В очередь, сукины дети!

Павел Гурачов
В последнее время в интеллектуально-либеральном воздухе витает идея о расслоении общества на два никак не пересекающихся вида. Идея обрастает плотью, набирает массу, находит искреннее понимание и подтверждение в реальности. Речь идет об одной из основных мыслей братьев Стругацких, наиболее полно отразившейся в романе «Волны гасят ветер» и взятой на вооружение самым известным литературным интеллектуалом России — Дмитрием Быковым. А именно: людены и «человейник», т.е. все остальные. Первые — это такая сверхразумная категория, задача которой искать изначальные смыслы бытия, основываясь на базовых этико-эстетических ценностях человечества. Вторые (слово «быдло» мы употреблять категорически отказываемся в виду ярко выраженной и в общем несправедливой пренебрежительно-негативной коннотации, хотя оно явно напрашивается) — условно, производственные силы, основная масса, обыватели. То есть социальная эволюция идет в направлении полного расхождения этих двух линий с последующим их параллельным, не пересекающимся способом существования. «Стать навсегда незаметными друг для друга» - примерно так говорит Дмитрий Львович. Это старая история «пацанов с нашего двора» и того интеллигентного мальчика со скрипкой из соседнего подъезда. Мачо и ботан. Первые доминировали, вторых обижали, хотя зачастую жизнь впоследствии расставляла приоритеты несколько иначе (зона и нобелевская премия). Упрощенно, но все понятно.
Гербер Спенсер писал в конце XIX столетия о социуме как о метаорганизме, где индивид аналогичен клетке, и разные социальные группы выполняют свои специфические функции, подобно тому, как в организме каждый орган выполняет строго свою задачу. Это принцип дифференциации и специализации. Так устроена любая экосистема. Именно таким образом устроенное общество функционирует наиболее эффективно. Крестьяне, ремесленники (рабочие), военные, священники, аристократия, медики и т. д. В условиях деления человечества на неизбежно конкурирующие между собой этнопопуляции (нации) это существенно важный момент — упорядоченная налаженная структура, социальный механизм. Чем слаженнее это работает, тем устойчивее, адаптивнее и сильнее общество. Так вот, несмотря на степень сложности социума — будь то племя или государство — общество четко подразделяется на основных два вектора: условно материально ориентированный и ориентированный духовно. То есть все производители (крестьяне, рабочие, охотникии пр.), защитники (воины) и управляющие (аристократия) — это про жизнь здесь и сейчас в материальном и социальном мире. А шаманы, жрецы, колдуны, волхвы, священники, сказители, и позже ученые, философы, писатели, художники — это про смыслы, про метафизику и прочую трансценденцию. Выход за грани материального и как бы постоянное сравнение с камертоном высшего идеала, данным изначально в архетипических слоях человечества. Соотношение всегда в пользу первой группы. Ну примерно 9 к 1. На десяток правильных пацанов один мальчик-скрипач, грубо говоря.
Что мы еще знаем о популяционных процессах? Правильно — отбор. Из поколения в поколение происходит все более четко подогнанная специализация при накоплении и передаче опыта в той или иной сфере деятельности. Отбор воинов на силу, ловкость, координацию, храбрость, отвагу. Отбор ремесленников на трудолюбие, аккуратность, внимательность, скрупулезность, ответственность, прагматизм, порядок. Отбор духовно-интеллектуальных особей на проницательность, память, интеллект, чувство гармонии и соразмерности. Ну и так далее. Все это, разумеется, закрепляется в генотипах. По сути идет отбор разных типов мозгов — и это в современной науке за последние 20-30 лет нашло массу эмпирических и экспериментальных подтверждений (популяризация — см. ролики Сергея Савельева и Андрея Курпатова). Но и с другой стороны — а это уже большое спасибо глобализации — идет некоторый противоположный процесс перемешивания всего и вся: и генотипов и накопление-сжатие информации при ее повальной доступности. Мы получаем некоторого усредненного «юзера». Я подчеркну — это процессы последних 200-300 лет. Всеобщее среднее образование, научно-технический прогресс, идеи гуманизма (человек — табула раса, все люди братья), стирание границ и все прочее дают такого обще-среднего «европейца», понимающего и устройство мира, и способного быстро обучаться и менять сферу деятельности и еще роман напишет, ну и комментарий умный, конечно, за лайк — куда уж без этого.
Так вот, вспоминая о том, что на племя из тридцати-пятидесяти человек приходится один шаман (этого достаточно), можно предположить некоторую уникальность, дефицитность «интеллектуально-духовного» генотипа. Есть прослойка общества, те самые интеллигенты-умники-ботаники, которые уже давно поняли как все устроено, написали кучу романов, нонфикшн и антиутопий и ужасно устали от окружающей их глухоты и тупости со стороны мещан-обывателей этого глобального человейника, виртуализированного через всякие вконтакты, инстаграммы и прочие фейсбуки. Осталось только тоска по истине, которая априорно связана с идеей благого начала. И вот к этому основному из всех прочих базовых пунктов нашего бытия так близки эти самые «людены», эти избранники — и о них вещает с разных подпольных эфиров Дмитрий Львович Быков. Он заряжает нас надеждой. Полное разделение общества на перманентно вконтактирующую массу и тех, кто ищет истину, позволит не мешать последним и избавит от груза ответственности и вины перед «человейником». Вопрос: какая из этих двух стратегий выглядит достойнее, предпочтительней?
Все-таки где-то как-то люди начали понимать, что глобальная цифровая система вполне себе успешно паразитирует на примитивных инстинктах, отнимая энергию и время, отведенные на развитие интеллектуально-духовной сферы и личностный рост. Жизнь проходит сквозь пальцы, как песок, только вместо песка цифры, цифры, цифры... И вот потихоньку стали набирать популярность различные образовательные контенты, ролики, лекции. Стали вылезать из разных щелей ученые, академические музыканты, доморощенные философы, малоизвестные писатели и поэты и нести — правда в очень сжатой, упрощенной форме, «на пальцах» - вот это самое вечное и светлое в массы. Просвещение становится модным. И это в основном потому, что время смыслов назрело. Выяснилось, что все дело не в материальном достатке, а в чем-то совсем другом. Осознание того, что мы не хотим кончить в виде мозгов в банках, подключенных к общей сети, да еще и вирусы всякие подгоняют, напоминая тоже о чем-то таком очень важном... и народ с жадностью стал впитывать все и вся, пускай и на уровне клипового формата об устройстве мира, телах, веществах, клетках, эволюции, антропологии, психологии, астрономии и так далее. Религия, как ядро духовности для масс, мало кого уже устраивает в виду научного прогресса и явной дискредитации самой себя. А вот целые сериалы о путешествиях по разным углам планеты на пике популярности — а люди-то оказывается и червями питаются и в астрал под грибами уходят, там свои боги..
Выясняется - различия между людьми на уровне межгалактических пространств! И тут уже не до люденов. А время бежит, вирус подгоняет, а смыслы все не улавливаются. Ролики все короче, объяснения все более распальцованнее, и вот уже вся интеллектуально-духовная сфера похожа на роящийся и стрекочущий человейник: скорей! Быстрей! Не успеем!
Неофиты от философии и науки выстраиваются в очередь — спорят в комментах о тонкостях различий между солипсизмом и субъективным идеализмом, какую гармонию использовал Мумий-Троль в такой-то песне в ролике «от Баха до Моргенштерна», какой архетип по Борхесу имеет роман Джойса, теория струн и бардовское движение, экзистенциальный социализм Ж.П. Сартра и буржуазный индивидуализм А.Камю, расширение вселенной на подсознательном уровне, вирусы как новый фактор в макроэволюции, этноботаника Теренса Маккены и ядерный гриб, является ли конкретная музыка конкретной, был ли Чехов евреем, Моргенштерн и метамодерн, белки — паразиты нуклеиновых кислот или наоборот, телепортация элементарных частиц в суперэго гуманитариев, биография Рюрика в наскальных изображениях, типология личности зависит от типирующей личности, фонетические игры как фактор в эволюции языков, контр-конспирология в современной геополитике для выявления потенциальных террористов, капрофагия Сорокина, как метафора личностного роста, архетип креста и декартовская система координат в философии К.Юнга, являются ли голые землекопы инопланетянами, денисовский человек и дионисизм... и прочее, прочее, прочее...
Все скорее узнать, успеть, чтобы это... как его... в людены? Тут принимают в людены? Жизнь то одна..
А интернет кипит, пузырится, разбухает, лопается по швам... так и хочется крикнуть с подножки: «В очередь сукины дети! В очередь!».

Ps. Мысль о разделении на избранных и остальных стара как мир — от священных писаний до фашизма. Мысль завораживающе притягательна с разных точек зрения. Это живой архетип. Его действие превосходно высветил В.Сорокин в трилогии «Лед» (настоятельно рекомендую), а смысл романа «Волны гасят ветер» в том, что Тойво Глумов категорически не хотел быть избранным, хотел быть просто честным человеком — и именно поэтому его избрали. Ну я так увидел.