Синдром Человека в футляре

Александр Шувалов
Признаемся сразу, что официально такого синдрома в психиатрии не существует. (Возможно он появится после этой публикации?).

Агрессивная боязливость

Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка Беликов не столько смешон своим тревожно-мнительным характером и боязнью, «как бы чего не вышло», сколько странен и непонятен. «…даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле… и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…»
Окружающий мир вызывал у Беликова тревожное ожидание какой-либо неприятности. И его осторожность порой приобретала даже агрессивный характер. В связи с последним обстоятельством, можно говорить о некоторой степени демонизма чеховского персонажа, который практически подмял под себя всех коллег и жителей почти всего городка. Он угнетал всех «своею осторожностью, мнительностью», учителя греческого языка «даже директор боялся». Жители не решались веселиться, не устраивали домашних спектаклей, боясь, как бы он не узнал об этом. Под влиянием внешне спокойного и тихого человека в городе «стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…»

Кого боялся сам человек в футляре

Все боялись этого странного учителя, а сам Беликов, в свою очередь, боялся, как бы с ним самим чего не случилось. Спальня у него была «маленькая, точно ящик, кровать была с пологом». И хоть он, ложась спать, укрывался с головой, но «ему было страшно под одеялом». Беликов страшился, что его ночью может зарезать слуга, в квартиру могут забраться воры. Да мало ли что может произойти?!  «И потом всю ночь видел тревожные сны».
«Добрые отношения» с коллегами он поддерживал весьма своеобразно, так как это часто делают больные шизофренией: «придёт…, сядет и молчит… Посидит, этак, молча, час-другой и уйдёт». Непонятное и не очень адекватное поведение.
Беликова как-то уговорили посвататься к молодой и красивой женщине. Учитель согласился, рассудив:
«Варвара Саввишна мне нравится… и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но… Надо подумать… Женишься, а потом, чего доброго, попадёшь в какую-нибудь историю».

Туп, как дерево, и хрупок, как стекло

Чехов рисует образ амбивалентного человека: с одной стороны, чёрствого и почти жестокого, с другой, Беликов излишне чувствительного ко всему происходящему. У психиатров есть такой симптом для выражения амбивалентной эмоциональной сферы больного шизофренией под названием «дерево и стекло». И наш герой полностью оправдывает такое определение своего психического состояния. Будучи тупым в эмоциональной (дружеской, коллегиальной, сексуальной) сфере, он с чрезвычайной эмоциональностью «хрупко» среагировал на конфузную ситуацию, в которой очутился не по своей вине. Брат несостоявшейся невесты в раздражении спустил его с лестницы, а сама Варвара Саввишна, оказавшись свидетельницей такого казуса, «не удержалась и захохотала».
Переживавший эту позорную ситуацию Беликов слёг, впал в тяжёлую депрессию, и через месяц, не вставая с постели, скончался.

Предположительный диагноз

Следующие сочетания диагностических критериев позволяют установить нашему герою диагноз шизоидного расстройства личности: неспособность проявлять эмпатию и симпатию по отношению к другим людям; сниженный интерес к сексуальным контактам; почти неизменное предпочтение уединения; пренебрежение доминирующими социальными нормами; отсутствие близких друзей и нежелание иметь их. Патологическим бонусом к этому диагнозу можно добавить целый букет социальных фобий, которыми страдал злосчастный учитель греческого языка.


Источник

Чехов А.П.  Человек в футляре // ПСС и писем в 30 тт. Том 10. – М.: «Наука», 1986, с. 42-54.