Совершенно секретно! Дело лётчиков. 24

Вячеслав Полежаев
Глава 24. 1941.

- Куда Рыженков делся? Тоже не знаешь?
- До двадцать второго июня я бы так тебе и ответил, но теперь я точно скажу: он вернулся домой.
Спокойствие Дементьева меня взбесило:
- Как ты так спокойно об этом можешь говорить? Ладно, Рыженков, а Мартин куда подевался? Неужели тоже «домой» полетел?
- Слав, не нервничай, от этого, говорят, цвет лица меняется.
- Опять эти твои шуточки! А дело куда серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Особисты в первую очередь с кого голову снимать будут? Правильно! С меня! А когда с меня снимут, тогда и до тебя очередь дойдёт.
- Отобьёмся, командир! И не в таких переделках бывали!
- Это от кого вы отбиваться решили?
В кабинет, как всегда неожиданно и с напором ворвался генерал Кузнецов. Весь удар принял на себя я:
- Товарищ генерал, мы разговаривали по поводу исчезновения нашего звена разведчиков.
- Ну, и до чего договорились? От кого отбиваться будете, товарищи офицеры?
- От особистов дивизии. Они насядут на нас, шкуру живьём сдирать будут.
- Не переживай, Вячеслав Валерьевич, и другие найдутся, падкие до чужой шкуры.
Мы с Дементьевым переглянулись:
- Вы кого имеете в виду, товарищ генерал?
- Не берите в голову, они себя скоро проявят. А я вот по какому поводу к вам приехал. По телефону говорить этого нельзя, поэтому слушайте боевой приказ: на подходе к Мурманску сейчас находится очередной конвой кораблей. Приказываю: защитить корабли союзников от воздушных атак и бомбёжек.
- Слушаюсь, товарищ генерал!
- Вам в помощь придаётся две эскадрильи начавшего формирование здесь Семьдесят восьмого Истребительного авиационного полка.
- Кто командовать полком назначен?
- Сафонов. Или есть другие кандидаты?
- А Семьдесят вторым кто командовать будет?
- Щёголев.
- Тогда нормально.
Тут уже удивился Кузнецов:
- Полежаев, я вот тебе удивляюсь! Я что, по-твоему, должен каждое назначение с тобой согласовывать?
- Никак нет, товарищ генерал! Просто я хотел…
- Своё «хочу» оставь при себе. Теперь все операции по уничтожению кораблей противника согласовывай со Щёголевым.
- Есть, товарищ генерал!
- Теперь объясни мне по поводу пропажи самолётов разведчиков. Где они, куда делись?
- Не могу знать, товарищ генерал. Последнее их сообщение было, что они обнаружили колонну немецких танков и техники в Шестнадцатом квадрате. Я поднял для помощи им дежурную эскадрилью, потом созвонился с Сафоновым, объяснил ситуацию. Сафонов поднял своих дежурных. Его эскадрилья отутюжила этот район, уничтожила колонну, но разведчиков не встретила. Через шум боя связисты расслышали голос Рыженкова: «Мартин, становись в кильватер». И это всё. Связь оборвалась, больше не появлялась.
Генерал нахмурился.
- Н-да… Поиски проводили?
- Так точно. Но они ничего не дали. Не нашли ни места падений, ни обломков, ничего.
- Понятно. Ну, ладно. Обо всех новостях сразу же докладывай мне.

Ещё только сентябрь, а небо уже без просини, прочно его укрыло тучами. Холодно стало, того и гляди снег пойдёт. У земли как-то не так чувствуется, а в небе очень заметно.
Идём на сопровождение «Ил -  4» в облаках, прячемся от «мессеров». Мы сохраняем полное радиомолчание, а немцы время от времени попадают в эфир. Судя по их переговорам, они ещё над сушей, а мы уже над морем. Нам морская разведка донесла, что в море стоит немецкая подводная лодка, ждёт своих, которые её на буксир возьмут. А к ней уже спешат из Киркенеса два эсминца. По нашим расчётам, они не успевают к лодке совсем немного, а нам много и не надо, лишь бы только не мешали отработать по лодке, а потом можно будет и ими заняться.
- «Пионы», эсминцы под нами. «Берёзы», слышите меня?
- Слышим тебя, «Пион». «Берёза Один», «Берёза Два», работайте.
- Слушаемся, командир.
Из-за туч не видно было, как два «Ила» понесли торпеды на эсминцы. По ним тут же ударили зенитки. Чёрные облака разрывов заплясали вокруг самолётов. Штурман, не отвлекаясь от приборов, даёт наводку. Пуск. Торпеда пошла. Теперь упорхнуть надо, чтобы под свои осколки не попасть. Торпеда попала в кормовую часть. На эсминце поднялась паника, а она плохая помощница.
Со второго самолёта торпеда попала в носовую часть. От взрыва эсминец вздрогнул всем телом, от него повалил чёрный дым.
- «Пионы», «Берёзы», я «Берёза Один», задание выполнили, идём домой.
- Поздравляем, «Берёзы»! Возвращайтесь на базу.
А у нас работа ещё не кончилась. Мы уже были на подлёте, когда увидели, как лодка погружается в море.
- Командир, они уходят!
- Не уйдут!
До лодки оставалось совсем немного, а она уже скрылась в волне. От обиды и от злости я выпустил по ней два «эрэса». На моё удивление, один из них попал в рубку. Тут уже торпедоносцы скинули свои «подарки», окончательно развалив субмарину. Задание было выполнено, можно возвращаться на базу.

Ваенга 2 встретила победителей оркестром. После торжества и поздравлений я собрал всех командиров к себе.
- Ну, теперь слушаю, что видели в этом бою?
Дементьев первый взял слово:
- Да практически ничего и не видели. Низкая облачность. По карте вышли на эсминцев, потопили их, потом на лодку снова на ощупь вышли. Если б я не вырвался вперёд , то лодку бы не успели потопить. А так я пустил на удачу пару «эрэсов», один попал в рубку. Это только и помогло.
- Сергей Валентинович, ты подробнее расскажи.
- Да что тут рассказывать. Я всё рассказал.
Все заулыбались.
- Да, ладно тебе скромничать! Истребитель потопил лодку, а теперь: «не знаю, не видел!»
- Ой, да чего уж там говорить!
- А почему самолётов не было?
- Они были, но опоздали. От эсминцев им только дым видно было, а от лодки – мазутное пятно.
- Почему они не преследовали вас?
- Я думаю, что они нас не видели. По моим расчётам, они прилетели на пять минут после того, как мы улетели.
- Хорошо. Теперь остаётся найти аэродром, с которого они взлетели.
- Я думаю, что нужно выделить по одному звену от каждой эскадрильи. Выбрать самых внимательных лётчиков, а ведомыми к ним поставить лётчиков с боевым опытом. Для охраны.
- Разумно. Товарищи командиры, прошу предоставить списки на награды. Совещание окончено.
Офицеры стали подниматься, двигать стулья. Дементьев не спешил. Когда все вышли, он обратился ко мне:
- Командир, четыре звена разведчиков – это много, конечно. Но сейчас очень они нужны. Вот пропали у нас два разведчика, и всё! Нам приходится искать новых.
- Да, Сергей. Я думаю, что Кузнецов нас поддержит в этом вопросе. Он ведь тоже переживает, что исчезли люди.
- Тогда давай подумаем, чем мы реально можем помочь нашим разведчикам.

Утром над аэродромом лёг туман. По-настоящему морской туман, плотный, холодный, пронизывающий. Эта передышка дала нам время подготовить новые звенья разведчиков. Нарушение уже сформированных пар ведущий-ведомый не всегда проходил гладко, особенно когда это касалось перевода в ведомые ведущих.
Утренний развод во Второй эскадрилье.
- Реморенко, к подполковнику Дементьеву. Кондратов, к командиру полка.
Обоих лётчиков удивило такое направление, но ответив «Есть!», они отправились каждый по своим заданиям.
Кондратов прибыл последним, увидел троих лётчиков из других эскадрилий. Дежурный, взглянув на вошедшего, поднялся из-за стола, и прошёл в кабинет. Надо сказать, отсутствовал он недолго. Выйдя из кабинета, он сказал:
- Товарищи офицеры, прошу входить.
Командир сидел за своим столом, рассматривая чьё-то личное дело. Потом указал нам на стулья, и сказал:
- Прошу садиться, товарищи офицеры. Вы, наверное, догадываетесь, зачем я вас всех позвал.
Все промолчали.
- Ну, хорошо. У нас недавно произошло ЧП. Пропала пара наших разведчиков, которая нашла колонну немецкой техники. Поэтому командование решило усилить звено разведчиков, и сформировать новое соединение разведчиков на базе нашего полка. Вам предстоит заниматься наблюдением и поиском над территорией противника. Наблюдением за перемещением войск, поиском в первую очередь аэродромов противника. Вы будете ведущими в своих парах, задача ведомых будет охранять вас от самолётов противника. Вопросы есть?
- Никак нет!
- Ну, раз нет вопросов, тогда по самолётам!

У Дементьева возникли трудности.
- Товарищи офицеры, с сегодняшнего дня вы поступаете в моё непосредственное подчинение. Вам, как опытным лётчикам, будут предоставлены ведущие. Их задача будет искать противника, и передавать их данные в штаб, а ваша – защищать их, как зеницу ока.
Реморенко возмутился:
- Товарищ подполковник, а почему меня из ведущих перевели в ведомые? Я что, проштрафился?
- Товарищ старший лейтенант, вы не проштрафились, а наоборот, в боях вели себя очень благоразумно, показали себя опытным лётчиком, способным защитить своего ведущего.
- Я не согласен с переводом, верните меня обратно.
- Товарищ старший лейтенант, мы здесь не в игры играем «это не хочу», «это не буду». Мы в армии, и сейчас идёт война! Будьте добры подчиниться приказу, иначе пойдёте под трибунал.
Эти слова немного охладили его пыл, и он замолчал, скрипнув зубами.