Откуда пришли в Сибирь предки С. С. Собянина

Рада Эс
Вокруг родословной С.С. Собянина много споров и нелепицы. Чего зря огород городить? Упор в работе сделаю на научную книгу «На путях из земли Перской в Сибирь» Москва, «Наука» 1989 г. и семейные предания. Наши предки жили на р.Печора и пришли в Сибирь в 1933 г., не по своей воле. Проживали раньше в д.Усть-Унья на р.Унья, притоке Печоры. Перешли через Уральские горы в Берёзовский уезд, на р.Северная Сосьва, по известной русским, вогулам и коми дороге. О Собяниных сказано в книге следующее: «Собянины – самые активные жители заселили много деревень по Колве: Нюзим (Нозим), Тиминская, Медведица, Орловка, Черепанова, Таловая, Дий.Д.Дий – (Чердынский край), первый поселился  некто Дий, через Дий шла дорога к Уралу и назад. В 1889г. стали переселяться выше по Колве и основали д.Дий, самый крайний пункт на северо-востоке Чердынской земли… Их привлекало здесь обилие лесов, они занялись охотой. Из них первыми пришли Максим и Фёдор Григорьевичи, затем их племянники Фёдор и Данила Григорьевичи, к ним присоединились Григорий Собянин и Егор Леонтьевич Пашин. Пришельцы носили фамилию Собянины. Поселенцы приходили сюда с семьями. Следующее поколение, выросшее в Дие, брало жён из Нюзима». У меня возник вопрос: как Собянины оказались на Колве? И появилась интересная версия. Собянины – отважные, смелые охотники. Может быть, их предки когда-то давно пришли с р.Соби, притока Оби. И звали это отважное племя собя, собяны. Из памяти всплыло выражение: собя-робя (робя-робята (ребята), а ещё слово «собяки». Отважные путешественники, идущие за зверем, оленями в глухие леса. Почему бы не быть такому? В интернете также сказано, что места на Соби дикие, красивые, в реке много рыбы. Собь известна русским с древних времён, там проходил путь в Мангазею из Новгорода. На р.Колве, д.Нюзим, в которой проживали Собянины и Пашины (XVIII-XIXвв), а "также другие деревни, имеют классический рядовой план, характерный для Европейского севера, особенно для мест новгородского заселения (Заонежье, Онега, Северная Двина). Дома в них располагаются рядами вдоль высокого берега реки и повёрнуты фасадами на реку. Д.Нюзим состоит из трёх деревень. С течением времени были освоены пути на р.Унью, которые использовались с XVIIIв и проходимы до настоящего времени (1989). Селения колвенцев в верхнепечорских местах возникли поздно – в XIXв. Русские  осваивали здесь, в основном, необитаемые места, севернее которых, по средней и нижней Печоре, жили коми-зыряне. На верхней Печоре первое старообрядческое поселение (пустынь) возникло у Сафронова озера, в начале XIX в. Пришельцы с р.Колвы на р.Унью носили пермско-колвенские фамилии: Бурмантовы, Собянины, Чагины, Пашины, Афанасьевы, Лызловы, Паршаковы, Непомнящих, Язёвы, Русиновы, Мисюревы, Пачгины". Большинство этих фамилий знакомо мне с детства. Это наши земляки, родственники, друзья семьи, одноклассники. А родилась я в п.Ванзетур, Берёзовского района, на р.Северная Сосьва. На р.Унье, где жили наши предки в д.Усть-Унья, поселились Собянины, Носовы, Пашины и другие, Собянины названы также жителями д.Бердыш, д.Шайтанки. В д.Шайтанке (Шайтановке) жили также Пашины, а в Бердыш – Бурмантовы. Наш дед – охотник, Носов Макар, рассказывал маме, что Максим Собянин ушёл в Сибирь раньше 1930 гг. и звал его туда. Говорил, что места в Сибири хорошие, зверя и птицы непуганой много, рыба в реках кишит. Иногда Максим возвращался на родину знакомой дорогой. Спасаясь от раскулачивания, в 1933г, большая семья деда, срочно собравшись ночью, ушла в Сибирь, на р.Северная Сосьва, в д.Усть-Манья, где проживал уже Максим Собянин., позднее проживали в Нёрахах. Это была деревушка народа манси, в сорока километрах от п.Няксимволь, родине С.С.Собянина.  А вот прадед ушёл вниз по реке Сосьве искать хорошие места и поселился близ юрт Ванзетур, куда потом перевёл с Печоры земляков из д.Усть-Уньи. С Собяниными мы роднились, дед Максим был женат на маминой сестре Ирине. Пашины были нашими родственниками по бабушке, Татьяне Носовой. Узнала из книги, что все они были старообрядцами беспоповческого толка скрытники (странники, бегуны) Первоначально это раскольники данило-поморского согласия. «Страннические скиты с Колвы распространились севернее, на р.Печору и р.Унью. В д.Дие в 1920-1930 гг. существовал ещё молельный дом. В начале XXв. среди скрытников началась новая проповедь – уход от мира «в пустыню». В 1914 г. из деревни Дий ушёл в келью Данило Собянин и другие.  Потом некоторые вернулись обратно." Помню, бабушка, говорила мне, девочке, что зря в молодости  не ушла в пустыню. Я удивлялась, какая может быть пустыня в тайге. «В секте скрытников имя давалось ребёнку при крещении, руководствуясь святцами. Но перед смертью имя менялось и окрещенный человек не отвечал за поступки того, кто носил другое имя (до крещения)» Так и поступили наши родные, бабушка, тётки, которых дядя Максим увёз в 1960-ые гг, в леса под Томск, «спасать души». Максим принял имя нашего деда Макара, которого очень почитал. Теперь о том, какой национальности С.С. Собянин. Конечно, русский, по матери, точно. А вот со стороны отца есть примесь другой крови, но эта кровь не коми-зырян, не вогулов (манси) и не ханты. Скорее всего, это кровь коми-пермяков (пермяков). В книге Собянины «путешествуют» вместе с Пашиными. А это пермяцкая фамилия, «паш» с пермяцкого, означает рыболовная снасть (из книги). Бабушка была, возможно, из рода Пашиных – смуглая, черноглазая, темноволосая. А я всегда считала себя исконно русской. О коми-пермяках сказано, что они обрусели и приняли старообрядчество. Жили в п.Ванзетур и дружили с нашей семьёй Мошаровы (мош – по пермяцки «пчела»). Пермяки – светлые, сероглазые, но есть и  тёмные типы. Итак, Собянины все из одного рода охотников-старообрядцев, ушедших в Сибирь с р.Уньи, раньше жившие на р. Колве, Пермского края. Русские, с примесью других кровей. На моей родине заселили  д.Ванзетур, Чуанель, Ватернель, Нёрахи, Патрасуй,Шайтанку, Анеево, Сосьву (Культбазу), Саранпауль,Няксимволь, на Северной Сосьве. С ними вместе, в начале XXв, особенно в 1930-ые гг, в Западную Сибирь ушли семьи Носовых, Пашиных, Непомнящих, Чагиных, Лызловых, Бурмантовых, Мошаровых, Паршуковых, Афанасьевых и других староверов с Печоры. Славные роды, славные люди!
                12.10.2021 г.