Глава 16 Балы

Алла Жданова
               
В 2010 году исполнилось 200 лет со дня рождения князя Григория Григорьевича Гагарина, дипломата, генерал-майора, обер-гофмейстера, талантливого русского художника XIX  века, архитектора, вице-президента Императорской Академии художеств. Как я уже рассказывала, эта дата широко отмечалась в Санкт-Петербурге и в Москве. Были проведены многочисленные конференции, чтения и выставки, посвященные юбилею Григория Григорьевича Гагарина.

А в Карачарово, бывшей усадьбе князя Григория Григорьевича Гагарина в Верхневолжье, Тверской области, состоялся бал, посвященный этой дате.

Среди участников бала - Людмила Ивановна Третьякова, член исторического клуба «Русский бал», писатель, автор более 20 книг, тема которых - жизнь выдающихся женщин прошлого. После бала Людмила Ивановна  поделилась своими впечатлениями:

«Здесь мы узнали, что князь спланировал Карачарово в точном соответствии с лондонским Гайд-парком. Я бывала в этом «Гайде» и смею свидетельствовать - эта лондонская жемчужина крупно «отдыхает» по сравнению с нашим заросшим (романтически!), похожим на зачарованное царство с невероятной высоты соснами, дубами, липами Карачаровым.

 Сколько любовных посланий можно оставить в здешних дуплах! Каким незабвенным  воспоминанием могло бы быть свидание под сенью полуторавековых крон! А мягкая, красного цвета от падавших в течение полутора веков игл еловая аллея! Ступаешь как по мягкому драгоценному ковру! Где найдешь еще такую? А желтые ирисы, растущие в воде местных прудов?

... А золотая главка собора Святых Апостолов Петра и Павла?... А минеральная вода непередаваемого вкуса? И, наконец, - наша главная российская красавица, Волга в самых ее верховьях: чистая, ненатруженная, с рыбой, ходящей прямо у берегов?

...Публики в карачаровском ДК собралось достаточно, мы волновались, а потому придирчивый ценитель вальсов, полек, гавотов, кадрилей сумел бы обнаружить здесь некоторые погрешности. Но стоит ли  думать о таких пустяках! Тем более, что был, говоря старинным языком, уездный бал, бал в Тверской губернии!

 Почитайте воспоминания, старинные записки, и вы поймете, что уездный бал во сто крат веселее и занятнее всякого столичного.
 
Теперь о грустном. Кавалеров не хватало всегда, во все времена. Бывало, какая-нибудь заботливая маменька излавливала за несколько дней до бала знакомого молодца и говорила ему: «Ты уж, любезный, сделай одолжение, у Барятинских-то потанцуй с моей … не забудь!»

Государь император обычно на большой бал отряжал офицеров гвардейских корпусов - чтобы ни одна дама не стояла как монумент у колонны. Танцевать исключительно с женой считалось дурным тоном. По части заботы о тех, кому не досталось кавалера, наш Пушкин был, естественно, одним из первых. Однажды, глядя на то, с каким азартом он кружит чужих жен, Натали не выдержала, закусила губу и бросилась вон из зала. Пушкин, заметив это, догнал ее уже у кареты и получил звонкую затрещину, захохотал и сказал что-то вроде: «Небесное созданье, а как дерется!..» Впрочем, этот случай многократно и подробно описан.

Л.И.Третьякова удивительно точно передала то настроение, которое царило как на балу, так и в самой карачаровской усадьбе. Поверьте мне, его участнице!               
… Каждый бал дает возможность рассказать о значении и роли балов в светской  и общественной жизни XVIII-XIX веков, продемонстрировать элементы бального этикета, напомнить о некоторых незыблемых бальных традициях. А также о том, каким событием  для юных девушек было их первое появление в свете на балах, что самые богатые балы давались в Москве и что «Москва славится невестами, как Вязьма пряниками»  (А.С.Пушкин «Путешествие  из Москвы в Петербург»)               
Вспомним грибоедовские строки:

«Татьяна Юрьевна!!! Известная  притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…

Как обходительна! Добра! Мила! Проста!
Балы дает нельзя богаче
От Рождества и до Поста
И летом  праздник и на даче».

А знаете ли вы, что под именем Татьяны Юрьевны в комедии Грибоедова «Горе от ума»  выведена Прасковья Юрьевна Гагарина (урожденная Трубецкая, 1762-1848), двоюродная бабушка нашего Григория Григорьевича Гагарина?!
 
И это еще не все! Прасковья Юрьевна - первая русская воздухоплавательница!
8 мая 1804 года вместе с Александрой Турчаниновой поднялась в воздух на воздушном шаре, построенном французом Гарнереном.

Курьезный момент - шар приземлился в имении Вяземских. Дочь Прасковьи Юрьевны Вера Федоровна (1790-1886) впоследствии вышла замуж за владельца имения - П.А. Вяземского. Такое нечасто бывает, чтобы будущая теща в буквальном смысле «свалилась с неба»…
 А теперь давайте  улыбнемся вместе. Современные Гагарины вовсе  не возражали, как оказалось, если бы Юрий Алексеевич Гагарин, принадлежал их княжескому роду. Гордились бы, что первым в космосе оказался их представителем. Но в роду Гагариных уже есть ПЕРВАЯ  русская воздухоплавательница! Разве этого мало?!

Но случай правит миром, а счастливые неслучайные совпадения убеждают нас в том, мир тесен не только здесь и сейчас, но и во временном пространстве.

Судите сами - другая  дочь Прасковьи Юрьевны  Софья Федоровна Ладомирская (урожденная Гагарина, 1744-1815) одно время владела подмосковной усадьбой Братцево.       
(Братцево - это совсем недалеко, в Тушино, рядом с Московской кольцевой автомобильной дорогой).


В последней трети XVIII века усадьба принадлежала графу Строганову А.С., которого его супруга Екатерина Петровна (урожденная Трубецкая) в 1779 году оставила ради И.Н.Римского-Корсакова (1754-1831), фаворита Екатерины II. Но граф Строганов А.С. философски отнесся к измене своей супруги, развод не оформлял, наделил жену деньгами, домом в Москве и имением Братцево под Москвой.

В конце концов  владельцем Братцево стал внебрачный сын Екатерины Петровны В.Н. Ладомирский (1786-1847), женившийся на Софье Федоровне Гагариной.
Вот оно! Время и пространство замкнулись - Карачарово и Братцево, Гагарины и Строгановы...   

      Спустя более чем два века здесь снова  танцевали французскую кадриль и мазурку - исторический клуб «Русский бал», осваивая  одну за другой старинные усадьбы Москвы и Подмосковья, оживил притихший было на века бальный зал в усадьбе Братцево. Таким образом, есть повод плавно перейти к моей любимой теме - историческим балам.

Балы вернулись к нам не потому, что кому-то хочется «примазаться» к дворянскому сословию, а как реальная потребность  современного человека к изяществу и красоте.
Все составляющие бала - костюмы, музыка, особо праздничная атмосфера, общение, этикет и, наконец, танцы - согласитесь, это красиво и достойно человека XXI века. А почему нет? 

Меня особенно радует, что балы по историческому образу и подобию стремительно распространяются в студенческих, лицейских и даже школьных аудиториях. Тут уже не ностальгия по неиспытанному прошлому, а удовольствие и радость от приобщения к истинной и неизведанной красоте. Бал - это особый церемониал, особое действо и оно завораживает.

Карачаровский бал, о котором я  упомянула  - не единственный. Более 10 лет в санатории «Карачарово», бывшей усадьбе князя Г.Г.Гагарина, балы стали одними из самых ожидаемых событий. Мы проводим балы не менее пяти-шести  раз в год. И обязательно - традиционный рождественский бал в январе. На балы съезжаются поклонники и любители исторических танцев из Москвы, Твери, близлежащих районов и городов.

Предоставим возможность рассказать о карачаровских балах со стороны, глазами журналистов, местной прессы. Медиагруппа «ТелеКон» г Конаково:

« … У каждого карачаровского бала обязательно есть тема. В июне по традиции, прошел Пушкинский бал. Июльский был объявлен Гагаринским, ведь имение Карачарово принадлежало князю Г.Г. Гагарину, известному нам более всего как художник и вице-президент Академии художеств….

Без всякого сомнения, балы в Карачарово, как и в других усадьбах в 19 веке проходили регулярно. Те, кто постарше играли в карты, беседовали (а также сплетничали и плели интриги). Но на бал приезжали все. Так было принято. Ведь молодежь должна была как-то знакомиться, а лучше всего делать это под присмотром старших.

«Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах,
С улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала,
Старушки светские сидят»
(Е. Боратынский)

...конечно, в основном, на балах танцевали и веселились. …Нынешние карачаровские балы - как раз такой повод. Можно надеть вечернее платье (не обязательно историческое) и поучаствовать в празднике. Возможно, под торжественные звуки полонеза к вам придет желание стать членом клуба и сшить наряд, который бы полностью соответствовал заявленной эпохе.

Участники говорят, что бальное платье и смокинг сразу меняют манеры, стиль поведения, речь. Хочется соответствовать. Очень изящное времяпрепровождение. И хорошая альтернатива пивным вечеринкам. Хорошо бы и в Конаково появилось подобное общество. Возможно, нравы значительно бы улучшились»
 
А это о другом карачаровском бале, проведенном в пору, которая, по словам А.С.Пушкина - «очей очарованье». Необыкновенной высоты синее небо над Волгой, шорох опадающих листьев, с каждым днем все более обнажающих прямые аллеи карачаровского «Гайд-парка» и колокольный звон храма…
Время спешить на бал - и…

«Время блистать!

Карачаровские балы стали столь популярными, что на них приезжают из других городов. Люди откладывают все дела, чтобы погрузиться в изысканную атмосферу хорошей музыки, хороших манер, кринолинов, вееров.

Осенний бал, состоявшийся здесь недавно, как и полагалось в 19 веке, открыли с полонеза. Под знакомые звуки музыки П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин» на паркет вышло около 50 пар и танцевать пришлось в два круга. Кавалеры без устали приглашали дам…

А вот танцевать на бале более двух танцев с одной дамой считалось неприличным, или воспринималось  как объявление о  помолвке… для влюбленных сердец существовал язык вееров, язык цветов. Можно было обратить на себя внимание в «контрдансе»- это танец «с переходами», где меняются партнеры… «Золотой» 19 век - сфера интересов собравшихся в танцевальном фойе танцоров. Этот век был расцветом русского общества и русского государства…»

На наших балах звучат стихи, которые очень точно предваряют характер объявленного танца.

Из «Евгения Онегина»:

«Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…»

Современный поэт добавляет:

Я Вас хочу всей силой страсти
Мазуркой пламенной пленить,
Зажечься от чужого счастья,
Свое несчастие спалить!

Или, например, к «Большому фигурному вальсу»:

«Есть звук прикосновенья,
Тот молчаливый звук,
Когда в кругу творенья
Ты замираешь вдруг…
       Стоишь как пред исходом
       Пред заревом зари…
       Что страны?
       Что народы?
       Любимая, цари!
Космическая бездна
Распахнута…
                И нас
Как вихрь срывает с места
Большой фигурный вальс».

Для балов в гагаринской усадьбе был предназначен зал на втором этаже «итальянского» флигеля. В санатории этот флигель именуется сейчас пятым корпусом, второй этаж которого перепланирован под номера для отдыхающих. Старинные часы, с замершим навечно маятником и потемневшим циферблатом, наверное, еще хранят в себе отголоски танцевальной музыки, доносившейся из бальной залы…   
         
Нынешний предводитель Российского Дворянского Собрания  Олег Вячеславович Щербачев в интервью по поводу своего избрания заявил, что «теперь балы делают все, кому не лень».

Даже не представляю, чтобы такое выражение и саму мысль мог бы позволить себе высказать кто-нибудь из рода князей Гагариных. Вспомним, как внимательно относился наш Григорий Григорьевич Гагарин  к любому проявлению тяги к прекрасному в каждом из своих крепостных - отсюда  школа в Сучках и обучение ремеслам, в том числе художественным.

    

 А  мы все-таки  будем танцевать мазурку и контрдансы и обучать этим танцам молодое поколение!  Мы - это « все кому не лень». 

«Сегодня мне  виденье было:
Ладья медлительно плыла,
Минуя флигель итальянский,
Из бронзы силуэт орла;
Заросший ирисами пруд,
В легенды, тайны погруженный,
собора крест и колокольный
Над Волгою плывущий звон.
Сосна и плес.
                Волна, причал.
И Волга  катится полого...
Пусть служит это все  прологом
Тому, что называют - бал!
Как  дивны дамы в платья длинных!
Перчатки, веер, кринолины…
как мужественны кавалеры,
Душой - гусары, офицеры!
Улыбки, встречи, восклицанья,
Друзей, гостей уж полон зал!
В усадьбе княжеской  старинной
Да возродится русский  бал!» 

               
            
     Мы   называем наши балы историческими, потом что  для нас,  живущих сегодня, это возвращение в историю, кажущуюся нам такой далекой. А в творчестве  Гагарина-художника тема исторического бала  присутствует очень весомо. Судите сами. В январе 1883 года в Зимнем дворце состоялся именно такой бал – исторический, посвященный эпохе царствования Алексея Михайловича Романова. Императрица Мария Федоровна,  супруга Александра  III,  была в костюме царицы XVII века по рисунку князя Гагарина Григория Григорьевича, серьезно поработавшего для этой цели в архивах Академии художеств.  В дневнике государственного секретаря А.А.Половцева записано: «На императрице верный исторический костюм, нарисованный кн. Григорием Гагариным».  Кроме фотографии, сделанной  К.И.Бергамаско,  сохранилось и описание этого костюма, который состоял « … из парчовой ферязи, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценностями; парчовой шубки с золотыми цветами, отороченной соболиным мехом и с разрезными рукавами… На голове Ее Величества была надета серебряная шапка-венец, отороченная соболем и украшенная большими брильянтами, изумрудами и крупным жемчугом, который в несколько ниток ниспадал с шапки на оплечье»


      (добавить в иллюстрации этот наряд императрицы,  Фотограф Карл Иванович Бергамаско:
Императрица Мария Федоровна в костюме царицы XVII века)

                - «  -
Ирина Александровна - потомок тех Бутурлины, один из которых,  Бутрлин Сергей Петрович (1803 -1873) - был женат на Марии Сергеевне Гагариной (1815-1902), двоюродной сестре нашего князя – Григория Григорьевича Гагарина.
С Ириной Александровной   встретились в уютном кафе на Волхонке. Она поделилась впечатлениями от книги "НАШ КНЯЗЬ". (Счастливое стечение обстоятельств –  эту книгу ей подарили! Она позвонила мне и мы договорились о встрече).
Ирина Александровна сделала несколько существенных дополнений и поправок, за которые я ей так благодарна, что простыми словами этого не выразить!
          Кроме того, она  поделилась со мною кое-какими материалами (собирает их много лет для будущей книги).
С ее разрешения приведу несколько особенно меня заинтересовавших строк из письма одной из ее подруг, поскольку речь в нем шла об одном из потомков Гагариных – Григории Григорьевиче Гагарине (1922 -2018) и о русских балах в Вашингтоне.
"В Вашингтоне, - пишет  Ирине Александровне ее подруга Людмила Сергеевна Оболенская - Флам, - я была знакома с Григорием Григорьевичем Гагариным, прямой потомок художника <...> родился он в Париже в 1922 г.<...> я получила от Г.Г. приглашение на очередной русский бал в Вашингтоне с репродукцией бальной сцены с картины Г.Г.Гагарина <...> Балы всегда устраивались в каком-нибудь шикарном вашингтонском отеле на русский новый год<...> Наш дальний родственник, покойный Алексей Оболенский, приходил в боярском одеянии, как и его американская супруга, наряженная боярыней, ни дать ни взять с картины Маковского на радость и удивление американской прессы <...>"
Об этом письме я рассказала на конференции в Холомках (Глава «На берегу Шелони»),З Там же,  буквально перед моим выходом на кафедру Мария Андреевна сообщила о кончине в Вашингтоне Григория Григорьевича Гагарина, упомянутого в письме. Он - сын того Гагарина (1895-1963), который был приговорен к расстрелу и которому удалось спастись, бежать.
      Теперь в Википедии будет указан и год кончины Г.Г.Гагарина - 2018

    
        …
  Встреча с Ириной Александровной Бутурлиной – это не только новая информация о русских балах в Вашингтоне.

   Некоторый сведения с Вашего , уважаемые читатели, разрешения, хотя они и не имеют отношение к заглавию,  изложу  здесь,  «чтобы не растекаться мыслию»  по всем главам. Извинением пусть послужит мне то, что все они  из одного источника – от Ирины Александровны Бутурлиной.
          Ирина Александровна показала мне отпечатанное приглашение на бракосочетание Татьяны Григорьевны Гагариной (1884-1925)   и Бориса Владимировича Гагарина (1876-1966). Торжество состоялось 25 января 1908 года (хотя эта часть приглашения не уцелела) установить это было несложно – все значительные даты – рождение, бракосочетание и, увы, кончину – все можно в РОДОВОДЕ  Гагариных.
Татьяна Григорьевна – Вы помните - бабушка нашего современника, Григория Григорьевича Гагарина  Подержала в руках позолоченную  десертную  ложку  с гербом рода Гагариных…