История про тайник и велосипед

Леа Веденски
Про дружбу и границы нашей ответственности.
Непростой вопрос - где начинается и заканчивается наша ответственность?
Каждый по своему отвечает себе на него.
Сегодня я хочу поделиться историей, которую услышала на одном из семинаров и тем, к каким выводам мы пришли. Для удобства расскажу ее от первого лица.

“Когда я был ребенком, у взрослых нашей семьи было принято давать детям “денежку” - “пойди купи себе что-нибудь”- говорили они, поглаживая нас по голове. 
Семья у нас была большая, на праздники и торжества съехалось много родственников: дяди, тети, бабушки и дедушки, и все они давали детворе “денежку”.
Большинство детей сразу бежали тратить полученное на всякие вкусняшки, я же все деньги прятал в тайник. А делал я так, потому что у меня была мечта - купить велосипед. Однажды я увидел его в витрине магазина и буквально влюбился. Посмотрел его стоимость и планомерно шел к осуществлению задуманного - экономил на школьных обедах, шел пешком, там где мог проехать на автобусе, каждую полученную копейку складывал в свой заветный тайник. Что еще важно сказать, про тайник не знал никто, даже родители. Это был мой самый большой секрет.

В детстве я был довольно замкнутым ребенком. Ни с кем особо не сближался. Но однажды у меня появился друг, мальчик, который появился в классе в середине учебного года. Не знаю, как так получилось, но как только он зашел в класс, я сразу проникся к нему симпатией. Возможно потому, что он тоже был одинок. Мы быстро сблизились и начался один их самых счастливых периодов в моего детства.
Мы вместе гуляли, болтали, бегали на карьер и на стройку. Это был наш рай - мир мальчишек, полный фантазий и приключений.

Мой новый друг был из многодетной и бедной семьи. Моя мама всегда подкармливала его по возможности, было видно, что он часто недоедает.
Со временем мы стали буквально неразлучны. И вот, в какой-то момент я почувствовал неудержимое желание раскрыть ему свою тайну, и, рассказал другу про свой клад и про мечту купить красавец-велосипед.

Я показал ему, где были спрятаны деньги. Мы их вместе достали и пересчитали. Потом мечтали, как я куплю велосипед и мы будем на нем кататься. Мечтали, куда мы на нем поедем и что нового увидим. Впереди нас ждал неизведанный мир и невероятные приключения…
И все было хорошо, пока однажды не случилось то, чего я никак не ожидал.
Мой друг знал, что я буду дома один пока родители на работе, и привел ко мне в гости своих старших братьев. Я был рад, угощал их всем, что нашел в холодильнике. Они жадно ели и смеялись, а мой друг сидел тихонько в углу и был какой-то грустный.
Когда гости ушли, я обнаружил, что мой тайник пуст…
Я долго плакал, но так никому и не рассказал про свое горе.

После этого  случая моего друга словно подменили. Он стал холоден ко мне и вел себя так, словно мы незнакомы. И лишь спустя годы я понял, что он так изменился, потому что ему было очень гадко на душе и стыдно. Украденные деньги не стоили нашей дружбы и потерянного рая…”

Эта история очень тронула всех участников группы. Отношение к ней у всех было разное. Конечно поначалу многие осудили мальчишку за воровство.

Но после долгих размышлений мы пришли в выводу, что у каждого из героев своя ответственность за случившееся.
У рассказчика за то, что поставил друга перед соблазном, с которым не способна была справиться его душа, привыкшая к нищите, к жизни впроголодь, к давлению и угрозам от старших братьев...
И у мальчика за то, что не смог справился с соблазном и страхом перед братьями и предал своего единственного друга...

Как-то в одной из бесед с моей коллегой проф. Шуламит Крайтлер, которую я считаю очень мудрым человеком, я подняла тему ответственности и спросила ее мнение о том, где пролегает та самая граница.
Шуламит ответила: “БОльшую ответственность за ситуацию всегда несет тот, чье сознание в этот момент наиболее развито”.
И этот взгляд на вещи оказался для меня очень близким.   


#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОЖизни #ОЛюбви #ОбОтношениях #ВКругеСвета