Дачка

Вера Сайгафарова
      Наконец то у меня появилось желание быть поближе к земле. Задумалась о покупке небольшой дачки. Пусть она будет  без наворотов,  но что бы баня была обязательно. Как кот Матроскин мечтал о своей корове,   так я грезила о бане.  Я   не фанат посадок, ковыряния в земле, хотя понимаю, что физический труд и свежий воздух –это полезно для здоровья. Три года я протирала пятую точку- рисовала картины, пописывала рассказы, а когда решила вдруг пойти на лыжах с семьей, то тут же потянула мышцу.  Я   то помнила   себя такой гибкой, подвижной особой, которая раньше много времени ходила пешком на дальние расстояния. А тут какие-то суставы появились и сухожилия. Конечно   мы ездили все лето на дачу к родственникам –помогали им чем могли,   а потом там была баня). Но у меня появилась еще одно увлечение - отливка воском и поэтому   захотелось свое помещение. Чтобы мог приехать в любой момент, когда захочется.

      С энтузиазмом я просматривала предложения о продажах, ничего в них не понимая, но ориентиром служила дача у родственников. Они купили ее недалеко от города, там был крепкий домик и такая же   банька. Просмотрела пока не надоело, кучу вариантов, но как оказалось, цены после пандемии повысились. Те, которые являлись просто заросшими участками с развалившимися домиками и отсутствием забора, стали дороже тысяч на сто. А те, у которых что-то было, стали почти золотыми. Многие владельцы не заморачивались с фотографиями. Видимо все было настолько неустроенное, что и показывать   стыдно. В таких случаях фотографировали   дороги, расхваливали пение птиц, хороший воздух и лес. Как будто они сами все это сделали. Еще и стояло все это посреди поля у черта на куличках. Хотя иногда указывалось, что соседи рядом активно строятся. Где они были эти соседи, не понятно. Как я не смотрела на фото, найти их не смогла. Влазить в кредит из-за заросшего поля что-то желания не появлялось.         Настроение у меня чуток упало, энтузиазм начал таять.

    Вдруг я увидела вполне такие нормальные фотографии.  Крепкий домик, пусть и старый конечно, но с виду –простоит еще. Даже банька была, забор и скважина. Грядки были ухоженные с посадками, что тоже было не маловажно. Все-таки разрабатывать землю, убирать сухостой –это тоже нужно время. Я тут же позвонила агенту   и мы договорились о встрече. Ехать было километров семнадцать от города.  Дождались его машину и поехали  следом. От главной дороги завернули направо и еще долго ехали. Когда наконец добрались до места, то еще дальше виднелось дачное общество и кажется конца и края ему не было. Посмотрев на участок мне почему-то   вспомнились слова Пушкина   -унылая пора, очей очарование. Все здесь было унылое. Дача,   наверное, была выстроена, когда только раздавали участки. И еще участок был длинный, как штаны, а дом стоял в конце участка. Его было совсем не видно из-за заросшего бурьяна. Куда делись красивые ровные грядки, как на фотографии? Все было ужасно старое и запущенное и мне сразу   захотелось уехать.  Но раз  так долго добирались, то я решила найти здесь хоть какой-то плюс. Ради чего мы вообще сюда приехали.

     Все пошли по деревянным дорожкам, которые тоже строились   видимо на заре зарождения дачного сообщества. Когда подошли к домику –отуда бодро выбежал здоровенный, крепкий мужчина. На его фоне дачка сразу помельчала.  Как нам сказали –это брат хозяина дачи. Те вроде как хотели работать на  даче, но потом поняли, что это не их. Такой истории верилось с трудом.  Как потом выяснилось –бабушка умерла год назад и все пришло в запустение. Мне кажется бабушка почила уже давно и, наверное, материлась с небес видя, что ее дачу так запустили внуки. Дом оказался тоже не таким, как на фотографии. Скорее напоминал лавку старьевщика. Столько старого хлама я еще не видела. Из хорошего там был только камин.  Задерживаться здесь не хотелось, но причину сразу уйти я пока не нашла. Хозяин   между тем жизнерадостно так все преподносил - что все еще крепкое и можно  жить, но мне казалось, как только  мы уедем –все это сразу и развалится. Мне еще хотелось посмотреть на баню. Почему-то я ее еще не заметила. А ведь выглядела изнутри на фотографии она не плохо. Хоть что-то должно же совпасть!  Только    мы вышли из дома, хозяин рукой показал на крохотный сарай с плоской крышей, который находился прямо здесь). То есть от него его отдаляла небольшая дорожка.

      –Как удобно - помылся и дома) -выдавила я  как-то не совсем уверенно. -Точно- обрадовался поддержке хозяин, открывая нам крохотную дверь, но заходить туда не стал.  Навряд ли бы он там и поместился. Я поняла, что смотреть баню в которой моя голова пригнется к шее, мне совсем не хочется. Все стали около входа и каждый думал о своем, но никто не осмелился зайти.   Наконец хозяин вымолвил-  так сюда же мыться приходят, а не стоять). –Логично –подумала я, но как бы на карачках  я еще никогда не мылась.  Муж наконец решился зайти внутрь, так как его природное любопытство не давало ему покоя. Из всей нашей братии он был ниже всех ростом.  Он занял там все свободное место, а голова почти уперлась в потолок.
    Интересно, если внук такой высоченный, а бабушка с дедом были   гномы?  Баня добила мое настроение, но я еще решила посмотреть   огород, где он   не успел зарасти травой. Это был участок на границе с соседом. Забора там почему-то не было. Росла огромная береза и к ней была привязана проволока, которая видимо и разделяла границы участков. Я чуть не поскользнулась на старых досках, поэтому старалась ходить осторожно. Внук радостный порхал за нами по даче,    видимо уже подсчитывая, куда он потратит эти деньги. Когда вдоволь на все насмотревшись, пошли к выходу, то увидели высокий  бак под   воду и внук поделился с нами  воспоминаниями – приезжая к бабушке, часто плавал в нем. Как-то не получилось представить его маленьким пацаном.

     Тут я подумала –сколько бабушка вложила сил в эту дачу, нянькалась с внуками, выращивала для них овощи, фрукты. Чтобы у них был глоток чистого воздуха и вкусная клубника на завтрак. Она скорее   жила все лето на дачке  и ждала всех в гости. Иногда бабушка с грустью    смотрела на этот обветшалый домик, старую баньку и переживала, что не может ее отремонтировать, а просить  не умела. И забор разваливаться начал. Был бы дедушка ее жив, тот конечно все бы сделал, но видимо он ушел раньше.   А ведь старики тоже хотят ощутить заботу тех, ради кого они все делали. Хотя бы не много и не на словах. Увидела, как   из последних сил она   ездила на дачу с тележкой и возилась там, чтобы чувствовать себя нужной, полезной, не быть обузой. Тащила на себе до последнего детям  овощи, баночки с соленьями. Все выросли и стали забывать о ней, а развалюшная дачка вызывала у них только скуку.   Не хочется   думать, что бабушка умерла там в   одиночестве. А    внуки побежали продавать дачу, запостили старые фотографии с ее ровными ухоженными грядками. Не удосужились даже вырвать траву, хоть как- то облагородить,   прибрать   в домике. Но бабушка думаю не даст быстро продать ее   за такое  отношения к ее памяти и безразличию. И будет права.