Испытание морозом

Виктор Самарцев 23
2-часть
Ночь в Малмыже
Оставшиеся часть пути до места моего назначения проходила по маршруту Казань, В.Поляны, Малмыж, Уржум. В 70-е годы, этот промежуток пути занимал иногда больше суток, как повезет, при хорошем раскладе можно было преодолеть это расстояние за день. Запомнился мне этот маршрут на всю жизнь в конце декабря 1978 года. Старожилы (теперь мы сами старожилы) помнят необыкновенное нашествие холодов, не бывавших в этих краях, по крайней мере в прошедшие сто лет. Итак, по порядку. Казань в 10 часов утра 30 декабря 1978 года встретила меня уже крепчающим морозом. На привокзальном термометре высвечивалось -36. Дальше мне надо было попасть в Вятские Поляны. Местный дизель-поезд (электричка) проходил этот отрезок пути почти полдня, останавливаясь у каждого столба. Меня это далеко не устраивала, мне нужно было успеть попасть в В.Полянах на Уржумский автобус. Хотя чаще приходилось ночевать там, а утром следующего дня улетать на Уржум с В.Полянского аэропорта. Здесь мороз начинал вносит свои коррективы, усиливаясь, по моему, с каждым часом. В Казани, как мог, утеплился, (надев третьи штаны), скажем, что ехал я уже в валенках, как то в то время это еще не зазорно было. А из верхней одежды была шинелька, и обычная шапка ушанка (уши пришлось отпустить). Добрая проводница взяла на проходящий скорый «Москва-Ижевск». Место нашлось в плацкартном вагоне на боковушке у купе проводника в начале вагона. Скорый делал только одну промежуточную остановку до нужной мне станции, в Арске. Я не помню уже время в пути, ну мне кажется не больше 3-х часов, или около двух. Вагон хорошо отапливался, я отогрелся, покушал за 1 рубль, принесенным комплексным обедом из вагона-ресторана. Дорога пролетела быстро, за свой проезд зайцем, я заплатил проводнику всего 1 рубль. Вот так мы жили, и люди еще были добрые. Вятские Поляны, величественный ж/д вокзал, деревянная двух этажная постройка темно-красного цвета. Сколько здесь было проведено времени. Жаль, уже даже и вокзала нет, просто снесли и поставили безликую типичную коробку. А мороз, наверное, уже и к сорока подходил. Время было уже где-то три. До автовокзала, от ж/д вокзала ехали на городском маршруте. В то время в В.Полянах все городские автобусы были лазы. В Полянах, естественно нужный мне автобус на Уржум меня не дождался и уже отчалил, а в то время было два рейса, рано утром в 6 часов и второй в 14 или 15 часов. На маршруте работала два автобуса, один Полянский, другой Уржумский и за день у них получался один рейс туда и обратно. Расстояние 160 км, зимой по укатанной быстрее, а летом и в межсезонье, когда дорогу просто размывало, рейс совсем отменялся. Асфальт пришел уже в самом конце 80-х, связав полностью В.Поляны с Уржумом. В Полянах решил не ночевать, надо было двигаться вперед, день 30 декабря подходил к вечеру, оставался еще рейс на Малмыж. Кстати мороз уже перешел отметку сорок градусов, и температура продолжала падать. Но автобус пошел, ПАЗики, это вам ни какие-нибудь иностранцы, работали во всех условиях. Тем более водителю надо было возвращаться домой. Автобус попался так себе, старенький, и всю дорогу до Малмыжа стоял топот, надо было как-то спасать ноги. В Малмыж прибыли уже далеко затемно, и градусник уже показывал -48. Как мы бежали по улицам Малмыжа в сторону гостинице «Дом Колхозника», наверное очень быстро. У меня появился попутчик, они знали дорогу, а я с тяжелой неудобной сумкой просто бежал следом. Соображать и оглядываться по сторонам, было некогда и холодно. Пол лица уже было завязано шарфиком, торчали только глаза. Я уже не помню сейчас какое расстояние на этом промежутки автостанция-гостиница. Одноэтажное деревянное строение, поселили нас на ночь в большую комнату, думаю на 10-15 койко-мест. Мы заняли (парнишка , попутчик в Константиновку) эту комнату первыми. В течении вечера, а тогда время двигалось совершенно с другой скоростью, в отличие от сегодняшнего, наш номер-комната заселился полностью. Все хотели успеть в родные места, чтоб встретить новый 1979 год с родными и близкими. Мы играли в карты, дурака- подкидного, курили. Тогда это было можно, спиртного никто не пил, никого «пивасика» даже. Поужинали, что нашлось из взятых с собою припасов. Вечер был длинный. Старушка истопница жарка натапливала две голландки по краям комнаты. Было очень тепло и уютно в этой маленькой районной гостинице. Навсегда мне запомнился этот сильно морозный вечер в районном центре Малмыж. Наказали женщину –администратора разбудить нас пол пятого. Автостанция открывалась в пять утра. Так вот и прошел вечер, к утру тепло еще не успело развеяться, когда нас пришла будить смотрительница. Встали, оделись, в пять заговорила местная радиоточка, весившая на стене комнаты, пожелала нам всем доброго утра и объявило погоду. В пять утра 31 декабря 1978 года в Малмыже было - 53 градуса. Это я запомнил хорошо. Утром, выписываясь из гостиницы, в холле мы увидели появившуюся пару, видно ночевали в номере «люкс», она в добротной такой шубенки, скажем упакована по погоде довольно таки не бедно, что уже бросалось в глаза. Ее же спутник, отнюдь представлял жалкое зрелище такого вот франта потлатова (коротко тогда стриглись редко), в кожаной куртке, в осенних туфельках и все его одеяние, ну брючки конечно, наверника в одном экземпляре, ни шапки, ни перчаток ничего?! Это в мороз за 50. Возникла такая непродолжительная пауза, дамочка похлопав глазами, пояснила, что она из местных и знала куда едет. А муж ее просто слушать не захотел, и когда, вчера, они вылетали из Киева, дождик шел. А он впервые в этих местах. Я не знаю, как он еще не замерз прибывши в Малмыж, из Кирова наверное, или Казани, видно автобус теплый был, и как он добежал, а может и доехал до нашей ночлежки. Но теперь утром в - 53 градуса, совершенно раздетым, ему надо было попасть еще на автостанцию, куда уж они ехали дальше, я не помню, и при этом остаться в живых. Народ наш вятский добрым был тогда. Неизвестно откуда нашлась какая-то шапка, варежки, шарфик. В общем, чудо это из Киева доукомплектовали согласно погодным условиям. И на утренней пробежки, от гостинице до автостанции, под всеобщем обозрением он несся в первых рядах. До места добрались все, помещение автостанции уже было открыто и натоплено. Автобусы, не смотря на сильный мороз отправлялись по по расписанию. Утренним рейсом 31 декабря в 6.00., я уже двинулся в сторону Уржума…