Глава 17 Русская церковь на Лазурном берегу

Алла Жданова
               
Одна из прихожанок этого храма, находящегося на Лазурном берегу, в Ментоне, так вспоминала о нем:

«Виден купол синий,
Крест на нем блестит,
Где-то на чужбине
Церковка стоит.
Издали, из сада,
Светит белизной,
Сразу за оградой,
Уголок родной».

Ментона в XIX  веке - климатический курорт для больных чахоткой. Сюда каждую зиму съезжалось значительное число русских. Приезжали в основном безнадежно больные, многие из них провели здесь последние дни своей жизни. Давно зрела мысль о необходимости иметь в этом городе православную церковь. Наконец, в 1892 году, на склоне холма была заложена и в том же году освящена небольшая по размерам церковь.

Большинство исследователей творчества Г.Г.Гагарина утверждают, что незадолго до смерти он работал над иконостасом для храма во имя Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» и святителя Николая Чудотворца во Франции в Ментоне на Лазурном берегу.

Однако в описании достопримечательностей Ментоны, среди которых обязательно числится эта церковь, имя Г.Г. Гагарина не упоминается, зато утверждается, что иконы для церкви писал Карл Брюллов.
   
Написала на всякий случай  в Ментону: «Здравствуйте! Пусть Вам не покажется странным мой вопрос, но если что-то знаете - не сочтите, пожалуйста, за труд ответить. Во всех биографических источниках написано, что  последним предсмертным трудом Г.Г.Гагарина были иконы для Ментонской церкви. Но в других утверждается, что иконы в Ментонской церкви принадлежат кисти Карла Брюллова. Но Брюллов скончался еще в 1852 году! А церковь была освящена в 1892... Кстати, именно он, Карл Брюллов, был учителем и наставником Гагарина в живописи в двадцатых - тридцатых годах позапрошлого столетия. Могло быть так, что в данном случае ученик превзошел учителя и в данном случае его работы приписаны К. Брюллову? Сам Григорий Григорьевич не обиделся бы, даже наоборот, был бы польщен, но хочется докопаться до истины. СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!» (7 июля 2017г)

Через 3 дня, 10 июля, получила ответ:
 «…здравствуйте... простите, что сразу не ответили, хотели уточнить информацию...  итак, мы нашли иконы, подписаны буквой Г.Единственное -  чтобы быть уверенными, что это именно Гагарин, надо их сравнить с подлинной подписью (у нас, к сожалению, их нет)».
 
Можете себе представить мою радость?! Показалось, что до истины осталось совсем немного!

 Отвечаю: «Добрый день! Я очень рада, что Вы откликнулись! Ваше сообщение меня обрадовало и вселило надежду, что мы с Вами накануне открытия, очень важного для  истории творчества Г.Гагарина. Общими усилиями мы сможем доказать, что иконы Ментонской церкви принадлежат кисти князя Григория Григорьевича Гагарин! Действительно, Григорий Григорьевич Гагарин часто подписывал свои произведения тремя буквами Г.Г.Г.» (9 августа 2017)

Послала в Ментон  фотографии нескольких картин Г.Г.Гагарина на библейские сюжеты с припиской: «Надеюсь, что ВЫ ВОСКЛИКНЕТЕ:"ДА, ЭТО ЕГО РУКА! ЕГО КИСТЬ!"
И добавила просьбу: «А если бы Вы прислали и мне фотографию хотя бы одной иконы, подписанной буквой "Г", я была бы счастлива!...»
   
На чем основывается моя уверенность  в том, что в Русской церкви в Ментоне на Лазурном берегу есть иконы и роспись кисти Гагарина Григория Григорьевича?
   
Расскажу в хронологическом порядке.

Князь Г.Г.Гагарин написал воспоминания о своем учителе Карле Брюллове, умершем в 1852 году. Впервые они были напечатаны в альманахе «Зурна» 1855 году за подписью Г.Г.Г.
В 1899 году отмечалось 100-летие со дня рождении Карла Брюллова. В 1900 году вышло повторное издание книги Г.Г.Гагарина «Воспоминания о Карле Брюллове». Предисловие к этой книге, вышедшей в Санкт-Петербурге в типографии Эдуарда Гоппе, написал от редакции НЕКТО, подписавшийся инициалами "В.Ч." Подробности и детали жизни князя Г.Г.Гагарина, которыми владел В.Ч., дают ясно понять, что он лично хорошо знал князя и членов его семьи, был вхож в его дом. И, что особенно важно, В.Ч. очень хорошо знал, как прошли последние годы и, главное, последние месяцы и дни князя Г.Г.Гагарина.

В  переписке я сослалась на это предисловие к книге князя Григория Григорьевича Гагарина «Воспоминания о Карле Брюллове»: « Последние иконы для иконостаса православной церкви в Ментоне … князь закончил в Шательро (Франция) за две недели до смерти, последовавшей 18 января 1893 года»   

Особенно мы должны быть благодарны В.Ч. за то, что помимо изложения общих воззрений князя Г. Гагарина на художественное творчество и все, что с этим связано, В.Ч. показал нам князя Григория Гагарина вблизи, как художника и как человека. Если читатель позволит, я просто приведу отрывки из этого «Предисловия». Захотите прочитать полностью - посетите  Российскую Национальную Библиотеку в Санкт-Петербурге.
 
«…Здесь же мы пользуемся лишь случаем, чтобы вкратце познакомить читателя с замечательной личностью  автора  «Воспоминаний», которого мы имели удовольствие посетить незадолго до его смерти.
 Крайняя скромность художника  и нежелание заявлять о себе миру и  трубить о своих заслугах были отличительной чертой  характера покойного князя. Всегда предупредительно вежливый и корректно сдержанный в обыкновенном разговоре, князь воодушевлялся, однако, когда заходила речь о каком-либо художественном произведении.
Он горячился, когда видел, что не понимают сущности искусства или извращают его задачи. И увлекался как юноша, когда чувствовал, что в собеседнике скрывается художественная жилка.
Нужно было видеть умилительные домашние уроки рисования, когда бывший вице-президент Академии Художеств принимался вместе со своим маленьким внуком за вырисовыванием незатейливой детской картинки, чтобы понять, как дорога была для покойного художника даже склонность ребенка к рисованию.
Искусство, в самом широком смысле этого слова, было жизнью князя Гагарина.
Даже проводя лето в своем любимом Карачарове, живописном имении Московской губернии, расположенном на Волге, покойный князь по целым дням просиживал в своей скромной мастерской, которая  в то же время служила ему и кабинетом.
 Здесь его можно было застать за иконой, исполняемой в строго византийском стиле для какой-либо деревенской церкви или за архитектурным орнаментом, который он вырисовывал с редким терпением, то за портретом своего маленького внука или внучки, то, наконец, за юмористической картинкой, которые он так любил рисовать для детей…
Прекрасное знание языков не только ново-европейских, но и древних - латинского и греческого, и теоретическое знакомство даже с языками Кавказа - армянским, грузинским и прочими сослужило князю Гагарину немалую помощь при изучении памятников искусства различных эпох и народов.»

Далее В.Ч.пишет, что проведя  детство и юность до 23-летнего возраста с родителями  в Париже и Риме, художнику легче было изъясняться на европейских языках. Таким образом, до конца жизни в его речи сохранялся французский акцент.
 
 «... Продолжительное слушание лекций в Парижском университете,- продолжает В.Ч., - где князь Гагарин, кроме факультетов математического, филологического, юридического, философского и исторического, прошел курсы строительного искусства и живописи - дали ему блестящее европейское образование, с которым он мог вступить на любое поприще  деятельности.
...  много потрудился покойный князь  над собиранием сюжетов церковной живописи, заимствуя их из подлинных документов и памятников искусства в таких русских городах как  Юрьев - Польский, Владимир на Клязьме, Ярославль, Ростов, Романов-Борисоглебск (ныне Тутаев), Суздаль, Кострома, Киев, Москва и многие другие.
.. Кто бы мог подумать, что наши пятиглавые храмы индийского происхождения … или что церковь Василия Блаженного в Москве представляет собой утрировку татарского стиля. «Нечего пугаться мысли, - писал князь Гагарин,- что христианские живописцы воспитывались по языческим образцам. Ревностные первые христиане не имели других образцов искусства, кроме языческих».

ОН БЫЛ СЛИШКОМ ХУДОЖНИКОМ В ДУШЕ, ЧТОБЫ БЫТЬ НЕТЕРПИМЫМ.
 
Все, что было красиво, изящно, художественно, останавливало его взор и привлекало внимание. 
Всюду во время путешествия он непременно имел при себе небольшой дорожный альбом, в который и заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе глаз художника. 
… По рассказам лиц, близко знавших художника, страсть его к рисованию доходила порой до смешного: достаточно было во время застольного разговора подсунуть князю карандаш, чтобы рука его тотчас начала рисовать на чем попало - будет ли то случайный кусок бумаги или конверт от письма или, наконец, салфетка,- через некоторое время на этих предметах появлялся какой-нибудь красивый орнамент или жанровый рисунок, причем казалось, что художник сам не замечал, что вырисовывала его рука.

Вдова художника, княгиня Софья Андреевна Гагарина рассказывала нам, как однажды во время обеда за  table d'hote  в Луксорской гостинице в Египте муж ее взял меню и на оборотной стороне его начал рисовать типы, расположившиеся за столом и совершенно незнакомых ему туристов, чем привел обедавших в немалое смущение.»

9 августа 2017 получила письмо из Ментоны: «...в воскресенье сделаю для вас фото, и, может, найду старые записи…напишу вам в воскресенье вечером... Ангела-хранителя Вам».

В ожидании письма из Ментона  я отправилась поработать в редкий фонд библиотеки-читальни имени А.С.Пушкина. С этой библиотекой, с легкой руки правнучки поэта Юлии Григорьевны Пушкиной, мы дружим  уже много лет: выступаем перед потомками поэта, проводим кадетские балы, посвященные Лицейскому дню, участвуем в праздновании Пушкинского дня России, дня рождения Натальи Николаевны Пушкиной.
Библиотека-читальня на Спартаковской 9 - одна из самых старых в Москве. Она была основана в 1900 году. Рядом - Богоявленский кафедральный собор (Елоховский храм), где в 1799 году крестили будущего поэта. Мария Александровна, старшая дочь А.С.Пушкина, внесла деньги на устройство народной читальни и долгое время  оставалась ее попечительницей.

Моя задача была установить, кто скрывался под псевдонимом «В.Ч.»? И вот  держу в руках один из томов «Словаря псевдонимов» И.Ф.Масанова (издание  пятидесятых годов прошлого столетия).

Оказалось, что псевдонимом «В.Ч.» подписывалось 26 человек! После определенных  логических размышлений, в основу которых были взяты годы, география и тематика публикаций, я остановилась на одном имени - Владимире Васильевиче Чуйко, литературном и художественном критике, наиболее вероятном авторе предисловия к книге Г.Г.Гагарина.
 
Итак, Владимир Васильевич Чуйко (1839-1899) слушал лекции в Париже, в Сорбонне, в Германии и Италии, изучал историю искусств, особенно живопись и скульптуру эпохи Возрождения. Сотрудничал в «Невском сборнике», «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Голосе», «Отечественных записках», « Вестнике Европы» и т.д. Творческие  интересы князя Г.Г.Гагарина и В.В.Чуйко, литературные и художественные журналистские пути вполне могли пересекаться в последней четверти XIX века. 

Смущал только один факт - В.В.Чуйко скончался в 1899 году, а «Воспоминания о Карле Брюллове» Г.Г.Гагарина изданы в 1900 году. Но, к сожалению, так часто бывает, что авторы УХОДЯТ раньше, чем ВЫХОДЯТ в свет их произведения.
      
Итак, надо подводить итоги.

Об иконостасе для Ментонской церкви путеводителях по Ницце написано: « Красивый одноярусный иконостас сделан из белого каррарского мрамора и декорирован изящными колонками и резным орнаментом. Он подражает византийскому иконостасу IX века».    

В.В.Чуйко свидетельствует: Г.Г.Гагарин работал в последние дни своей жизни именно над этим иконостасом.
 
Получила сообщение из Ментонской церкви - «Да, иконостас " origine" фр... его не меняли…». То его иконы принадлежат кисти князя Гагарина Григория Григорьевича!


Далее из того же путеводителя: «Две местные иконы: свт. Николай и блг. вел. кн. Александр Невский происходят из домовой церкви кн. Лопухина и приписываются К. П. Брюллову»  Приписываются!

Предлагаю сопоставить следующие факты.
В 1868 году Евгения Максимиллиановна Лихтенбергская вышла замуж за принца А.П.Ольденбургского и перешла в православие. В своем дворце в Санкт-Петербурге принц А.П. Ольденбургский построил православную церковь и пригласил князя Г.Г.Гагарина написать несколько икон для церкви. Этот факт подтверждается всеми биографами и исследователями творчества Г.Г.Гагарина. Когда через 24 года в Ментоне появилась русская церковь, Евгения Максимиллиановна Ольденбургская пожертвовала ей  несколько икон и некоторую церковную утварь. Могли они, эти иконы, быть иконами из их дворцовой церкви принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге? Очень вероятно!
А если это так, налицо еще одно доказательство того, что в Ментоне находятся иконы, написанные князем Г.Г.Гагариным. 

…На мой запрос получила сообщение из Ментонской церкви - «Да, иконостас " origine" фр... его не меняли…». То его иконы принадлежат кисти князя Гагарина Григория Григорьевича! Этот факт уже точно является неоспоримым.
 Хочется надеяться, что в путеводителях по достопримечательностям Лазурного берега появится имя НАШЕГО КНЯЗЯ.
 
На памятном знаке, установленном в честь 200-летия Григория Григорьевича Гагарина в Карачарово, читаем его слова, увековеченные в мраморе:
«ЖИВОПИСЬ ЭГОИСТИЧНА И РЕВНИВА: ОНА ДАЕТСЯ ТОЛЬКО ТОМУ, КТО ОТДАЕТ ЕЙ ВСЕГО СЕБЯ ЦЕЛИКОМ - СВОИ СИЛЫ, СВОЕ ВРЕМЯ, СВОИ ПРИВЯЗАННОСТИ».
Князь - художник отдал живописи всю свою жизнь, до последних дней не выпуская кисти из своих рук.   
В Русской церкви в Ментоне (Ницца, Лазурный берег) хранятся этому неоспоримые доказательства.