Куда делось золото абрека Зелимхана?

Ислам Сайдаев
«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». (Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17)
«Власть терроризировала народ, а абреки терроризировали власть», - эти знаменитые слова «мюрида революции» - Асламбека Шерипова являлись преамбулой к книге об знаменитом чеченском абреке - Залимхане Гушмазуко, известном в народе как Зелимхан Харачоевский.
Много легенд и загадок связано с жизнью этого знаменитого абрека. Как и в любом другом народе человек, который в одиночку противостоял тирании власти, был воспет народом в своих песнях и легендах, которые порою противоречат друг другу. Однако, наша история не о том.
Как известно из исторических источников, абрек Зелимхан в последние месяцы своей жизни был ослаблен болезнью. Когда он почувствовал, что его смерть уже совсем близка, он вышел к людям, ради которых жертвовал своей жизнью. И, как водится, в таких историях, был предан теми же людьми, ради которых он выбрал свою тяжелую судьбу, абрека борющегося за торжество справедливости.
Со смертью Зелимхана, многие загадки так и остались неразгаданными, в том числе: «где же на самом деле было логово Зелимхана?», куда он таинственно исчезал и так же внезапно появлялся. В том числе осталось загадкой, куда делись те драгоценности, которые он отбирал у богачей. В том числе до сих пор историками не дан ответ на вопрос: «куда же делось золото из Кизлярского банка, захваченного знаменитым абреком?»
Я хочу рассказать историю, поведанную мне дочкой одного из чеченских работников правоохранительной системы, которая хранилась в строжайшей тайне в их семье. Однако, после его смерти, она решилась поведать мне эту историю, так как данная их отцом подписка о неразглашении тайны, уже не имеет силы, и не только потому, что нет хранителя тайны, но и нет того государства, которому давалась эта подписка.
Источник Б.М. рассказывал, что в конце 70-х годов, они с товарищами по работе выехали на отдых в лес рядом с рекой Джалка. Как всегда, водится на пикнике, они разожгли огонь, и начали нанизывать шашлыки на шампуры. Время тогда было такое, что отдых людей, в особенности людей в форме правоохранительной системы, был строго регламентирован, и потому, горячительные напитки, которые товарищи взяли с собой они решили спрятать «от греха подальше». Благо рядом с пикником, где они расположились, стоял большой дуб с не менее внушительным дуплом. Один из товарищей отдыхавших сотрудников МВД, решил спрятать спиртные напитки в дупле этого дуба, чтобы, если кто нагрянет с проверкой, не было никаких улик, но каково же было его удивление, когда дупло оказалось бездонным.
Поняв, что дерево таит в себе некую загадку, один из товарищей поддерживаемый веревками спустился на дно дупла. Как рассказывается в восточных сказках, смельчак, решивший спуститься в «подземное царство разбойников» оказался в чудесном помещении. По словам участников событий, стены этого подземного убежища были завещаны старыми персидскими коврами, на которых висело огнестрельное английского производства и холодное оружие горцев, а в углах подземного логова, стояли сундуки с драгоценностями и дорогой одеждой, в общем, все как описано в сказке про «Али Бабу и сорока разбойниках».
Как и следовало поступить настоящим гражданам страны Советов, тем более блюстителям порядка, товарищи сразу же сообщили о находки руководству. Скоро место находки было оцеплено и на место обнаружения находки прибыли представители из Санкт-Петербурга (Ленинграда). Все содержимое тайного логова было извлечено наружу и погружено в автомобили. Дуб был выкорчеван трактором, само подземное помещение засыпано грунтом. Со всех участников вскрытия логова Зелимхана, взяли подписку о неразглашении тайны и наградили командирскими часами. Как уточнил источник Б.М. поведал, что в сундуках были дорогие старинные одежды, черкески с газырями, много холодного оружия, сабли, кинжалы, винтовки царского и английского образцов. А также в большом количестве золотые монеты и золотые украшения с драгоценными камнями. Судя по описанию найденного и месте обнаружения схрона, вероятней всего это место и являлось знаменитым последним жилищем абрека Зелимхана Харачоевского, где вероятно и хранились те самые деньги Кизлярского банка, которые знаменитый абрек Зелимхан захватил при набеге на Кизляр.
После произошедшего Б.М. долго следил за тем всплывут ли где- ни будь в официальной прессе или в специальной исторической литераторе информация о находки этого клада. Однако, за свою долгую жизнь, так не нашел нигде упоминания об этом. И судя по тому, что нашедшим клад не было дано законные 25% процентов, которое определялось тогдашним Советским законодательством и судя по тому, что с работников милиции была взята подписка о неразглашении тайны, все эти сокровища были кем-то присвоены. Однако, как говорит пословица: «Все тайное, когда-нибудь становится явным!»
Я поведал эту историю не для того, чтобы пытаться выявить тех, кто когда-то присвоил себе - это народное достояние нашей страны, а чтобы еще раз обратить внимание на то, как и сегодня различного рода «черными копателями» расхищаются старые могилы и древние захоронения в нашей Республике. Таким образом, уничтожая наше историческое прошлое. И порой из уст именно таких «ура патриотов» приходится слышать слова, что некто якобы сказал: «Если бы чеченцы знали свою историю…». Так вот хочу сказать таким «горе патриотам»: «Что бы знать, нужно изучать, а не расхищать», или как минимум не мешать тем, кто изучает историю тем самым помогая нашим противникам уничтожить те остатки свидетельств о нашем прошлом, которое было скрыто под землей и хранилось там веками! И не надо свои преступления против истории собственного народа, оправдывать риторикой о тяжелом экономическом положении народа, по причине которой, якобы, черные копатели идут на преступления против собственной истории. Есть ценности, которые не могут быть проданы, даже перед лицом голодной смерти, что не раз доказывал наш народ за весь период своей тяжелой и сложной истории. А тому, кто так поступает, в пору задуматься: «Принадлежишь ли ты к тому народу, о котором так страстно печешься!?»
30 января 2016 г.
Ислам Сайдаев