Об этимологии чеченского слова БЕР БАР ребёнок

Ислам Сайдаев
Хочу представить читателям проекта «Загадки Нахской Истории», разбор очередного чеченского слова, рассмотрев чеченское слово «БЕР» или «БАР» («ребёнок»). В семитских языках существует слово, фонетически совпадающее с названной чеченской лексемой: «БЕН» («сын»), «БИНТ» («девочка»), отсюда же слово «ИБН» (араб. ;;;; — ибну) — арабское слово (соответствующее древнееврейскому бен), — входит в состав насаба (патронимического имени), означает сын. Используется для обозначения отчества (примеру: Ахмед ибн Мохаммед = Ахмед, сын Мохаммеда).
Если мы задумаемся над природой термина «БЕР», то обнаружим немало параллелей в русском, немецком и других языках, говорящих не только о родственности, но и о самой истории возникновения человеческой речи. Чтобы окунутся глубже в этимологию слова «БЕР», нужно вернуться к процессу его зарождения, то есть зарождения ребёнка. Известно, что дети рождаются из материнских утроб, после периода в течение 9-ти месяцев, в чеченском языке «БЕРАХ ЙУ» означает беременность, то есть «носящая ребёнка».
Как вы думаете, какое отношение к чеченскому слову «БЕР» // «БАР» и словосочетанием «БЕРАХ ЙУ» имеет русское слово «медведь» и английское 'BEER' («пиво»), а также название столицы германии – «БЕРЛИН»!? Казалось бы, вещи однозначно далёкие друг от друга, однако, при более пристальном изучении всё оказывается гораздо сложней. Если с происхождением русского слова «пиво» знакомы практически все, то о морфологии слова 'BEER' большинство из нас может только догадываться. Существует множество гипотез происхождения слова BEER, самые интересные из них каким-либо образом связаны с древней Германией.
Основной гипотезой происхождение BEER («пиво») в английском языке возводят к латинскому слову «biber», что переводится как «пить», «напиток». В нём несложно увидеть современное германское слово «bier», а в соответствии с основной теорией, именно из Германии напиток начал своё распространение по Европе.
По одной из версий, beer произошло от прогерманского «beuwoz», где корень «beuwo» переводится как «ячмень». Существует гипотеза происхождения английского слова «beer» от кельтского «beor», превратившегося в старонемецком в слово «bior», которым обозначали сам процесс приготовления напитка в древних монастырях Северной Галлии. Именно там впервые в пиво стали добавлять хмель. Многие считают, что как раз добавление хмеля изменило название напитка, ведь до этого его именовали «Ale», куда хмель не добавляли вовсе. Таким образом, на сегодняшний день слово beer стало намного популярнее слова «эль», несмотря на то, что в современный эль хмель всё-таки добавляют.
Но самой интересной является славянская теория происхождения этого слова. В Древней Руси было не принято называть лихо по имени, считалось, что таким образом можно накликать на себя и свой дом беду в виде этого самого лиха. Поэтому многие современные слова являются всего лишь заменой для настоящих названий. Одним из таких слов является слово «медведь», которого раньше именовали не иначе как «бер», его имя до сих пор осталось в «берлоге». Кроме того, БЕР был славянским богом буйства и стихии, до сих пор нас от него хранят различные обереги. Высказывают гипотезы о том, что напиток называли «бер» то ли потому, что последствия его употребления могли закончиться весьма плачевно, поскольку мог явиться неудержимый БЕР и набедокурить, то ли, наоборот, потому что он отпугивал каких-нибудь злых духов.
Все эти версии, наводят на новую этимологию этого слова, и связано оно было как раз с русским словом-«медведь». Как известно, в старину хмельной напиток на Руси делали из мёда, и назывался он медовухой, отсюда и названием медведя. Его так назвали не только потому, что он любил, есть мёд, а в большей степени потому, что медведь от пчелиного мёда пьянел, как пьянеет медведь и от поедания ягод, после чего естественно входил в деревни и начинал бедокурить, как было сказано выше. Но это ещё не всё. Дело в том, что в старину медведя так не называли, как сейчас его называют в русском языке. По одной из версий, в западнославянском языке медведя называли не иначе как «БЕР» или «БЕРЛ», и это название хищного зверя происходит от немецкого слова BAR («медведь»). Он же является символом города Берлин. То, что немецкое BAR в значении «медведь» фонетически схоже с чеченским «БЕР» // «БАР» («ребёнок»), уже понятно. Но как же объяснить их общее происхождение!?
Мысленно вернувшись в период зарождения языков, мы обнаруживаем, что зачастую люди давали имена вещам, основываясь на неких ассоциациях, как это делает ребёнок. Из моих личных наблюдений могу вспомнить, как зарождалось название лошади маленькой девочкой Софией. Когда София впервые увидела лошадку, на которой мимо неё проскакал пастух, подгоняя лощадь. ещё не знавшая азбуки и человеческой речи девочка запомнила два звука: стук копыт и возглас наездника, подгонявшего коня. В итоге зародилось новое название лошади от Софии, которая в последствии долгое время называла лошадь «Нотукутук», соединив воедино два звука, ей запомнившиеся при появлении лошадки с наездником.
Так вот, если мы попробуем найти общую этимологию между чеченским «БАР» // «БЕР» («ребёнок») и русским «МЕДВЕДЬ», которое в древности (как у славян, так и у немцев) называлось не иначе как BAR, то нам неминуемо придётся обратиться к ассоциативному мышлению. Если вы обратите внимание на жилище медведя, известное в русском языке как берлога, и обратите внимание на беременную женщину, то найдёте у них нечто общее. Помимо выступающего живота у женщины и выпуклости (холма) на ровной поверхности земли медвежьей берлоги, у них есть ещё нечто функциональное, то что их роднит; то, что древних заставляло считать это единым целым. Более того это нечто заставляло древних поклоняться медведю как божеству. Согласно верованиям древних, с каждым годом природа умирала зимой и возрождалось весной. Эти временные периоды природы совпадали со спячкой медведя в берлоге и его пробуждением, что, вероятно, воспринималось как чудо рождение жизни. Таким же чудом, как и рождение ребёнка. Человеческое дитя появляется из утробы матери, подобно медведю или медвежатам, появляющимся из берлоги, и у древних эти ассоциации сходились воедино с культом Матери-Земли. Более того, если мы посмотрим на берлогу в разрезе, то обнаружим, что она удивительным образом похожа на чрево женщины, вынашивающего ребёнка.
По всей видимости, в данном случае мы имеем дело с очень древним словом, возникшим ещё во времена зарождения языка первого человека (Адама). Мы также можем предположить, что производным от чеченского «БЕР» // «БАР» также является арабское «БАРЗАХ» (место, где человеческая душа ожидает своего воскрешения в Судный день), и другого чеченского слова «БАРЗ» («холм», «могильная насыпь»).
Ислам Сайдаев
14.11 2015 г.