Вожделенные джинсы

Ксения Шамшурина
               
     Полдвенадцатого ночи раздался звонок в дверь. Я уже лежала в постели с книгой. Надя еще не ложилась. С этой девушкой мы жили вдвоем в однокомнатной квартире, которая временно предоставлялась заводом как общежитие.
     Надя подошла к двери. К нашему удивлению, это пришел секретарь заводской комсомольской организации с каким-то парнем. Наверное, что-то важное заставило их прийти так поздно? Оказалось, вот что. Друг секретаря служил офицером в части, находящейся в Венгрии, и заочно учился в институте. Подошло время подготовки дипломного проекта. Отпуск заканчивался, на днях надо было уезжать, а к чертежам он даже не приступал. И вот они узнали, где я живу, и пришли, извинившись за столь поздний визит. Вдвоем принялись уговаривать меня выполнить чертежи. Я отбрыкивалась изо всех сил. Предлагала найти какого-то другого исполнителя. Это ведь труд – выполнить несколько ватманских листов чертежей чужого проекта за короткий срок. И это после целого дня за кульманом на работе! Но ребята вцепились в меня мертвой хваткой, суля чуть ли не златые горы. Время перевалило за полночь. И вдруг я услышала предложение, от которого мне трудно было отказаться. Парень спросил, не нужны ли мне джинсы, которые в Венгрии купить не проблема. И я сдалась!  Договорились, что за джинсы я заплачу ту цену, по которой они достались ему за границей, - шестьдесят рублей, вместо ста шестидесяти-ста восьмидесяти у спекулянтов. Но работа должна быть сделана за несколько дней до отъезда. И я стала «рвать когти», просиживая за чертежами дома после работы далеко за полночь.
   
  Вспомнить этот случай меня заставила передача про СССР, как тогда в нашей стране молодежь добывала диски с зарубежной музыкой и как раз пресловутые джинсы. Я была спортивной девушкой, носила брюки и, конечно, мне очень хотелось иметь джинсы. До сих пор мне не удавалось их добыть. Хотя брат, уходя в армию, разрешил мне взять его польские джинсы, но это было совершенно не то: штаны из толстой мягкой ткани, отдаленно похожей внешне на джинсовую, неважного покроя. В них я съездила по разнарядке от завода в подшефный колхоз.
   
     Молодой парень в нашем коллективе, с которым у нас были дружеские отношения, предложил мне накопить сто шестьдесят рублей, и тогда его мать через свою подругу достанет мне джинсы, кажется, французские. Мне хотелось штатовские, которые котировались среди молодежи. Но денег не было ни на какие. Семья парня была еврейской, имевшей родственников за границей и знавшей толк во всех этих делах – и в накоплении денег, и в добывании джинсов. Он послал меня завести сберкнижку и написать в бухгалтерии заявление на отчисление некоей суммы с зарплаты на счет в сберкассе. Месяца через три он сказал мне: - Ну, вот. У тебя уже скопилось на счету (назвал сумму), осталось еще (назвал сумму)! И дело в шляпе. А сама бы ты не скопила. Я с трудом удержалась от смеха. Он всё правильно подсчитал, только не учел, что денег мне категорически не хватало, и в конце месяца я снимала их со счета. На сберкнижке оставались жалкие копейки, которые позволяли не закрыть счет совсем.
   
   А тут подвернулся случай заработать джинсы. После Нового года джинсы должен был привезти из Венгрии сослуживец того офицера, приехав в отпуск. Срок вышел, джинсов не было. Я поймала в коридоре секретаря и попросила объяснения. Вышла крупная для меня неприятность: сослуживец продал мои джинсы по рыночной цене, едва пересек границу!
- И как это понимать?
Секретарь суетливо стал обещать, что джинсы весной привезет обязательно сам его друг, когда вернется. Я сердито сказала, что уже не могу верить никому на слово. После этого я заметила, что секретарь меня вроде как избегает. Подруги сказали, что меня «развели» и надо уже наплевать на это дело. Но во мне бушевала жажда справедливости. Весной я пару раз спросила секретаря,  когда же приедет его друг и точно ли привезет мне штаны. Он обнадеживал. И  наконец объявил, что приехал и привез! Честно говоря, я наивно ожидала, что парни принесут мне штаны на дом: ведь нашли же меня даже среди ночи, когда им было нужно! Но прошло несколько дней. Я снова приступила с вопросом: - Где?! Секретарь дал мне адрес друга.
   
   Я попросила подругу сходить со мной. В этом районе были кривые улочки с частными домиками. Нашли мы нужный дом, но нас облаяла собака, а хозяева не вышли. Видимо, дома никого не было. Я упросила подругу сходить со мной еще раз. На этот раз нас встретила хозяйка, видимо, мать парня. Она сказала, что сын уехал в село навестить родственников, так как завтра он уезжает. Что это за наказание! Я объяснила ей, в чем дело. Хозяйка с неудовольствием пригласила в дом, сказав, что на стуле висят какие-то джинсы, может быть, это они. Мы с подругой рассмотрели штаны. Новые, с этикеткой Levi Strauss. Прикинули размер – вроде мой, только длинные, придется загибать, а то и резать. Оставили мы хозяйке шестьдесят рублей и забрали джинсы. Подруга предположила: парень надеялся, что я не смогу забрать джинсы, и он их с выгодой продаст. Черт его знает! Может, и так. Вот разве сама я так вела бы себя, если бы обещала что-то по договоренности?..
   
   Молодые ребята в нашей спортивной команде с завистью рассматривали джинсы, проверяли швы, ярлыки и еще какие-то ведомые им признаки «настоящих» джинсов. Кто-то безо всякой надежды предложил продать их ему. Ха!

   Как-то мне случилось оказаться одной на цыганской горе. Это был район города, где селились почти одни цыганы. Кажется, я ездила туда заплатить за газ (это было вообще неудобно и странно: платить за коммунальные услуги в самых разных частях города - за воду, отопление, электричество - набегаешься). Обратно я решила спуститься с горы по серпантину дороги пешком - летний день был хорош, а какие виды с горы на реку, на город внизу! Неожиданно на спуске меня окружила толпа молодых цыган человек в шесть-семь. Он хватали меня за джинсы (именно за джинсы, ничего другого не имея ввиду!). Всей толпой, громкими голосами вразнобой они стали уговаривать меня продать им штаны, еще совершенно новые на тот момент. Говорили, что дадут, во что переодеться. В душе я жалела о своей неосмотрительности: пешком здесь никто не ходил, только на автобусе или на машине. Но ведь был белый день! Неужели они посмеют силой стащить с меня вожделенные всеми джинсы! Я была тверда как кремень, и они это почувствовали и отстали. Я-то знала, каких хлопот стоили мне эти штаны!
   Старшая сестра много позднее по времени привезла из поездки джинсы своей дочери-подростку и была несколько разочарована ее равнодушием: к этому времени джинсы были уже в ходу у многих. Нам же этот спорт по добыванию дефицита доставлял азарт и удовлетворение в случае удачи. Как тут не вспомнишь Аркадия Райкина в вольном изложении: - пусть всё будет, но хоть что-нибудь будет в дефиците! :))

   Я задумчиво сказала подруге, что сейчас входят в моду джинсы из микровельвета. Она отшатнулась: - Отстань! Я и от этих твоих джинсов еще не отошла!
Я рассмеялась.