Кацана яма

Анатолий Емельяшин
                КАЦАНА ЯМА
                Фото: Эпидот с кварцем.

          На семинаре спасателей КСС один из семинаристов предложил сходить на заброшенную шахту,  на уральский манер она называлась «Кацана яма». Как он объяснил, на её отвалах можно найти разные самоцветы. Кацана – на местном уральском языке означает – выкопанная.
         
          Собралось несколько человек, большинство не собиратели камушков. Увязались просто для прогулки, тем более что день выпал великолепный – последний день короткого  бабьего лета.
          Вёл он нашу толпу то по дороге, то сворачивал на тропы, то выходил на  просеку, но в общем направлении – на север. В общем, как бы плутал. «Чтобы не запомнили подходы» – признался мне он позже. Видимо, уже раскаивался, что повёл народ в скрываемое «собирателями» место. Что ж, народ может и не запомнил пути, но я это место и подходы к нему мог нарисовать и с закрытыми глазами – бывшего лётчика-штурмана не проведёшь на мякине.
          Остановились на склоне небольшой горушки. Как я позже определил по схеме лесничества горка звалась  Барашек. К её подножью подходила и неплохая гужевая дорога с запада.

          Сама шахта была засыпана, но яма и отвалы рядом остались. На отвалах попадались куски прозрачного кварца, чистого как хрусталь, с прожилками и вкраплениями зелёного минерала эпидот. Эти куски сами просились в коллекцию настолько были красивы и чистотой кварца и эпидотовыми включениями. Я взял пару образцов.
          Рядом видимо складировали основной минерал шахты. Это был Пушкинит – так назвал его наш проводник. Сказал, что большие друзы добытчики вывезли в минералогические музеи и коллекционерам ещё в прошлом веке, а мелочь была растащена в наше время. Постарались здесь пермские любители камней – обнаружили шахту раньше свердловчан и перелопатили все отвалы.

          Я всё же накопал себе несколько обломков этого минерала в виде расколотых продолговатых кристалликов тёмно-зелёного цвета, напоминающих чёрный морион. Может быть это и есть морион – проконсультироваться было не у кого. Хотя нет, Пушкинит это и есть разновидность эпидота. Ещё я откопал кристалл хрусталя с сеткой зелёных прожилок внутри. Кто-то из любителей сказал, что это «волосатик».      Это видимо уральское название, зовут же здесь родонит орлецом.
          Куски кварца с эпидотом у меня не сохранились. Когда я через полтора десятка лет захотел их снова заиметь, выбрался на «кацану яму», но на этом месте уже ничего не сохранилось.
          Сейчас у меня в мелкой коллекции есть и пушкиниты (эпидоты?) и волосатик, а вот светло-зелёных эпидотов в кварце – нет.   В крупной коллекции (это где образцы величиной от куриного яйца и до кулака) более полусотни разных минералов, а вот их названия помню только у половины. Когда собирал знал, но... забылось.