Глава 19 Герой Моонзунда

Алла Жданова
               
     Игорь Григорьевич Гагарин (1891 -1964), сын последнего владельца усадьбы «Карачарово»  Григория  Григорьевича Гагарина (1850-1918), внук НАШЕГО КНЯЗЯ. Родился в Карачарово, умер в Москве, похоронен на Введенском кладбище. Один из немногих Гагариных, оставшихся в России  после революции 1917 года. Стоял  у истоков создания на Дальнем Востоке  военно-морского флота молодого советского государства.  Тот самый из рода Гагариных, чье имя числится среди дарителей и меценатов   Геологического музея имени Вернадского В.И. (ранее Московская горная  академия. Об этом  я рассказала в  главе «Семейная страсть»).            
               
          Встреча с Ириной Александровной Бутурлиной, о встрече с которой я писала в главе «Балы» – это не только новая информация о русских балах в Вашингтоне
      Мне посчастливилось полистать дневник Александра Сергеевича Бутурлина (1924 -2010) – отца Ирины Александровны, где, как о совсем будничном событии, он  пишет о встрече – с Натальей Григорьевной Гагариной  (1900-1987, урожденной Лопатиной), женой Игоря Григорьевича Гагарина.   

      Запись в дневнике Александра Сергеевича Бутурлина относится к 1976 году.   Перелистываю дневник и физически ощущаю связь времен – в широком окне вижу Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а перед глазами строки дневника, в котором читаю: «В справочной мне дали номер телефона …. Подошла, судя по голосу, старая женщина, спросила, кто я… Послезавтра я еду к ней».  И далее.  «Сегодня в 15-40 я был в Шмитовском проезде у Натальи Григорьевны Гагариной. Живет она в отдельной квартире вместе с, по-видимому, старшей сестрой, Варварой Григорьевной… Стены гостиной завешаны аккуратно фотографиями родственников в рамках… (Как бы хотелось взглянуть на эти фотографии! – А.Ж.)  Это жена Игоря Григорьевича – Наталья Григорьевна. Очевидно, это именно  ее в местной газете, когда писали  об открытии мемориальной доски в «Карачарове», назвали  вместе с Игорем Григорьевичем, внучкой художника».
          
   Тем, кто бывал в верхневолжском Карачарово, поклонникам сказочно прекрасных здешних мест, и всем, кто увлечен  историей  рода Гагариных и карачаровской княжеской усадьбы, этот факт должен быть особенно интересен. Кто из нас не фотографировался  у «итальянского флигеля» - пятого корпуса - на фоне мемориальной доски, которая гласит: «Здесь жил и работал художник и общественный деятель Г.Г.Гагарин 1810-1893»  Судя по короткой записи в дневнике, который держу в руках, Наталья Григорьевна была на ее открытии. В  каком году? Точных сведений не нашла. Но если исходить из того, что у нас принято приурочивать открытие памятников и мемориальных досок  к круглым датам, это могло произойти в 1960 году – год 150-летия со дня рождения  художника Григория Григорьевича Гагарина.
   И, скорее всего  – это исключительно мое предположение! – Игорь Григорьевич Гагарин вместе с супругой были в Карачарове на этом событии. Именно он, ее муж, а не Наталья Григорьевна,   был внуком князя-художника? Автора статьи, наверно, сбило с толку ее отчество – Григорьевна. 
      
       Итак, Игорь Григорьевич Гагарин, (1891 -1964) сын последнего владельца усадьбы «Карачарово»  Григория  Григорьевича Гагарина (1850-1918), внук НАШЕГО КНЯЗЯ. Один из немногих Гагариных, оставшихся в России  после революции 1917 года.
   
    Интерес к личности Игоря Григорьевича Гагарина  вспыхнул с новой силой после безуспешных поисков могилы Екатерины Петровны Гагариной (1790- 1873, урожденной Соймоновой), матери художника, следовательно – прабабушки Игоря Григорьевича. Она была  похоронена на Введенском кладбище.

       Несколько слов о Введенском кладбище. Необходимость его основания возникла в 1771 году во время эпидемии чумы, унесшей в Москве  более ста тысяч жизней и вызвавшей  знаменитый «чумной бунт».  В XVIII–XIX веках называлось Немецким кладбищем, так как там преимущественно хоронили лиц католического и лютеранского вероисповедания, в народе называемых  «немцами». (Екатерина Петровна, после временного разрыва с супругом семейных отношений, и тяжело это переживая, перешла в католичество - глава «Любовный шестиугольник»).
     Введенской кладбище занимает огромную площадь, почти 20 гектаров -  на Введенских горах  в  Лефортово.  Была убеждена: выдающийся художник, вице-президент Императорской академии художеств князь Г.Г.Гагарин, переживший свою мать, Екатерину Петровну на двадцать лет, поставил не ее могиле памятник, мимо которого не пройдешь. Не знаю, сколько кладбищенских километров я прошла, внимательно вглядываясь в  траурные урны, мраморные фигуры, склонившиеся в вечной печали, руками раздвигая заросли папоротника на заброшенных могилах. Видела много могил совершенно заброшенных, где не видно ни крестов, ни надгробий, а если надгробия и есть, то прочитать что-либо не представляется возможным. Прошедшие почти полтора века с года кончины матери художника, увы, сделали свое дело…
      Поняв тщетность поиска могилы Е.П.Гагариной  простым «прочесыванием» старой части кладбища, обратилась в администрацию, чтобы, если это возможно, получить информацию из архивов. Да, меня обнадежили, что это возможно…  . Были подняты  архивные папки и оцифрованные базы данных  и латиницей и кириллицей - все безрезультатно! Увы, оказалось, что именно за 1873 год – год ее захоронения - архивы утеряны.
   Решила в поисках пойти другим путем. Игорь Григорьевич Гагарин тоже похоронен на Введенском кладбище. Может быть, Гагарины на Введенском имеют семейный склеп? И я снова на Введенском и снова в администрации - с просьбой указать место захоронения И.Г.Гагарина. И вот в руках схема кладбища с указанием места расположения могилы и даже с ее фотографией! (Как потом оказалось, фотография, как и все другие фотографии на кладбище сделаны из космоса в 2008 году!) На фотографии, сделанной в зимнее время, два белых мраморных надгробья и едва различимые надписи: И.Г.Гагарин и Н.Г.Гагарина.
Мне также показали  справку от 1964 года,  в которой содержалась просьба  Натальи Григорьевны, разрешить захоронение И.Г. Гагарина в могилу дочери, скончавшейся еще подростком в 1924 году. Наталью Григорьевну похоронили рядом в 1987 году…
   Но - возвращаюсь к поискам указанной могилы! Два дня подряд обходила  все захоронения на указанным двадцать третьем участке - искала могилу с надгробьем из белого мрамора -  и когда уже почти сдалась увидела новый черный мраморный обелиск – и на нем  сверкнуло  крупно «ГАГАРИН»!

    Читаю: ГАГАРИН ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВИЧ 04.08.1891 - 23.06.1964
ГЕРОЮ МООНЗУНДА ОТ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ.
Знаменитому Моонзундскому сражению на Балтике – последней крупной битве с немцами на море в первой мировой войне, в прошлом году исполнилось 100 лет. В сражении участвовал лейтенант флота князь Гагарин. Памятник – дань памяти военных моряков лучшим из их рядов! История доблестных русских солдат и офицеров будет жить, пока жива память о них. Очень хотелось выяснить -  что или кто  кроется за  немногословным  «от военных моряков»?      Кто именно  совсем недавно, по-видимому, в год 100-летия Моонзундской битвы, 2017 году,  поставил на его могиле  обелиск из черного мрамора? Во всяком случае, на фотографии 2008 года этого обелиска еще  не было!   
      
      Снова обратилась в администрацию кладбища с  вопросом  -  есть ли информация о том или о тех, кто установил памятник? Надо отдать должное – встретила искреннюю готовность помочь, но, к сожалению, в поднятых с 2009 по 2017 год документах таких  сведений  не нашлось. Кроме Игоря Григорьевича и Натальи Григорьевны здесь же еще трое  из Лопатиных – Варвара Григорьевна, Александр Александрович и Вера Константиновна, а также  Козлов Виктор Васильевич (1923-2012). Видимо, не удастся установить, в какой родственной связи с И.Г.Гагариным находится последний, но Козлов В.В.- тоже боевой офицер  советской формации, незаурядная личность – Заслуженный пилот СССР,  летчик-испытатель первого класса, ветеран Великой Отечественной войны, в послевоенное время одним из первых  ТУ-104,  ИЛ-62.  ИЛ 86.

   …  Осенние листья  позолотили  все нагробья Введенского кладбища, которое невозможно обойти – так оно велико. Это и  огромная книга памяти, которой скоро будет два с половиной века и которую нельзя прочитать за одну жизнь и в которой странным образом перемешались вехи российской военной истории: на Введенском кладбище похоронены и французы, оказавшиеся в нашей стране не по долгу собственного сердца, а по велению своего императора в 1812 году и летчики авиаполка «Нормандия-Неман» - эта часть кладбища является территорией Франции.
       Здесь захоронены и немецкие солдаты, умершие в российских госпиталях во время Первой Мировой Войны.

      Кстати, если соберетесь посетить кладбище, спрашивайте у  жителей района, как доехать до «Немецкого» кладбища,  как  чаще всего называют Введенское кладбище, этот московский «Пер-Лашез».