Тайное творение Гауди. Сады Артигас

Алина Алексеева-Маркезин
         У подножья Пиренейских гор, вблизи небольшого городка Ла-Побла-де-Лильет, прячется малоизвестный памятник ландшафтной архитектуры, созданный блистательным архитектором – Антонио Гауди.

        Сады АРТИГАС словно растворены в окружающем ландшафте и воплощают главную идею Гауди – строить так, как строит природа.
Парк создан в 1903–10 гг. для промышленника Жоана Артигаса Аларта друга Эусебио Гуэля.Гауди жил в его доме (1902–1303 гг.), когда проектировал жилое шале (Chalet de Catllaras) для работников цементного завода Эусебио Гуэля.
В благодарность за радушный приём архитектор создал для Артигаса ландшафтный проект – «реплику» знаменитого Парка Гуэль.

     Джоан Артигас Аларт, так и не успел увидеть желанные сады, он умер в декабре 1903 года. Однако его сын – Джоан Артигас Касас (Joan Artigas i Casas), продолжил воплощение великолепной задумки. К осени 1906 года сад был почти полностью завершен, незначительные доработки продолжались ещё 4 год.

      Строительство сада началось с создания искусственной пещеры, которая защищала источник с лечебной водой. Внутри были установлены скамейки и два окна, чтобы можно было сидеть и любоваться бурным течением Льобрегат.
Как говорят,сады Артигас очень маленькие, пройти их без остановок можно за 5 минут, но для внимательной и неторопливой прогулки это займёт примерно 40 – 60 минут.

       Сад вписан в гористый лесной ландшафт, разделён надвое рекой Льобрегат. На нижнем уровне, у реки – водопад Ла Каскада в виде большого камня, покрытого мхом. Дальше – грот, с источником Магнезия, вода которого богата окисью магния. Этот источник дал первоначальное название саду – Jard; de la Font de la Magn;sia.
В парке особо выделяется мост с пятью каменными арками, по краям которых стоит мужчина и женщина, держащие на головах корзины.

            Все каменные изделия выполненные из особого камня, по своей текстуре напоминающей дерево,с использованием арматуры. В саду есть укромные уголки как каменный грот, беседка, балкон, чтоб позволяет в одиночестве насладиться красотой сада.Под мостами течёт небольшой ручеек, перекатываясь по порогам образует небольшие водопады.

           На всей территории можно увидеть многочисленные перила источники, мосты, водопады, площади, смотровые площадки, скамейки и скульптуры.
Для обустройства сада использовались растения региона, а также были завезены другие деревья.
          Гауди изобразил четыре символа евангелистов, расположив их в парке в виде креста. Два источника: Лев (Сан Марко) – находится на Перголе и Бык (Святой Лука) – спрятанный в тени сосновых деревьев. Орел (Святой Иоанн) венчает лестницу на пути к беседке. Фигура Ангела (Сан Матео) в гроте не сохранилась.

        В 1934 году умер сын заказчика сада – Джоан Артигас Касас. В 50-е годы семья перебралась в Барселону. Сады были заброшены, эскизы проекта сгорели, об авторстве Гауди никто не знал.
         
          В 1971 году газета El Correo Catal;n опубликовала версию предполагаемого происхождения парка. Она была официально подтверждена, и с 1989 года началась реставрация.
В настоящее время Сады Артигас имеют статус Культурного объекта местного значения, находятся в частной собственности и открыты для публики.