Сказочные каникулы

Лариса Гречаниченко
               
               
           В школе у меня была верная подружка Бэлла Рейнова. Мы жили в одном дворе, учились в одном классе все 10 лет. Она была большая умничка, училась очень хорошо, у неё были умелые ручки и мягкий добрый характер; очень хрупкая, изящная, с хорошим вкусом и уже в юности любила хорошо одеваться. Везде и во всем мы участвовали вместе. Я ее очень любила и люблю. Мы с ней никогда не сорились. Сейчас она далеко в Америке. У Бэллы были молодые родители.   Мама - тётя Гита - инженер, работала в организации на ЮЖД (Южная железная дорога), которая относилась к МПС (Министерство путей сообщения). Это была очень богатая организация, которая имела свои школы, больницы, санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, туристические базы. И вот, когда мы были в 4-ом классе (нам по 11лет) ЮЖД организовала поездку детей своих сотрудников в зимний пионерский лагерь. В нашем детстве зимы были снежные и морозные. Был сформировован целый поезд, детей “разбили” на отряды, у каждого свой руководитель.  Организация была высочайшая. Тётя Гита купила путевки нам с Бэллой и её брату - семикласснику Грише Ходорковскому. 
   Лагерь находился в поселке Лещиновка Полтавской области. Там был большой молочный комбинат, где делали очень вкусное сгущённое молоко. Местность была необычайно живописная.  Корпуса стояли на горе, а внизу -  замерзший пруд.  К нему шёл пологий склон. Было несколько одноэтажных домиков (по количеству отрядов), вход с двух сторон - отдельно для девочек и мальчиков. Корпуса отапливались. Отдельно - большая столовая, клуб, библиотека и спортивная база, где можно было взять санки, лыжи и коньки. Там мы впервые увидели финские сани с длинными полозьями.  В первый же вечер всех собрали в клубе: общие указания, а потом массовик - затейник спросила: “Дети, кто умеет петь, танцевать, читать стихи?” Мы с Бэллой вызвались первыми, вышли и сказали, что будем петь частушки, которые нас научил петь Бэллин папа - дядя Яша.  Он работал инструктором в аэроклубе, очень симпатичный, легкий, шкодный.  Я его обожала. Два куплета из этих частушек я помню до сих пор.
                На стене часы видели, 
                Тараканы гири съели,
                Клопы стрелки оторвали
                И часы ходить не стали.

                По путям цыпленок шлялся,
                Паровоз его догнал,
                Но цыпленок жив остался –
                Паровоз в ремонт попал.
Баянист сразу подхватил. Припева у нас не было, но массовик-затейник сразу же включились и научила весь лагерь петь припев: 
                Руб за сено, два за воз, три рубля за перевоз,
                Чечевика с викою, да вика с чечевичкою.
Мы пели куплеты, а все остальные - припев. Было смешно и весело. Потом нас с Бэллой так и называли Чечевика с Викою. Мороз был -25 градусов, много снега, и точно, как у Пушкина,
                Под голубыми небесами,
                Великолепными коврами,
                Блестя на солнце, снег лежит.
По не очень крутому склону мы катались на санках - два раза съедешь - и хватит. Высоко подниматься. Старшие дети катались на лыжах и на коньках на пруду. Приходили в корпуса мокрые, сушили вещи, и никто не заболел. В клубе были разные игры, танцы, соревнования. В лагере было весело. Через 12 дней мы уехали из этой сказки домой. Переживали, что опоздали на 2 дня, но оказалось, что в Харькове мороз минус 30 и младшие классы в школу не ходят. Впечатления остались на всю жизнь.
         Прошло много лет. В Харькове начали строить метро. Наш сосед по лестничной клетке работал начальником СУ "Метростроя". Мы с соседями дружили.  Метрострой относился к системе ЮЖД. И вот летом 1975 года ЮЖД организовывает поездку детей в туристический лагерь в Теберду. Это далеко на Кавказе /Кабардино-Балкарская АССР/. Наш сын Сережа окончил 6 класс, а дочка соседей, очень скромная девочка Аллочка, 8 класс. Они боялись ее одну отпускать и предложили нам, чтоб Сережа поехал с ней. Помня свои сказочные каникулы из детства, я с трудом уговорила мужа отпустить Сережу с наказом: быть "рыцарем" при Аллочке. С поручением он справился. Ребята жили в больших солдатских палатках, ходили в турпоход в Домбай и еще куда-то, купались в горных речках со студеной водой, ходили в поселок знакомились с бытом местных жителей. Такого у него в жизни больше никогда не было. Как тут не верить в судьбу! Она сделала нам такой подарок!