Степной волк Гессе Г. Рецензия

Серж Касаткин
Это даже не 18+, это 32+. И вообще, подобные похабные вещи нельзя издавать в России! Это же майн кампф и камасутра от развращенного пасторского сынка. Имею ввиду автора романа г-на Гессе.

Герман Гессе прожил совсем не короткую  жизнь. Был три раза женат, стал отцом детей. Его третий последний брак был с уроженкой Черновцов (сейчас Украина). Папашка пастор, его обеспеченность, а также вхожесть в высшие общества, позволили очередному бумагомарателю избежать в Первую Мировую фронта, и получить работу в посольстве в Швейцарии в чине офицера. В то время, как Эрих Мария Ремарк гнил и кормил вшей в окопах, и переживал все ужасы войны, Герман Гессе косил по миротворческой линии, занимаясь организацией библиотек для солдат.
В годы послевоенной депрессии у Гессе имелся стабильный доход с акций промышленных предприятий (не исключено, что тех самых которые готовили вторую войну), в то время обычные граждане изнывали от безработицы, инфляции и прочих проблем.
Все эти особенности его элитной биографии, позволили Гессе стать плодовитым писателем, издаваться, и, к сожалению, влиять на умы молодежи своими автобиографическими романами.
Но насколько они автобиографичны на самом деле, неизвестно. И тем не менее, давать молодежи и зрелым людям такие развратные примеры, как употребление наркотиков и безпорядочные половые связи - гнусно и омерзительно. Мало того, в романе исподволь пропагандируются однополые связи и бисексуальность. Если у Гессе были какие-то свои извращенные фантазии или нереализованный опыт, то зачем выливать эту гадость на читателя?! Или это такой способ привлечения внимания публики к своему произведению - некая недозволенная пикантность, чтобы о ней шушукались по углам и потихоньку раскупали экземпляры романа?
Вообще, вся эта разгульная немецкая алкогольная "культура" 20-х, 30-х годов (у Ремарка в романах тоже, кстати, много алкоголя), с проститутками, барами и прочими увеселениями, современному русскому менталитету совсем не близка и не может быть понятна. Ведь СПИД в конце-концов не спит, так к чему же молодежи такие соблазны?! Весь этот НЭП с декаденсом  у нас давно уже прошел, да и он омерзителен не меньше. Так что, г-н Гессе и другие, подобные ему, буржуазные нафталиновые писатели безнадежно устарели, и пора бы уже наконец попрочнее заколотить крышку их гроба, а то смердит.

Фрейдистско-юнговские самокопания и психоанализ присутствующие в романе, скучны и в основном неинтересны. Хочется блевать, как от Достоевского, впрочем, у Гессе есть хотя бы немецкая лаконичность и чувство меры, в отличие от "незабвенного" Федора Михайловича, который имея довольно стесненное материальное положение кропал свои романы на объем.
По сравнению с Гессе, Ремарк нам намного ближе, у него почти что соцреализм и какое-то по-хорошему христианское мировоззрение. Однако, Ремарк тоже депрессует, когда пишет про войну и последующее межвоенное время. Но он имеет на это больше прав чем Гессе.
Парадоксально, но без Первой Мировой, ее проигрыша, и последующей за этим в Германии депрессии навряд ли бы могли родиться такие талантливые пацифистские произведения, как "На западном фронте без перемен" и "Возвращение" Э. М. Ремарка. Ну а Гессе, со своим ницшианством, пусть плетется где-нибудь позади...

Смешно читать в "Степном волке" про якобы многочисленные архетипы человеческой личности, это похоже на предвестник нацизма (роман вышел в 1927 г.), который тоже использовал в своей идеологии мистические буддистские практики. Раздвоение личности, вот это вполне понятно, это по Юнгу: то есть существует добрая составляющая и недобрая, человеческая мещанская и допустим Степной волк, ну и тому подобное... Причем эти две составляющие, если они вообще есть, наиболее характерно выражены, а все остальное шелуха и недостойно внимания. Конечно, не исключаю, что существуют отдельные индивидуумы с множеством аватар на каждый месяц и день, но это скорее проблема клинической психиатрии, а не литераторов и философов.

Впрочем, встречаются в этом романе любопытные цитатки, вот например две эти, вполне в духе луддитов:
     "... плакаты призывали нацию выступить наконец на стороне людей против машин, перебить наконец жирных, хорошо одетых, благоухающих богачей, которые с помощью машин выжимают жир из других, а заодно и их большие, кашляющие, злобно рычащие, дьявольски гудящие автомобили, поджечь наконец фабрики и немножко очистить, немножко опустошить поруганную землю, чтобы снова росла трава, чтобы запыленный цементный мир снова превратился в леса,  луга, поля, ручьи и болота. "
    "- То-то и оно, слишком много людей на свете. Раньше это не было так заметно. А теперь, когда каждый хочет не только дышать воздухом, но и иметь автомобиль, - теперь это заметно."

Что хочет Гессе сказать этим романом?! Что мещанину требуется раскрепощение от моральных догм, чтобы он стал сверхчеловеком? Прямо-таки по Ницше. И что это возможно только с помощью разнузданных оргий и пира во время чумы? Но кому нужна эта свобода от морали, если она ведет к увеличению числа Родионов Раскольниковых, и установлению диктатур подобных нацистским и прочим концлагерным режимам?! ХХ век уже наглядно показал всю дикость ницшианских философий! Зачем издавать подобные произведения в России? Лучше бы сеяли хорошее, доброе, вечное...