Кто такие халдеи и где находится ковчег?

Ислам Сайдаев
В прошлой публикации в группе «АРДИНИ – МУСАСИР», я уже изложил следующее своё предположение: по крайней мере, один из религиозных центров Урарту находился в нынешней ойкумене совместного проживания чеченцев и грузин (в частности, хевсуров, тушин и некоторых других). В моей статье, в общем-то, было два вопроса, на которые я пытался ответить – это вопрос локализации местонахождения «Ноева ковчега» и места силы, то бишь религиозного центра древнего государства, на мой взгляд, основанного потомками пророка Ноя в после потопный период. И локализация самого.
Для полного успеха в ходе таких поисков лучше всего представить себя во времени, в котором происходили все эти события, мысленно будучи на месте персонажей прошлого. Следуя этой методике, допустим, что Ковчег остановился за передами гряды «гор араратских», горной страны, называемой в древности таинственной горой «КАФ» (КАВКАЗ). Если говорить о заявленном месте остановки Ковчега – горе Арарат, — то я склонен рассматривать её не как гору, а именно как горную систему. К тому же остановка не означает того, что Ковчег остановился там навечно. Он ведь стоял на воде, а, значит, мог передвигаться между гор, пока сходила вода. Судя по древним окаменелостям и другим артефактам, обнаруживаемых в высокогорьях Кавказа, вода здесь стояла довольно долго.
Касаемо горы, на которой остановился Ковчег, надо сказать, что в разных источниках её названия разнятся: в Коране сказано о горе «ДЖУДИ», что и является производным от араба. «ДЖЕБЕЛ» — «гора», «холм», «возвышенность» (арамейское Dj;di, арабское ;;;;;;; Jabal ;;d;).
В Библии говорится об горе АРАРАТ и если мы попробуем раскрыть этимологию этого названия, то, по всей видимости, она относится к чеченскому «АРАРА ЛАТТ» — «запредельная земля», точней земля, расположенная вне зоны Всемирного потопа, который, согласно Корана, был локальным и произошёл в Месопотамии, что подтверждается научными геологическими изысканиями. В библейской традиции потопу дан статус — «всемирный» лишь потому, что в его эпицентре располагалась погибшая цивилизация того времени, и потому эту катастрофу можно считать всемирной, но она не носила планетарного масштаба. Косвенным подтверждением служат и мифы разных народов, в одном из которых сказано о женитьбе Ноя на женщине «Илу» из той земли, в которую приплыл Ковчег, так как его жена и сын погибли в стихии Потопа.
Действительно, за Ковчег «спорят» многие народы: на территории нынешней Армении известно озеро Севан, которое в переводе с армянского означает «причал». Однако, вероятно, впоследствии он перемещался по вей ойкумене, плавая в ущельях гор, которые в те времена были заполнены водой. То, что вода долгое время стояла в горных ущельях, говорит и расположение многих кавказских башен в труднодоступных местах. Нередко у этих башен можно видеть ничем не огороженные площадки прямо на кромке глубоких ущелий, что никаким функциональным предназначением невозможно объяснить, разве что это были причалы для кораблей или иных плавающих средств.
После потопа людям, спасшимся в Ковчеге, нужно было обустраивать заново жизнь и совершенно естественно, что «десант», высадившийся с корабля, искал благоприятные места для дальнейшего обитания, что вряд ли можно сказать об Арарате. Так или иначе по мере схода воды они двигались дальше. Когда же место было выбрано, то Ковчег остановился на стоянку и, похоже, какое-то время служил домом для Ноя и его общины. Впоследствии совершенно естественным образом Ковчег превратился в святыню, в объект исполнения различного рода религиозных обрядов. Не исключено, что над Ковчегом возвели некий «саркофаг». Таким образом, он стал первым послепотопным храмом Всевышнего. Затем для сохранения Ковчега в качестве знамения и артефакта он мог быть сокрыт, засыпан. Обычно это происходит с помощью почвы, земного грунта. Таким образом, Ковчег мог превратиться в возвышенность или холм. В этой связи интересно предание чеченского святого шейха Кунта-Хаджи Кишиева, по свидетельствам его последователей, утверждавшего, что Ковчег Ноя находится внутри горы «ЭРТАН» – таким эпитетом чеченцы издавна обозначали понятие «лысая, пологая гора» или «холм». Как и другие священнослужители, Кунта-Хаджи мог знать о местонахождении указанного захоронения, так как традиционно информация о таких святынях хранится некоей категорией священнослужителей, которые ухаживают за подобным артефактом-святилищем. Как и положено, Ковчег оберегался особенной кастой людей. Такие места бывают окружены ореолом тайны и неприкосновенности, как, например, площадь, окружающая Великую святыню в Мекке – Каабу, носящую название «аль-ХАРАМ» — «запретная территория».
Если попытаться найти такие земли и территории в обозначенной нами ойкумене, которую мы считаем «МЕСТОМ СИЛЫ» — религиозным центром Урарту, то обнаружим места со священными рощами, дожившими до наших дней, в горном Дагестане, Чечне и Панкиси (между верхним и нижним Халацани). Так называются сёла, находящиеся в ущелье, хотя и сёлами-то их назвать сложно. Эта местность располагается в верховьях Алазани. Удивительным образом оно похоже на бухту и таковой, наверное, являлась бы, будь всё ущелье наполненным водой. Только вот один непонятный холм, похожий на курган рукотворного происхождения, портит эту идиллию. Интересно, что с этим холмом связано множество легенд, в одной из которых повествуется о баснословных богатствах, якобы скрытых внутри холма; что там находятся тайны мира и что там же спрятано тело знаменитой царицы Тамары. По рассказам старожилов, вовнутрь горы ведёт тайный лаз, через который можно спуститься в комнату, наполненную драгоценностями. Существуют легенды, утверждающие, что некие жители ущелья спускались в этот лаз, но потом забывали обратную дорогу. И священная роща находится тут же, неподалёку.
Этимологию названия селения и местности «ХАЛАЦАНИ», тоже даёт некоторую пищу для размышления в направлении нашего поиска: оно с чеченского языка переводится как «хьала цIа» — «дворец», от чеченского «хьола дай» — «знатные богатые люди» «князья», «правители», и «цIа» — «дом». Однако, возможно, оно изначально имело и другую этимологию, тогда как приведённый нами пример является лишь производным от чеченского «хьулда» — скрывать, и «цIа» — дом. В чеченском языке звук «цIа» имеет ещё и другое значение: он связан с древним культом поклонения горцев Кавказа, символами которых являются огонь и солнце, и всё красное или воспринималось как священная символика: «цIие» — «красное», «цIий» — «кровь» (символ жертвоприношения), «цIе» — «огонь», «цIа» — «священное помещение», то есть «дом, где горит священный огонь», где хранится очаг и традиции предков (чистота крови). Впоследствии все эти значения трансформировались в понятия «церковь», «цIоьлак» — «священник».
Таким образом, гора араратская, где якобы во льдах закован Ковчег, легко превращается в небольшую гору или рукотворный холм, в недрах которого может быть спрятан данный древний артефакт. Эту версию способны подтвердить и некоторые иные источники, с которыми мне довелось ознакомиться в Грузии. Так, один путешественник из России, посетивший в начале XIX века подножья горы Арарат и интересовавшийся у местных жителей, есть ли Ковчег на Арарате, сообщает, что горой его нахождения они называли — «БАРС», а это есть ни что иное, как чеченское «БАРЗ» — «холм», «возвышенность».
Возникает вопрос: кем же были хранители и служители древнего святилища, сокрытого в недрах рукотворной горы, локализованную нами в местечке Халацани. Не иначе это были халдеи (от чеченского «хьулда» — «срывать нечто»), которые потом стали «хьол(а)дай» — «хозяевами положения» и стали известны миру как халдеи.
Кто же эти халдеи и какое имеют отношение к Грузии и Чечне?
Согласно энциклопедическим источникам, Халдеи — это вавилонское Kaldu, ивр. ;;;;;;;;;;; — Касдим, греч. ;;;;;;;;, семитский народ, обитавший в области Месопатамии, которые говорили на арамейском языке, и были искусными магами, волхвами, астрологами. По одной из версий именно они пришли поприветствовать Иисуса Христа (пророка Ису, мир ему!), узнав о его рождении.
«Впервые халдеи упоминаются в 878 г. до н. э. в анналах ассирийского царя Ашшурназирпала II. Они жили на берегу Персидского залива, в районе болот и озёр вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. Известны шесть халдейских племён (бит). В IX в. до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и постепенно продвигались на север, одновременно воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Все халдейские племена вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством (Иов.1:17), рыболовством, а также земледелием. Они жили родами, под управлением своих вождей, известных из клинописных источников:
Бит-Якин (пограничное с Эламом племя),
Бит-Дакури (самое крупное племя),
Бит-Амукани,
Бит-Адини,
Бит-Шилини и Бит-Ша'алли,
которые стремились сохранить независимость как друг от друга, так и от ассирийцев, пытавшихся овладеть Южной Вавилонией, которую Касситы называли Кардуниаш («страна Карду», то есть халдеев), а ассирийцы— страна Kaldu». (сайт Академик: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/98378#).
Обратите внимание: халдейское племя «Адини», о котором сказано выше, напоминает нам место локализации одного из религиозных центров урартийцев – Ардини. А название страны халдеев ассирийцами – «карду» удивительным образом совпадает с исламско-сирийской традицией идентифицирующей гору «Джуди» или «Qardu» как пиковая область около современной сирийско-турецкой границы (См.: http://ru.encydia.com/en).
Ознакомление с историей возникновения халдеев и их влияния особенно в духовной сфере Месопотамии и в последствии в других уголках мира, даёт нам основания считать, что именно они могли быть хранителями этой святыни. Но удивительно не это, а то, что некоторые историки считают воинственных хевсур Грузии именно потомками халдеев, к мнению которых я охотно присоединяюсь. Интересно, что генезис хевсур до сих пор неясен, и то, что же они так упорно охраняли в горах Кавказа. Даже их костюм говорит о том, что они являлись некоей кастой «рыцарей храмовников», когда как сама святыня «тамплиеров» находится далеко не в горах Кавказа. И это же утверждение подтверждается нахской этимологией этнонима «хевсур» – «ха» + «сур» = «хев сур» – «сторожевое войско».
Еврейский же вариант название халдеев — «касдим», удивительным образом напоминает нам название чеченского племени «кистой» – «кистинцы», которое может означать «къасто» – «разделять», «отделять», «отделиться». Самое же интересное в этом исследовании то, что окончание фамилий у хевсур как и ранее у чеченцев рода Мялхий, оканчиваются на -ури: Махаури, Сигаури (чеченцы-мелхистинцы), Звиадаури (грузины-хевсуры) и т.д. В грузинском языке «уриями» называют семитов, что совпадает с генезисом халдеев.
Да, ещё следует помнить о том, что в урартийском пантеоне богом города Ардини считался именно Халди, от которого так же, возможно, идёт название халдеев (служители бога Халди).
Таким образом, можно утверждать, что религиозный центр Урарту, находился в пределах Аргунского и Панкисского ущелий Чечни и Грузии, и что грузинские хевсуры, чеченские мелхистинцы и нынешние кистинцы (общее название всех чеченцев, проживающих в Панкисском ущелье) являются хранителями святыни всего человечества – Ноевого Ковчега. И не случайно, слово «ной» в чеченском языке значит «корыто» (предмет обихода, по форме напоминающий плавательное средство), а «кхочу» / «кхача» или «дIакхача» значит «прибыть на место».
 
27 декабря 2015 г.  ·
Ислам Сайдаев: