Концепция интуиции

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский учёный в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почётный учёный Европы, почётный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.





КОНЦЕПЦИЯ ИНТУИЦИИ



Введение.

Интуиция – постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Свидетельства учёных о том, как происходят научные открытия (обычно – в результате «озарения»), говорят о приближенности таких «озарений» к «измененным состояниям сознания».

Именно этот внезапный выход к истине, минуя пути логических умозаключений, имел в виду немецкий философ, математик и физик Лейбниц (1646-1716 гг.), называя интуицию «самым совершенным знанием».

По признанию Шеллинга (1775-1854 гг.), большинство его научных открытий было сделано интуитивно и значительно раньше, чем были найдены доказательства. Эта констатация немецкого философа продолжает получать многочисленные подтверждения и сегодня. Можно было бы дать целую подборку высказываний ведущих учёных, как прошлого, так и современности, свидетельствующих, что открытие происходит именно так – в результате прямого постижения, или инсайта.

«Открытие в науке, – писал Эйнштейн, – совершается отнюдь не логическим путём: в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».

Этот «приход результата извне» хорошо иллюстрирует наблюдение французского физика, математика и философа Пуанкаре (1854-1912 гг.). Как-то, возвращаясь с экскурсии, он садился в автобус. «В тот самый миг, – писал Пуанкаре – когда я поставил ногу на подножку, идея осенила меня. Перед этим я совершенно не думал об этой проблеме». В другом случае решение также без малейших усилий пришло к нему, когда он просто шёл по улице.

Классические представления.

Люди вообще наделены потенциальной способностью к «прямому знанию», т.е. к восприятию событий и объектов, происходящему без участия известных нам органов чувств.

У одних «прямое знание» может проявиться спонтанно и единственный раз, а другим может сопутствовать всю жизнь. Дар этот может оказаться достоянием, как святого, так и человека толпы.

Мнения исследователей разделились. Те, кто связывают инсайт исключительно с высокой духовностью, полагают, что качество это получит максимальное распространение  в будущем, по мере совершенствования рода человеческого. Проявляясь сегодня, как уникальная способность, «прямое знание» приходит к нам как бы из будущего.

Другие, наоборот, видят в таком импульсивном, необъяснимом даре чисто атавистическое свойство. В начале своего бытия, когда человек только выходил из животного мира, оно помогало его выживанию, пока не оказалось вытесненным впоследствии логическим мышлением и интеллектом. Согласно этой точке зрения, «прямое знание» – свойство, доставшееся нам в наследство от прошлого.

Дискуссия эта носит далеко не отвлечённый характер. Смысл её в попытке понять, какие именно механизмы, сопутствующие этому дару, могут быть развиты с тем, чтобы человек мог активнее приобщаться к этой способности.

Интуиция и сознание.

Некоторые исследователи выдвигают в этой связи свои концепции.

По мысли А. Вейника в мире существует некое «хрональное вещество», входящее в состав материи, каждое тело имеет свое «хрональное поле», которое индивидуально так же, как и само тело.

Ноосфера Вернадского материальна и должна иметь «хрональную природу». Иными словами, не только жесты и мысли отдельных людей, а вообще всё, что когда-либо существовало: растения, животные, люди – оставило о себе неизгладимую память. Проблема состоит в расшифровке «хрональной информации».

То, что Вейник называет «хрональным полем», профессор А.В. Чернетский обозначал как «информационно-энергетическое поле», так же связывая его с ноосферой. В пространстве возникают электромагнитные волны с продольной компонентой и отрицательной проходимостью. Такие волны могут сохраняться на определённом энергетическом уровне. Им-то и обязано своим существованием «информационно-энергетическое поле» Земли. Такие волны, заполняющие каждую точку пространства, и есть тот резервуар информации обо всем бывшем, сущем и будущем, к которому и подключаются люди, наделённые этой способностью.

Возможно, бессознательное человека пребывает в постоянном соприкосновении с реальностью высшего порядка. Информация, которую вмещает повседневное наше сознание, – узкий ручеек по сравнению с теми океанами, которые омывают иные уровни и планы бытия. Столь огромный количественный информационный разрыв неизбежно несёт в себе и иные качественные параметры. И в действительности, исследователи говорят о какой-то другой, отличной логике, господствующей в бессознательном. Судя по всему, эта иная логика принципиально невыразима в понятиях обыденного сознания.

Поскольку в высшей реальности восприятию открываются именно символы, знаки, коды, задача заключается в преобразовании их в адекватный словесный ряд. Успешность решения задачи в значительной степени зависит от способности человека опознать и обозначить тот лик, под которым реальность иного плана проявит себя в повседневной жизни.

Исходя из всего описанного выше, можно рассмотреть следующие шаги в проявлении «озарения»:

- сознательная работа над проблемой подготовленным специалистом (настройка на определённую «волну» подсознательной информации);

- отключение сознания от проблемы (переход на другой вид деятельности, отдых);

- внезапное озарение (подключение к реальности высшего порядка – информационному полю);

- адекватная расшифровка полученной информации для разрешения проблемы.

К «изменённым» состояниям сознания можно отнести и некоторые фазы сна, когда отключается сознательный канал поступления информации. В этих состояниях также возможно озарение.

Интуиция и программа жизни.

Гениальный человек уже при рождении имеет аппарат, с помощью которого он может выходить в невидимое информационное пространство.  Самое главное – уметь вовремя выйти из него на Землю. Вот почему некоторые талантливые творческие люди неоднократно «сходили с ума»: Гоголь, Мусоргский, Врубель, Ван Гог... Психически больной человек тоже выходит в невидимое информационное пространство, но в отличие от людей творческих не может его материализовать. Задача будущей психиатрии – выработать аппарат возвращения такого «больного» на Землю.

Предвидение будущего на основе мгновенного озарения базируется и развивается на особых знаниях личности, накопленных в прошлом. Но не все знания и опыт способствуют её развитию, а только строго конкретные, развивающие свойства души чувствовать будущие тенденции.

Интуиция – это предчувствие для низших, предвиденье – для средних, сверхразум – для высших по развитию индивидов. Интуиция опережает время: на разворачивание процесса или события требуется время, а интуиция как более высокая энергия, способна обходить фактор времени.

Человек обладает двумя видами интуиции: одна связана с предвидением его личной жизни через подключение к собственной программе. А вторая связана с предвидением социальных сторон жизни через подключение к программе общества. Вторая интуиция выше первой по уровню.

Научное познание включает в себя интуицию. На творчество даётся отдельная специальная программа, которая параллельна основной программе развития. Данная программа даже может внедряться в основную программу индивида по его желанию.

Список литературы

См. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Словарь космической философии. – М.: Амрита-Русь, 2008.

Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Рок, судьба или роль программ в развитии. – М.: Амрита-Русь, 2021.

Кириленко Н.Я. Методы принятия решений в управлении. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Кириленко Н.Я. Методы творчества http://proza.ru/2021/07/16/351.

Кириленко Н.Я. Концепция творчества http://proza.ru/2021/07/11/554.