Глава 22 Потомок великого князя. Возвращение
В 2007 году на Международном кинофоруме «Золотой витязь», в котором участвовали 33 страны, в киноконкурсе документальных короткометражных фильмов был показан фильм «Потомок великого князя» режиссера Мадины Тезиевой ( Север-Кавказская студия кинохроники, Владикавказ, Северная Осетия).
Фильм анонсировался как лента, посвященная «личности друга Лермонтова - князя Григория Гагарина, художника, этнолога, который честно служил вере, своему Отечеству, и после себя оставил храм Вознесения Господня в городе Алагир, построенный по его проекту», о пребывании князя на Кавказе.
Где и как посмотреть этот фильм? Вышла на связь с режиссером и сценаристом фильма Мадиной Тезиевой. Она же – известный в республике Северная Осетия -Алания журналист.
Информация не обрадовала – фильм в пленочном варианте в единственном экземпляре хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов (г.Красногорск Московской области).
Правда, как сообщила Мадина, цифровой вариант на диске есть у Сослана Бибилова, сыгравшего в этом фильме роль рассказчика. Фильм был снят на видео прямо с экрана.
Сослан Бибилов, Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания, художественный руководитель Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова откликнулся на мою просьбу и с разрешения Мадины Тезиевой прислал фильм – в самый канун нового 2019 года. Это был замечательный новогодний подарок! Перевела присланный вариант в удобный для показа в интернете и - вот оно, состоялось!- за первые два дня его посмотрели более тысячи человек.
Фильм начинается с кадров, в которых над ущельями парит горный орел, ( между прочим – по славянскому календарю 2019 год – год «парящего орла»). А если еще обратить взор в сторону Волги, где в карачаровской усадьбе уже полтора века стоит памятник орлу, олицетворению Кавказа, то понимаешь что более знакового совпадения трудно отыскать.
Интересная деталь – в одном из интервью в связи с окончанием съемок фильма «Потомок Великого князя», Мадина Тезиева в числе других поводов обратиться к этой теме подчеркнула тот факт, что Великий князь Всеволод Большое гнездо, чьим потомком являлся Г.Г.Гагарин, был женат на ясыне (в Древней Руси - асы, ясы – одно из названий древних алан, отсюда – Алания).
Насколько было возможно в рамках короткометражного фильма его создатели сумели показать значительность творчества художника, отобразившего военные события и быт горцев Северного Кавказа. Находившийся в дружеских отношениях с Г.Г.Гагариным писатель В. А. Соллогуб писал, что по просьбе наместника Кавказа М.С.Воронцова художника спроектировал храм Вознесения Господня в Алагире. Имеются сведения, что первоначальная роспись храма также выполнена по его эскизам.
За 150 лет со дня возведения Храм претерпел многое, но в нынешнем столетии он восстановлен, и каждый кто его видит, вполне может разделить то впечатление, которое Храм произвел на В.А.Соллогуба, писавшего: « Алагирский храм, соединивший в себе все условия, предначертанные древнейшими строителями, с тщательной, современной отделкой, может почитаться образцовым в своем роде.
Несмотря на свои небольшие размеры, Вознесенский собор представляет такую цельность и соответственность и в то же время такое строгое соблюдение древних греческих начал, что наружность его величественна; и перед ним нельзя остановиться без благоговения».
Память о художественной и просветительской деятельности Г.Г.Гагарина на Северном Кавказе глубоко чтится. Да и как может быть иначе, когда даже нынешний герб города Владикавказа (с 1931 по 1990 год носившего имя Орджоникидзе) имеет гагаринский след – художник принимал участие в создании его окончательного варианта.
Фильм «Потомок Великого князя» заканчивается стихами:
…Годов и поколений много,
Я пережить уже успел,
И длинною своей дорогой
Событий много подсмотрел.
Талантов нет во мне излишка,
Не корчу важного лица;
Я просто Записная Книжка,
Где жизнь играет роль писца.
Не стихи ли это самого Г.Г.Гагарина?! Нет, создатели фильма ввели в фильм строки Петра Андреевича Вяземского. Так что нам напрасно показалось, что мы напали на новый след в биографии князя- художника – а не писал ли он стихи? Это впрочем, было бы совсем неудивительно… Может быть и писал, но до нас не дошло ни одной его поэтической строки.
Казалось, тема исчерпана и именем Г.Г.Гагарина эти строки ничто не связывает
А вот и нет!
Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) был женат Вере Федоровне Вяземской, урожденной ГАГАРИНОЙ, (1790 -1886). дочери Федора Сергеевича Гагарина, брата Ивана Сергеевича Гагарина. И.С. Гагарин – дед НАШЕГО КНЯЗЯ. Женой Ф.С.Гагарина была Прасковья Юрьевна, урожденная Трубецкая. Та самая из рода Гагариных, которая стала первой русской женщиной воздухоплавательницей!
И не могу не сказать хотя бы несколько слов о Вере Федоровне. Это женщина известна в истории как друг А.С.Пушкина. Долгие годы, до самого последнего часа поэта, у них были дружеские и доверительные отношения. Вяземская шутливо называла поэта «приемным сыном», а он ее «доброй и милой бабой», «княгиней-лебедушкой». В апреле 1830 года Пушкин писал ей :
«Моя женитьба на Натали… решена, а Вас, божественная княгиня, прошу быть моей посаженной матерью».
После дуэли Пушкина с Дантесом княгиня Вера находилась в квартире умирающего поэта. После его смерти написала в Москву письмо, предназначенное для распространения в обществе, с рассказом о преддуэльных событиях и последних днях поэта.
Все, на этом книгу надо закончить, поскольку на самом деле она не имеет конца.
© Copyright:
Алла Жданова, 2021
Свидетельство о публикации №221112201668