Скамейка опустела

Наталья Скорнякова
У Валентины было одно замечательное качество – она умела слушать. Причем, не просто слушать, а вникать в то, о чём говорят. Всегда комментировала и давала советы, если её об этом просили.

Несмотря на разницу в возрасте, она намного старше меня, Валентина стала моей старшей подругой.
 
У нее были больные ноги, и ей хотелось посидеть на лавочке.

Моя такса Рада выгуливает меня обычно утром в 10 часов и в 16-ть вечером, это совпадало со встречей с Валентиной.
 
Вечером Валентина иногда любила походить по ярмарке, которая у нас в шаговой доступности. Продавцы знали ее, здоровались, уступали в цене товара.

- Пойдём-ка по нашему кругу. Сегодня день какой тёплый, солнечный.
Мы вставали и шли по привычному маршруту. Ходьба успокаивала, а осеннее ласковое солнце гладило щёки.

Валя жила легко, с интересом воспринимая окружающую её действительность. Она любила жизнь, наслаждаясь возможностью ощущать её многообразие вокруг себя.

Как-то совсем незаметно, вихрем пролетела ее жизнь. Долго жила в двухкомнатной квартире с семьей сына. Невестка работает парикмахером, дополнительно обслуживает соседей и всех желающих, но денег все равно не хватает. Подрастают двое внуков. Дополнительные уроки вошли сейчас в моду, увлечения и кружки тоже стоят денег. Отец семейства, он же сын Вали служит в полиции. Дома может и убрать, погладить, так Валя его воспитала. С внуками сложнее, трудно их воспитывать, делать замечания, о чем-то просить. Невестка разбаловала, да и сын, отец внуков жене вторит, ночная кукушка всегда дневную перекукует, как гласит русская пословица. Растут два обалдуя и бабушку не жалуют. Разве такой жизни желала себе Валя?

Война застала Валю в Калинине. Маленькой она была, но помнит, как на постой в их дом определили немецкого офицера. Как гладил он ее по головке, своих видно детей вспоминал. Иногда угощал конфетами – леденцами. Отец Вали не вернулся с войны, пропал без вести. Мама второй раз замуж вышла и переехали они в Калугу, где Валя и школу заканчивала и на работу устроилась на завод наладчицей.
 
Молодость брала свое. Замуж Валя вышла и в Новороссийск переехала. Тут и сынок родился. Работала на пивзаводе на вредном производстве, мыла стеклотару, это сказалось. Артрит мучил, все пальцы рук и ног скрутил.

С мужем Валя жила и мучилась от его алкоголизма, потому и вдохнула облегченно, когда он отошел в мир иной, отравившись «паленкой». Вале еще и сорока лет не было. Она была одинаково обворожительна и будоражила независимо от наряда, была ли она в наглухо закрытом платье или в другом одеянии. Статная с голубыми глазами, общительная она нравилась многим мужчинам, но замуж не вышла. Может и зря. Да, кто его знает, видно не судьба, которая у каждого своя. Но судьба есть судьба, и с ней не поспоришь. Всё нужное она всегда приберегает напоследок.

Казалось, живи и радуйся. Сын с семьей взял ипотеку и они купили по соседству трехкомнатную квартиру.
В мае в кафе отметили ее восьмидесятилетие. Пели, танцевали, все было прекрасно.
 
Осень подоспела. Болезнь одолела. Борьба с ковидом, смерть.

Лавочка опустела, а я, проходя мимо, с грустью вспоминаю о её хозяйке!

На фото Валя на своей любимой скамейке