Это были долгожданные минуты, мальчишка мечтал о них всю неделю!

        Отец мальчика, Александр*, преподавал в гимназии историю и географию на идише и на польском. Он знал всё о других странах, их народах, обитающих там диких животных и умел рассказывать так, что Арику казалось, он сам побывал в тех чудесных местах.
       
        Утро выдалось необыкновенно ярким и солнечным. Такая редкость в их краях с частыми туманами и дождевыми тучами, посылаемыми недалёким Балтийским морем.

        Отец с сыном шли вдоль берега тихой, неширокой речушки Куны, весело подмигивающей солнечными зайчиками, танцевавшими на поверхности воды. Мальчик засмотрелся, как, нарезвившись, солнечные блики бежали вприпрыжку и прятались в сени необъятного соснового бора на противоположном берегу речки.

        Удивительно легко шагалось в тот летний день! Время от времени тропинка взбегала на холмы, с которых были видны все Свенцяны, как на ладошке. Каждая крыша, резные ставенки на окнах, каждое крыльцо. Так отчётливо, словно фея открыла свой потаённый ларец и замерла, любуясь камнями-самоцветами. Такими драгоценными каменьями казались отсюда маленькие аккуратные домики с огородами, базарная площадь, высоченный католический костёл Всех Святых с двумя башенками в готическом стиле. Чуть поодаль сверкал на солнце старинный православный Свято-Троицкий собор позолотой голубых куполов-маковок, золотыми крестами и весёлыми стенами, окрашенными голубыми и белыми полосами. Ещё дальше высилась русская деревянная старообрядческая церковь с двумя крошечными серебристыми маковками, увенчанными серебряными крестами. Еврейская синагога тоже была хорошо видна – простое, скучноватое здание, без какого-либо внутреннего убранства, а с одной лишь нишей в стене для торы.

        Родители Арика не были набожными и в синагогу не ходили. А вот мальчик с другими сорванцами не раз заглядывал и в католический костёл, и в православный собор, и в синагогу.

        Ему даже обидно было за своих соплеменников евреев за их самый неинтересный храм. Но в тот необыкновенный день даже синагога похорошела, блестя в лучах солнца зелёной крашеной крышей.

        – Боже, какая красота,– сказал отец, остановившись.– А ты знаешь, Арик, что наши Свенцяны основаны в тринадцатом веке?

        – Да?– удивился мальчик.– Ведь это шестьсот лет назад! Шесть веков!
        – Правильно, сынок. Ты молодец, быстро считаешь.

        Арик зарделся от похвалы отца. Читать он научился в четыре года, а теперь, в семь, играючи справлялся с большими числами, изумляя взрослых.
        – Князь Витовт построил здесь своё поместье и заложил костёл. Его постройка закончилась в 1486 году. Позже костёл был перестроен, и нынешний стоит на месте древнего. Это священное место. Представь, сколько поколений прихожан общались здесь с Богом!

        Надо же, шесть веков! А он и не догадывался. Изумлённый мальчик вгляделся в костёл. Он часто бывал в нём, и каждый раз дух захватывало от высоты центрального нефа, стройности кружевных арок, красоты двух высоких витражных окон по обе стороны алтаря.

        – Папа, а почему православный собор и костёл такие разные? И как в костёле держатся арки? На чём?
        – Свято-Троицкий собор построен в византийском стиле, а костёл – в готическом. Ты знаешь, византийскому стилю больше тысячи лет. А готический родился недавно, в тринадцатом веке. Именно в то время зодчие догадались вес и давление каменной кладки сконцентрировать в определённых точках. И если поддержать кладку именно в этих местах, то другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так построили первые арки – свод перестали опирать на сплошные стены здания. Поэтому удалось отказаться от загромождавших и затемнявших его колонн. Ты видел, какой лёгкий и воздушный собор внутри?

        – Как само небо! И арки все в кружевах! Неужели они из камня?
        – Да, сын. Представь, некоторые готические соборы такие высокие, выше пирамиды Хеопса. Вот на что способна человеческая мысль. Когда ты вырастешь, может, тоже что-нибудь изобретёшь,– отец обнял сынишку, заглянул в его глаза. – Помни, будущее только в твоих руках,– добавил он со значением.– Помни.

        Помолчали, любуясь на свой городок.

        – А знаешь, сынок, что я больше всего ценю в наших Свенцянах?
        – Речку? Лес?– Арик не знал ответа.
        – Нет,– улыбнулся отец.– Больше всего я ценю людей, которые здесь живут. Посмотри сам, девять тысяч жителей, половина евреи, другая половина поляки и русские, три разные веры, и все живут дружно.

        Мальчик сконфузился – об этом он никогда не думал. Ему казалось, так и должно быть, как могло быть иначе? Его друзья, с которыми он гонял по улице, купался в речке, лазил на колокольню православного собора – поляки, русские, евреи. И всем им было хорошо вместе.

       
        Следующая Глава              http://proza.ru/2021/11/23/153
        Назад к Предисловию       http://proza.ru/2021/11/23/133