Пианистка

Татьяна Сопина
Татьяна Сопина
ПИАНИСТКА
Объявление о музыкальном вечере в зале областной библиотеки –
после почти полугодичного перерыва – несказанно обрадовало. За время
изоляции, в связи с пандемией, все мы, благодарные слушатели-зрители,
успели соскучиться без встреч с артистами, да и друг без друга тоже. На
концерт нужно было записываться, так как ограничений никто не отменял.
Но зал оказался переполнен – пускали всех желающих, приносили
дополнительные стулья. Вечер был посвящён памяти двух немецких
композиторов – Шопена и Шумана, родившихся в один год, 210 лет назад. В
программе значились солисты Вологодской филармонии, преподаватели
музыкального колледжа и заслуженная артистка России Елена Николаевна
Распутько.
Первым был объявлен романс Шопена. К роялю вышла пианистка.
Нагнулась над стулом – показалось, она что-то там потеряла и теперь ищет.
Оказалось, она тщательно вытирает мебель – мол, с уважением отношусь к
требованию соблюдать карантинные меры… Но подобная
демонстративность выглядела уморительно. Думалось уже не о Шопене, а о
том, будет ли артистка вытирать клавиши или наденет перчатки. Нет, села за
инструмент, как обычно. Следующая исполнительница также начала с
обтирания мебели. Теперь уже с особым интересом ждали, как поведёт себя
Елена Николаевна.
Она вышла в длинном чёрном костюме, просто села и заиграла. Не
сказать, что предыдущие артисты выступили плохо, но это был совершенно
иной уровень. Первые тревожные аккорды словно взволновали зал, и вдруг
мелодия разлилась сплошным потоком. Это было похоже на органную
музыку. Рояль стал сродни оркестру. Не всякому удаётся достичь подобного
звучания инструмента.
Говорят, большие артисты перед выходом на аудиторию предпочитают
целый день ни с кем не общаться и не вникать в повседневность, чтобы не
растерять внутренний настрой. Трудно представить, чтобы так можно было
играть после обтирания стульев… После выступления Распутько процедуру
обеззараживания больше не повторяли, никто.
Елена Николаевна играла в двух отделениях. А потом попросила у
ведущего слова. «Я подготовила к юбилею композитора большой концерт, –
сказала она, – но в связи с новой популярной болезнью мне отказали в
помещении. Поэтому, позвольте, сыграю «на бис». Она исполнила «Порыв»
Шумана в таком бешеном темпе, что, казалось, ветер ворвался в зал.
А теперь стоит рассказать о том, чего не знали её слушатели. Около
десяти месяцев назад артистка поскользнулась на обледенелой улице и
сломала кисть правой руки. В возрасте за семьдесят это более чем проблема,
да ещё для пианистки. Относив гипс положенное число недель, она начала
самостоятельно восстанавливать руку. Была в отчаянии – пальцы брали не
больше «кварты», потом растянула до «квинты». И вот он – её триумф!
Заслуга большого артиста и удивительно позитивной личности.
Что заставляет её так преданно служить любимому искусству? Боязнь,
что не успеет передать людям то, что слышит внутренним чувством?
Одиночество ли, когда даже самым близким людям, почитателям (а их у
Распутько немало) невозможно высказаться до конца, а лишь передать в
музыке? Елена Николаевна отличается не только собственным стилем
исполнения, она прекрасно рассказывает и общается с аудиторией.
Вологда, где она живёт, провинциальный город с очень ограниченным
числом истинных любителей классической музыки, преимущественно
пожилых. И если писатель может работать «в стол», а после художника
остаются картины, то артист живёт только в настоящем времени, здесь и
сейчас – на сцене. А тут ещё вирус…