Глава 21 На берегу Шелони

Алла Жданова
        Через полгода после выхода в свет книги «Наш князь»   мы с автором предисловия Германом  Беляковым были приглашены в Холомки для участия в научно-практической конференции «Холомковские чтения» на тему: "Северо-Запад России в начале XX-XXI века. Историческая память. Идеи. Образы". Могла ли себе представить  еще совсем недавно,  год назад,  что выступлю здесь с докладом и попытаюсь силами участников конференции провести хотя бы эскиз исторического бала?

     И вот в апреле 2018 года мы побывали в Холомках. 
   
     Бывают в жизни такие события, которые становятся для нас знаковыми, они как бы подводят итог определенному периоду жизни и, может быть, даже обозначают начало нового. Именно такой стала для нас поездка в псковские Холомки.
На порховском вокзале нас встретили гостеприимные хозяева отеля «Усадьба князя Гагарина А. Г. "Холомки».
      Наше пребывание на  древней псковской земле началось!
Первые впечатления были ошеломляющими - по обеим сторонам дороги один за другим попадались поражающие своей вековой мощностью деревья, никогда и нигде больше не встречала живых "патриархов" в таком количестве! Шагами обмерила одного такого великана- оказалось 12 шагов!
То тут то там -  нагромождение или рассыпаны по одиночке древние валуны, оставшиеся здесь  вероятно с ледникового периода!
Временные пространства на псковской земле кажутся никому не нужными условностями.
Но вот за поворотом, за соснами и неправдоподобно высокими елями, мелькнуло знакомое по фотографиям главное здание княжеской усадьбы и меня охватило такое  волнение!
Об истории этой усадьбы я знала так многое, задолго срослась с ней душою - и вдруг вот она, предо мною! Это надо было осознать до конца и пережить...
     Спаренные колонны ротонды и открывающийся вид - сквозной лес, проглядывающие сквозь него проселочные дороги с непросохшими еще лужами - (снега зимой здесь было еще больше, чем у нас в Москве), разрушенные остатки строений из того же валуна и пасущаяся невдалеке стреноженная лошадь, с которой я тоже была уже заочно знакома.
… Поезд из Москвы прибывает в Порхов около семи утра, поэтому мы были первыми прибывшими участниками конференции.
До Питера от Холомков   триста километров, некоторые участники конференции приехали на машинах. Во второй половине дня подъехали потомки князя Андрея: правнучка, княжна Мария Андреевна Гагарина, ее дочь Варвара и очаровательная малышка Дашенька, праправнучка князя Андрея (самые теплые и солнечные минуты в Холомках связаны именно с ней).
       У князя Андрея, было еще пять сыновей: Григорий: Андрей (1886—1937), Сергей (1887—1941), Лев (1888—1921), Григорий (1896-1963), Пётр (1904—1938) и дочь Софья (1892—1979. Петр Григорьевич приходится дедом Марии Андреевне Гагариной, с которой мы познакомились в Холомках.
Петр Григорьевич, как и его брат Андрей после революции не покинули Россию, оба были арестованы и расстреляны: Андрей в 1937, а Петр в 1938 году (его сыну Андрею, отцу Марии Андреевны, в 1938 году исполнилось пять лет…)
Первый серьезный арест Петра Андреевича произошел в марте 1935 года. В главе «Наш князь» я уже приводила содержание «охранной грамоты», подписанной В.Ульяновым и касающейся князя Андрея Григорьевича.
А вот в связи с арестом Петра Андреевича в одной из справок, составленных по его делу, содержалась еще следующая информация: «Дополнительно выяснено, что отец Гагарина П.А.- Гагарин А.Г. в прошлом наряду со своим социальным происхождением (дворянин, князь, помещик и др.) имел революционные заслуги, т.е., будучи первым директором Императорского Санкт-Петербургского Политехнического института им. Петра Великого, спас от казни в 1905 году т. ФРУНЗЕ, был лично известен - В.И.ЛЕНИНУ, который считал его работу для республики полезной».
Так вот в чем подоплека необычной «охранной грамоты» и разрешение «давать ему (князю А.Г.Гагарину - А.Ж) необходимое количество керосина»!...
Сергею и Льву, как мы уже говорили, и Григорию удалось уехать из России. Андрей Петрович Гагарин, отец Марии Андреевны, 25 лет жил под чужой фамилией : «…сказать не мог, кто мои предки - о них было просто опасно вспоминать » - писал он.   

   … В день приезда вместе со всеми участниками конференции посетили могилу князя Андрея в Бельском Устье. От Холомков к селу Бельское Устье раньше вела прекрасная березовая аллея. Впрочем, она проглядывается и сейчас. Здесь на старинном кладбище при храме Вознесения Господня, когда-то очень величественном, и похоронен князь Андрей Григорьевич Гагарин.
С шестидесятых годов прошлого века храм бездействует.
Несколько лет назад начались было восстановительный работы, но выделенных средств не хватило. И опять инициативу по возрождению храма проявил Санкт-Петербургский политехнический университет, заключив соглашение с администрацией региона и епархией. Хочется надеяться, что и это начинание СПбТУ будет таким же успешным, как восстановление усадьбы в Холомках.
В своей жизни я побывала на множестве подобного рода мероприятиях,   по крайней мере, тоже называемых "конференциях", но на такой, где любое  выступление - праздник, событие, спектакль - впервые.
Каждый, поднимавшийся на трибуну, сам по себе - личность, имеющая что сказать собравшимся в этом историческом месте, а все вместе - сообщество единомышленников, давно знакомых и постоянно общающихся, объединенных бесконечно уважительным отношением к тому из рода Гагариных, кто в 1912 году вместе с сыновьями заложил первый камень в будущую усадьбу, а именно - к князю Андрею Григорьевичу Гагарину. Но спокойных и счастливых лет их жизни семьи Гагариных на берегу Шелони можно перечесть на пальцах одной руки…
Меня бесконечно радовало и волновало присутствие потомков князя, не говоря уже о последовавшем личном знакомстве. Каким счастьем было подарить Марии Андреевне Гагариной свою книгу...
Выступающим было отведено по 15 минут времени. Зная свою увлекающуюся натуру,  я вышла на трибуну с восемью страницами отпечатанного текста, дав себе слово от него не отрываться.
 Но все равно отведенных пятнадцати минут мне не хватило, говорила более получаса, и, самое главное, слушатели активно соучаствовали - народ ведь собрался компетентный, как сейчас говорят – в теме!
А когда перешла к разговору о потомках, в частности, о французской киноактрисе и писательнице Маше Мериль (псевдоним Марии Владимировны Гагариной), в возрасте 74 года обвенчавшейся с 82-хлетним Мишель Леграном, принявшим ради этого брака православие, Мария Андреевна с места добавила: "Мы были на их свадьбе в Париже!" - это было принято с восторгом, а я даже зааплодировала!
    Вечером в  восстановленной старинной усадьбе  звучали  вальсы и гавоты. Идея  провести бал хотя бы  в  эскизе пришлась по душе всем участникам конференции.  Все были празднично оживлены и старательно танцевали падеграс, польку и даже прошлись полонезом 
    … Псковская земля – удивительное место, где русское кажется особенно русским, вечное дышит вечностью, древность смотрит на тебя мудрыми глазами древнего псковитянина. Все исконно родное, первородное. незалапанное современной пошлостью и суетой. Отныне – в моих помыслах только Псков, все сравниваю с Псковщиной…
Встреча с потомками, знакомство с ними - для меня лично очень значимое событие, оно не может и не пройдет бесследно.
 
Из Холомок (Холомков?) мы уехали с бесценными подарками - книгами, изданными университетом, среди них: «Первый директор, Мемуары. Письма. Документы» к 160-летию со дня рождения А.Г.Гагарина, «Григорий Гагарин. Художник и общественный деятель», издание Российской Академии художеств и Русской Православной Церкви, великолепный альбом «Рождение Политехнического».
Особенным счастьем было взять в руки «Дневник княгини Марии Дмитриевны Гагариной, урожденной Оболенской, 1864-1946». Как написано в предисловии к книге, написанном губернатором Псковской области А. А.Турчаком: «Это не просто личный дневник. Это… взгляд изнутри на то, что происходило сразу после крушения монархии…Революция глазами матери и жены. Удивительное свидетельство, немой укор всем нам, в беспамятстве своем преуспевшим…»
Книга "Наш князь" была написана не только для того, чтобы рассказать о  связи  Гагариных с удивительным по красоте местом  Верхневолжья - с Карачарово, но и для того чтобы привлечь внимание к дальнейшей судьбе могилы Григория Григорьевича Гагарина, чей прах сиротливо и неухожено покоится сейчас на высоком берегу Волги.
Меня очень тронул  и обнадежил тот факт, что присутствовавшие  на конференции  гагаринские потомки поднятую тему приняли близко к сердцу.
Псковская земля – удивительное место, где русское кажется особенно русским, вечное дышит вечностью, древность смотрит на тебя мудрыми глазами древнего псковитянина. Все исконно родное, первородное. незалапанное современной пошлостью и суетой. Отныне все сравниваю с Псковщиной