Где находится ноев ковчег? рассуждения о духовном

Ислам Сайдаев
В последнее время в нашей активной исторической среде широко обсуждается тема хурритского и урартского происхождения чеченского и ингушского народов. Достаточно сказать, что одним из пропагандистов этого направления исторического исследования являются: мой стародавний друг, наставник – Хасан Бакаев, а также мой друг и, можно сказать, брат – Зелимхан Мусаев. С помощью вышеназванных товарищей пару десятилетий назад я был вовлечён в эту деятельность и активно занимался этой проблемой (Зелимхан не даст соврать!). Так что считаю себя правомочным писать на эту тему, которую сегодня обсуждают в Интернете все, кому не лень. Честно сказать, меня одолевает лень, но, как говорится, «жаба заела!» Да как-то и нехорошо это отставать от остального коллектива единомышленников!
Согласно ряда исследователей древней истории, чеченцы имеют непосредственное отношение к формированию и построению, а также управлению такими государствами как Шумер (Месопотамия), Миттани, Аккад, Ур Халдейский и так далее, чьими основоположниками считаются хурриты, к которым Хасан Бакаев и Зелимхан Мусаев относят чеченский народ. С их позволения, я также выскажу некоторые свои наблюдения.
Изучая социальное и уголовное законодательство, бытовавшее в государстве Урарту, я обратил внимание на социальный термин правящей касты – «нахарары» (от др.-иран. «нахарара» – «глава рода»), совпадающий с чеченским словом «нах» («люди»). И это созвучие стало тем самым толчком, из-за которого я углубился в саму тему! Не буду торопиться раскрывать всех сторон данного аспекта, о котором и так немало сказано разного рода историками. Хочу затронуть тему, которую сегодня обсуждают и популяризируют Хасан Бакаев и Зелимхан Мусаев в группе «АРДИНИ – МУСАСИР». Общеизвестно, что в Урарту на всём протяжении его существования было несколько «центров силы». Помимо административного политического центра ТУШПА, там находился и религиозный центр, который носил название АРДИНИ («СВЯЩЕННЫЙ»). Вторым его названием было – МУСАСИР, местонахождение которого мы вряд ли сможем локализовать в нынешней Армении, претендующей на урартийское наследие. На этой территории мы никак не сможем найти даже намёка на былые религиозные центры со схожим названием, которые могут быть связаны с поклонением божествам того периода.
Результат окажется нулевым и в ходе поиска на территории Турции.
А ведь такие ключевые центры могущественного государства должны были оставить свой след либо в топонимии, либо в иных исторических пластах.
Сама история определения местоположения духовной столицы Урарту Ардини или Мусасира напоминает поиск Ноева Ковчега, который никак не могут найти в течение многих столетий. Причиной этих неудач является изначально неправильная локализация исследователями одного из центров государства БИАЙНА (УРАРТУ).
Совершенно определённо стоит сказать: Ноев Ковчег, как объект, созданный по воле Бога и спасший от глобального потопа пророка Ноха (мир ему) и всех тех, кто были с ним, впоследствии должен был лечь в основу некоего культа, где в ходе поклонения совершались жертвоприношения и отправлялись религиозные обряды, как-то сегодня это происходит в благословенной Мекке и блистательной Медине. Очевидно, что образование государства Урарту именно на этой территории также имело основанием какую-то религиозную доктрину, связанную с Потопом и пророком Нохом (мир ему). И в начале I-го тысячелетия до нашей эры этот географический пункт совершенно естественно стал религиозным центром новоявленного хуррито-нахского государства.
И если нам сегодня удастся определить местонахождение былой столицы Урарту АРДИНИ (МУСАСИР), то, быть может, мы найдём и Ноев Ковчег.
Не буду делать громких заявлений о том, что озвученный выше вывод пришёл ко мне в голову в результате десятилетнего мысленного поиска ответа на вопрос, где спрятан Ноев Ковчег (всё равно никто не поверит!), а всего лишь изложу собственную версию о возможной локализации АРДИНИ.
Итак, начнём поиски в топонимии и мифах чеченцев. Анализируя некоторые названия, совершенно определённо можно сказать, что данный духовный центр находился где-то в горах между Грузией и Чечнёй. И носителями этой религиозной традиции являются горцы Чечни и Грузии (предположительно – обитатели Аргунского ущелья). Думаю, что здесь излишне доказывать тезис о родстве чеченских и грузинских племён, в особенности проживающих в ойкумене Аргунского ущелья, о чём многократно сказано и написано различными учёными прошлого и современности. Кому надо – те знают!
В последнее время получившие распространение генетические исследования подтверждают этнические связи грузинских этнических групп хевсуров, сванов, пшавов, тушин с чеченскими тайпами ЧIантий, Дишний, ТIерлой, БIавлой, Мялхий.
В одной из своих прошлых работ, опубликованных на сайте нашего уважаемого историка Ризвана Ибрагимова, я уже выдвигал версию о том, что этимология названия общества «МЯЛХИЙ» может быть связана со сферой их прежней деятельности: возможно, они являлись кастой священников некоего древнего религиозного культа, вероятно, восходящего к одному из древнейших культов, известного ныне в искажённом виде как культ Молоха, что этимологически восходит к чечено-ингушскому слову «МАЛХ» («СОЛНЦЕ») и связано с культом Солнца. Согластно Еврейской энциклопедии: «МОЛО;Х (на иврите ;;;;;;, Мо;лех), обозначение языческого божества и его культа. Форма «Молох» — вариант или преднамеренная мисвокализация (дисфемистическая огласовка по модели слова бошет — `срам`, зачастую служившего субституцией имени Ваала, — см. Ваала культ) слова мелех (`царь`) в значении эпитета, титула или составной части имен языческих богов Ханаана, Финикии, Сирии и Месопотамии. Языческие обряды, связанные с подобными культами, осуществлявшиеся в определённом месте (вне стен Иерусалима в долине Гей-Хинном или Гей-бен-Хинном), называвшемся Тофет, особо поощрялись в царствование Менашше и его сына Амона и продолжались в начале правления Иошияху, религиозная реформа которого окончательно искоренила эти и другие языческие ритуалы (II Ц. 23:10). Упоминания о культе Молоха у Иеремии (7:31; 19:5,6; 32:35) относятся именно к этим временам...
Некоторые исследователи полагают, что среди израильтян обряды, связанные с проведением детей через огонь, могли некогда быть частью служения самому Яхве (см. Бог), который также нередко именуется Мелех, то есть Царь, но были отменены в процессе борьбы с язычеством». (См.: «Электронная еврейская энциклопедия»http://www.eleven.co.il/article/12823)
Впрочем, не исключено, что этимологически оно происходит от чеченского слова «мел» («благодать» или «благословение», которые увязывались с людьми, возносящими молитвы к Богу за людей. Название чеченского тайпа МЯЛХИЙ так же может быть как-то связано с известным историческим и религиозным персонажем Мельхиседеков (ивр. ;;;;;;;;-;;;;; Малкице;дэк; царь справедливости — от малки — «мой царь», цедек — «справедливость»). Согласно библейскому преданию «Мелхиседек» – являлся первым первосвященником среди людей, через которого возносились молитвы и приносились жертвы Всевышнему.
Если же мы обратим внимание на информацию о том, что хевсуры некогда составляли единое целое с чеченцами-мелхистинцами, на чём я настаиваю, принимая во внимание исследование А.П. Берже, опубликованное ещё в XIX веке, в котором автор утверждал, что хевсуры ещё сто лет назад разговаривали на чеченском языке. Основываясь на этих и других данных, о которых будет сказано ниже, мы постараемся локализовать местонахождение АРДИНИ – МУСАСИР, именно в районе горной гряды между Грузией и Чечнёй. В подтверждение укажу на созвучие этнонима «ТУШИН» с названием другой урартийской столицы – ТУШПА. Как я уже сказал, грузины-тушины имеют генетическое родство с жителями Аргунского ущелья.
Также обратим внимание и на то, что среди горных грузин есть ещё и другое племя – «ЦОВА ТУШИНЫ» или, как их ещё называют, «бацбийцы» (чеч. БАЦОЙ). Этимология данного этнонима пока не разгадана полностью.
Так вот, возвращаясь к Мелхиседеку, замечу, что его имя окутано тайной, так как, согласно источников, он жил и до, и после Потопа (предположительно около тысячи лет), что с точки зрения современной науки необъяснимо и недопустимо. Однако, указанный «феномен» можно объяснить ещё и тем, что МЕЛХИСЕДЕК, возможно, не являлся именем собственным первосвященника, а был обозначением духовного титула. В таком случае с чеченского языка имя или титул «МЕЛХИСЕДЕК» можно перевести как «СВЯЩЕННИК ГОСПОДА», от чеч. «МАЛХ» – СОЛНЦЕ (некое имя божества и связанные с ним символы: «цIе» – «огонь», «цIий» – «кровь», «цIий даккха» – «проливать кровь» или «приносить жертву»), и, наконец «цIуолак» – «священник». Что совпадает с древнесемитским «цедака» – «правда», «праведность» (арабский эквивалент: «СИДДИК» – «ПРАВЕДНИК»).
В таком случае этимология названия «цIаво тушин» может означать «священник и ТУШПА». Значит, этот центр располагался в местности проживания «цIова-тушин». В той же ойкумене находится и одно из хевсурских родовых сёл АРДОТЕ, чьё название удивительным образом напоминает урартского АРДИНИ. Таким образом, повторюсь: религиозный и политический центры Урарту – города ТУШПА и АРДИНИ (МУСАСИР) располагались в пределах нынешних Грузии и Чечни, а это означает, что и Ноев Ковчег следует искать в том же месте. Данное утверждение подтверждается чеченской легендой о горе БАШЛАМ, которую я недавно услышал от уроженца Аргунского ущелья Сайпудина Гучигова: старейшины, проживавшие в Аргунском ущелье, говорили, что «Ноев Ковчег» явится тогда, когда оттает ледник горы Башлам, что в переводе с чеченского означает « тающая гора», которая традиционно считает частью исконно чеченского ареала. Да и где ещё быть Ковчегу, если не там, где обитают потомки Ноя!? Всемирное потепление, как говорится, не за горами, и в скором времени, ин ша Аллаh, мы сможем стать свидетелями великих исторических открытий!
Ислам Сайдаев,

25 ноября 2015