Великий Ломоносов

Александр Васильевич Шахматов
310 лет назад родился русский гений Михаил Васильевич Ломоносов. «Он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом. Историк, механик, химик, минералог, металлург, художник и стихотворец, — он всё испытал и во всё пpоник», — так писал о Ломоносове А.С. Пушкин.
А вы знали, что Ломоносов тесно связан с русскими православными - не никонанами?
Есть много версий его биографии и того, кто обучил Ломоносова азбуке. Конечно, читать и писать могли научить многие, но сделать его подлинно грамотным человеком и привить любовь к книгам могли только профессионалы. И, скорее всего, это были хорошо подготовленные истинные христиане (по никониански  «староверы» и «старообрядцы»)  начетчики, которые прекрасно знали церковно-славянский язык, иконопись, риторику и стихосложение. Среди простых людей того времени только у русских православных - не никониан - были крупные библиотеки и доступ к знаниям.
Приведем факты:
Ломоносов был знаком с Андреем Денисовым — основателем не никонианского центра Выговского общежительства. Денисов, а в миру — князь Андрей Дионисьевич Мышецкий, поддерживал хорошие отношения с Феофаном Прокоповичем. Это и позволило талантливому юноше Ломоносову поступить в Славяно-греко-латинскую академию вопреки установленным правилам.
Ломоносов обучался в Выговском общежительстве, где тогда готовили христианских наставников для всей России и был знаком с главным сокровищем монастыря — не никонианской библиотекой. Оттуда идет начитанность Михайлы.
Уход Ломоносова с рыбным обозом «в Москву за знаниями» в декабре 1730 был не спонтанным, а хорошо подготовленным планом в интересах истинного православия. Михайло заранее получил паспорт, а московские христиане - не никониане -  были предупреждены о его приезде. Юношу должны были встретить, помочь устроиться и опекать во время учебы. Оказавшись впервые во вроде бы русском, но духовно чужом городе, Михайло испытал сильное смятение. Первую ночь он провел в рыбном ряду с обозом. Встав рано утром, чтобы никто не видел, тайно помолился. Вскоре за ним пришел незнакомый приказчик-«старовер» и оставил жить у себя. Сначала Ломоносов поступил в цифирную школу, но там не преподавали латынь, которая в то время была языком ученых. Тот же приказчик через знакомого монаха помог юноше поступить в Славяно-греко-латинскую академию. При этом Ломоносов вынужден был скрыть свое крестьянское происхождение, записавшись дворянином. Когда обман раскрылся, Ломоносова ожидали серьезные неприятности, но дело было замято.
Принадлежность Ломоносова к традиционному для Севера направлению «старообрядчества» — документально подтвержденный и научно доказанный факт. Прямых подтверждений, что эта связь продолжалась и в петербургский период, не сохранилось. А если и были такие документы, то их могли уничтожить как противоречащие официальному вероисповеданию. Но есть немало косвенных подтверждений.
Когда положение Ломоносова в обществе укрепилось, он пишет в 1757 году стихотворение «Гимн бороде», содержащее сатиру на господствующее никонианское духовенство. Синод вызвал автора для увещевания и подал жалобу императрице Елизавете Петровне. Но ничего более против профессора Академии наук Синод предпринять уже не мог.
Статья Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в русском языке» 1758 года, вероятно, написана на основе работ Андрея Денисова — основателя не никонианского центра.
Сто лет спустя, при разорении властями Выговского общежительства, в не никонианской библиотеке были обнаружены книги М.В. Ломоносова. В 1855 году монастырь был сожжен, библиотека также погибла в огне.
Несомненно одно: талантливого помора первыми заметили и поддержали не никониане, а русские православные, которые с Крещения Руси (988). Полученные от них самобытные древнерусские знания оказали влияние на весь творческий путь Ломоносова. И дальнейшая заслуга ученого не только в научных открытиях и создании первого в России Университета. Ломоносов задал вектор развития всей науки и как верующий человек четко разделил Божественное и человеческое.
Как точно он изложил это в своих высказываниях:
Глуп тот математик, который хочет Божью волю измерить циркулем. Точно так же глуп учитель богословия, который полагает, что по Псалтыри он может познать астрономию или химию.
Наука и религия — суть родные сестры, дщери Всевышнего Родителя, они никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показного своего мудрования на них вражду возведет. Напротив, наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга.
Помните, ученые. Учитесь, русские православные!