О душе. Часть 2

Александр Ивашкевич
       Ну какой нормальный человек не задумывался  когда-нибудь над вопросом  что такое "душа"?
       Принимал к сведению  то или иное мнение об этом. 
       А мнений было как-обычно два :
       1. Душа есть.
       2. Души нет.
       Человек принимал либо одно мнение либо другое. Ему от этого не тепло, не холодно... Всё равно. Есть ли душа в человеке, нет ли души в человеке - для большинства это как вопрос о жизни на Марсе. Но есть высокая Наука и Философия!
       Всё как всегда упирается в понимание смысла используемых  слов.  Что есть "Душа"?
       Давайте порассуждаем...
       "Душа", с обыденной точки зрения,  несомненно, уверен мыслящий человек,   есть в любом  живом организме и, тем более,  в разумном, как некий компонент, который обеспечивает единство и целостность всего того, что мы именуем жизнью и разумом. Без "души" жизни нет! Аксиома! Атрибут жизни!  Кто бы сомневался?
       "Душа" - это proprium (лат. неотъемлемое) любой целостной системы и, тем более, живого существа!!!
       Ведь живое явно чем-то принципиально отличается от неживого! Это и "Козе понятно".  Это же очевидно для всех!
       Понятие "душа" стало выполнять функцию "понимания"  всей совокупности отличий живого от неживого,  как на бытовом уровне объяснения мира, так и на философском и религиозном. Наука пока помалеивает...
       И в начальные  этапы  развития научного естествознания  для объяснения отличия живого от неживого была придумана  концепция "жизненной силы". Мол все органические соединения могут возникать только при участии этой самой "силы" в живых организмах.
       Но уще в 19 веке  химики показали, что вещества живых существ (органические соединения)  можно синтезировать и в пробирке ( in vitro), без участия живых организмов. Так перестало существовать представление о "живой силе" - витализм. Но о наличии "души" в живых и, особенно, разумнвх, организмах  дискуссия продолжается!
       Когда из множества элементов возникает нечто целостное, единое существующее по общим принципам и правилам, то всегда возникает вопрос: а кто или что обеспечивает это единство деятельности всех этих различных элементов? Что их объединяет в нечто целостное и индивидуальное? Напрашивается гипотеза о "душе".   
       "Душа", как нечто объединяющее, централизующее, обеспечивающее единство разрозненного есть в любом существе, любой целостной системе, организации, сообществе, во всём, что претендует на индивидуальную особость, специфичность, личностность... Это очевидно!!!
       И у особей, и у семей, и у племён, и у  народа есть "душа"... Своя душа. И у государства есть "душа"! И у империи...  Такое представление само собой напрашивается для понимания бытия.
       При этом остаётся неопределённость:  что подразумевать с научной точки зрения под  этим словом, понятием... Как это доказать? И откуда "душа" берётся?
       Представления о "душе"  возникли   из стремления  объяснить, понять, что является  причиной и источником целостности жизни у живых существ. Идея "души", дающей жизнь,  оказалась наиболее подходящей для объяснения и понимания этого.
       Понятно и очевидно, что когда люди  смогут создавать живые организмы из неживого вещества и, тем более, разумные существа, то  представление (гипотеза) о душе получит своё рациональное объяснение и останется в истории. А пока...
       Что такое душа и чем она отличается от тела? За 2500 лет еще никто не сказал лучше Платона.
       "Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно — и тоже в высшей степени — наше тело." ("Федон").
       Обращает на себя внимание выделение Платоном такого качества души как "умопостигаемость". В отличии от тела, для познания которого, по мнению Платона, ума не нужно. На бытовом уровне мышления между душой и умом ставят, обычно, непреодолимый водораздел. Будто есть что-то, чего нельзя понять умом. Если "душа", самая "тонкая", божественная часть мира познается умом, согласно Платону, значит и все остальное в этом Мире можно познать умом. У кого это не получается, начинают грешить не на свой ум, а выдумывают принципиальную непознаваемость чего-то. Даже в мифе о пещере(http://proza.ru/2015/08/21/1147) Платон продемонстрировал возможность того, что кто-то все-таки сумеет освободиться от оков и вылезти из пещеры и познать истинное устройство Мира.
       Правда, когда он возвращается назад и рассказывает "узникам" о том, как устроен в действительности Мир - ему не верят и даже наказывают. Людям очень неприятно и больно расставаться с привычными, удобными иллюзиями.
       Согласно Платону  душа состоит их трёх  частей: разумной,  возжелающей, и пылкой ( страсть, активность достижения, интенсивность...)
       У различных  существ  души бессмертны или смертны. Хотя бессмертие душ сомнительно по многим учениям. Особенно у неразумных. Ну, типа у политиков и юристов...
      Различают "души"  животных, растений, людей (смотри Плотин " О бессмертии души".)   Есть представление и о Мировой душе. Источнике всего бытия... Предтечи Бога.
      Про бессмертие "души" и её независимости  от тела  или системы тел  возникли наибольшие и принципиальные споры.
       "Душа" без своего носителя - тела материального - скорее всего не существует. Тело первично  -  душа вторична!!! Хотя... Чёрт его знает. Может и наоборот. Никто не доказал!!!
       Антропоцентризм, антропоморфизация, анртопность задолбали!!! Что ни понятие - то обязательно связано с человеком.  Сила, энергия, время и др...
       Душа...
       Человек всё познаёт через  самого себя, через свои ощущения и чувства. Я как-то попытался объяснить в чём разница между ощущениями и чувствами ( http://proza.ru/2015/06/20/804). Человек всё стремитя объяснить и понять  через и посредством  аналогии  со своими  чувствованиями, переживаниями,  восприятиями, оценками, рефлексиями, инстинктами, качествами...
       С одной стороны, такой подход естественен и облегчает  понимание, но, с другой стороны, препятствует, затрудняет, искажает, запутывает  понимание и объяснение всего, что человек воспринимает, видит, слышит...
      Вот такой парадокс.
      Пролегомены. Схоластические и спекулятивные.
      Душа - это как дырка от бублика.
      Без бублика нет дырки.
      Без дырки нет бублика. Так?
      Дырка от бублика  не представима  как независимый объект познания сознанием.
      Душа  обретает свои качества только благодаря наличию бездушного носителя ума, тела, как пустота  обретает свои свойства  только благодаря наличию безпустотного  вещества или  как тень, обретает наличность,  только за счёт  вещественного тела при воздействии на него внешнего источника света...
       Без пустоты невозможно построить дом. Это факт! И любою форму невозможно  создать без пустоты.  Так и без "души" невозможно образовать ни одно функционируещее целостное тело!
       Душа - это аналогия пустоты?

       О душе. Часть 1  http://proza.ru/2015/01/26/2385
       Мысли об идеальном. http://proza.ru/2021/09/08/1628
       Хаос, тишина, пустота...  http://proza.ru/2014/02/02/206
       Бублик и пустота   http://proza.ru/2015/03/28/1895
       Движение. Пустота, бесконечность  http://proza.ru/2019/06/12/697
       Чапаев и пустота. Литератутро-медицинский анализ. http://proza.ru/2017/07/13/1131