Старый фотоальбом

Владимир Токунов
                Я достану альбом, что на полке заброшен пылится,
                И стряхну с него пыль и открою его не спеша,
                И увижу друзей мне до боли знакомые лица,
                И заноет сердечко и тихо застонет душа.

                (Алешина Людмила)

       На какие источники опирается  изучение истории человечества? Конечно, это все, что написано пером или вырублено иероглифами на камне, рисунки первобытных художников  на стенах пещер, результаты археологических раскопок, скульптуры и картины и в немалой степени  фотографии.      
       Сейчас трудно найти человека, у которого в руках не находился бы постоянно смартфон. Хорошая штука, отображающая достижения 21 века. Вдруг появилось выражение «Селфи» и многие пытаются запечатлеть себя. Наверняка сейчас фотографируются чаще в десятки, а то и сотни раз больше, чем в 19-20 веках, когда фотографии выполнялись на плотной фотобумаге и помещались в альбомах. В те времена так отражалась  история рода, семьи, событий. А в настоящее время складывается  впечатление, что полученные фотографии хранятся в основном в смартфоне и редко кто переводит их на фотобумагу и складывает в  фотоальбом на память. А если, что случится с мобильником? И прощай твоя галерея фотографий. И исчез кусочек запечатленной истории твоих близких, твоей семьи и это уже не вернешь. То есть в настоящее время (на мой взгляд, может я сильно ошибаюсь?) наше поколение «не пишет» свою историю в фотографиях!
     В старые добрые времена часто разговор двух человек начинался с показов семейных альбомов и разъяснений, кто изображен на пожелтевших фото. При этом беседа сопровождалась комментариями, как жил этот человек, на ком женился, сколько детей и т.д.  Много висело фотографий и на стенах квартир. В современных квартирах все реже и реже можно встретить старые фамильные фото, стоящие на комодах или висящие на стенах. А ведь есть такая штука, как память о близких, сила рода, какая- то энергетика, которая может питать нас через изображения на фото. Старые фото не только память, в них живёт счастье приобщения тебя к своему роду. Это как взгляд из прошлого в настоящее.

                Альбом возьму, перелистаю,
                В нём фотографий череда.
                О днях ушедших вспоминаю,
                Что не вернутся никогда.
                Иные снимки пожелтели,
                Тех, кто на них, давно уж нет.
                Но эти фото уцелели,
                И берегутся столько лет.
                Вот лиц знакомых вереница
                И тех, с кем мало был знаком.
                В альбоме каждая страница
                Святая память о былом…
                (А.Игнатов)

      Вот и я решил начать свое путешествие по страницам прошлых лет, используя во многом фотографии, которые располагались в нескольких альбомах. Много было и старинных фотографий начала 19-го века моих пра…пра…, были фотографии и более позднего периода моей юности.
      Итак, приступаю к увлекательному путешествию по фотографиям старых фотоальбомов и частично вспомню историю моей семьи, моих близких и далеких предков.  Здесь очень кстати стихи Андрея Торопова:

                Когда грусть находит тучей мрачной,
                И скулит душа от одиночества,
                Я достану весь в пыли, невзрачный
                Свой фотоальбом - судьбы пророчество.

                Старые, все выцвели, помятые…
                Но у каждой есть своя история.
                Это души на бумаге матовой.
                Близкие, без всякой аллегории.
                ………………………………..
                Молодые есть и постарелые.
                Все живые ныне небожители.

       Прежде всего, начнем со старинных фотографий, относящихся к началу 19-го века. Фотографии, как правило, в те времена  располагались на картоне, где указывалась фамилия хозяина фотографии. Так, мы видим фамилию хозяина фотографии Волкова (г.Уфа), фотография Добринского (г.Бирск), фотография «Фельзер» (г. Казань), фотография Дмитриева (г. Новгород), фотография Лежнева (г.Рыбинск). Все фотографии добротно и качественно сделаны и несмотря на возраст более 100 лет  хорошо сохранились. На этих старинных фотографиях в основном изображены мои пра… пра… со стороны отца и мамы. Все они нарядно одеты, молоды и красивы. Мужчины с бородами все в возрасте, а более молодые с усами. Особенно меня поразили лица мужчин, чистые какие-то, ясные и, главное, почти у всех высокие лбы. То есть наблюдалась какая-то черточка российской породы  того времени. Последующие годы большевистского периода России благодаря гражданской войне,  сталинским репрессиям большая часть генофонда России  была уничтожена!
Мужчины все широкоплечи.

                В окладах русой бороды,
                …………………………..
                Не сыщешь рамок для портретов
                А те, что есть - они малы
                Для лба высокого, для этой
                Широкой выпертой скулы.

                Свой род вычерчиваю древний,
                Как огороды горожу.
                Рисую стрелочками древо
                И каждой веткой дорожу!

                (Байкина Нина)

      Смотрим дальше. На фото изображена очень красивая церковь, которую построили мои предки в селе Дюртили в Башкирии. Богатые были, вроде бы купцы первой гильдии. А главное, были старообрядцы – хранили старую веру, не курили табак и не пьянствовали, бороды носили. Мои предки следовали примеру меценатства богатых людей 19-го века,  которые   свои нажитые капиталы отдавали и на пользу  народу.
      Вот фотография моих прадеда и прабабушки со своим семейством. Судя по фотографии, семейство было большое, детей было много, часто более десяти,  и, как правило, в те времена старались жить вместе, не разбегаясь. Об этом говорит  фотография двухэтажного дома, в котором со своими семействами и жили все родные со своими семьями.
       Перевернем еще страницу альбома. Пошли фото уже не на картоне, но все-таки еще довольно сохранившиеся. Стоят отец с мамой, в скорости после женитьбы. Молодые, отец стоит в костюме, мама в платье с открытыми рукавами, в высоких ботинках, наверное, тогда модных, склонив голову на плечо отца. Поженились они по любви и прожили вместе долгих 59 лет, деля заботы и помогая друг другу. А жизнь им досталась трудная- коллективизация, сталинские репрессии, Отечественная война, «строительство» коммунизма.
       Вот впервые появляюсь и я на фото вместе с родителями. Фото, наверное, можно отнести где-то к 1938-39 гг. и на вид мне 5-6 лет. Родители худощавые, особенно мама. Жили мы тогда бедно, отец перебивался случайными заработками, да и в целом  времена в России были голодные.
    Наконец, мы «разбогатели» и родители купили старенький деревянный домик на два окна на улицу. Домик на фото где-то 1947 года, сделанное мною фотоаппаратом «Комсомолец». В те времена это был самый дешевый аппарат.

                Вот он, милый дом моей души.
                Здесь живут мои воспоминания.
                Годы оглянулись и ушли.
                Даже не сказали «До свиданья».
                               
                (А.Дементьев)
   
      А на этом  фото мама, я и отец. Мне уже почти 8 лет. Фото сделано перед уходом отца на фронт. Лица у родителей довольно напряженные – что ждет нас впереди? Эту фотографию отец пронес с собой во время войны. А перенести моему отцу во время войны пришлось, врагу не пожалеешь – немецкий плен, голод, расстрелы. А после возвращения домой Сталин, таких,  как он, отправил на фильтрацию. Это проверка на лояльность к советской власти, но с использованием его как рабочей бесплатной силы. И по результатам проверки ему была выдана Справка  о том, что он прошел фильтрацию. Но этого для коммунистов  оказалось мало, и он долгое время не мог устроиться на работу, так как был в плену! Все эти удары  судьбы его не сломили, и он прожил 96 лет. Смотрю на его фото перед смертью. Настоящий русский характер!
       И вот мы с мамой остались одни. У мамы образование было начальное, т.е. она окончила ли 2 класса, я не уверен. Писала очень плохо, специальности никакой не было. Пришлось трудоустраиваться, где придется. Фото мамы того времени в должности официантки. А потом она устроилась вязать женские кофты – надо было на что-то жить, да и хлебные карточки не давали, кто не работает. Но нужно было выполнить установленную норму,  а зимой быстро наступало темное время, и она испортила себе зрение.  А тут еще я часто болел легкими, и она как-то меня вытащила из туберкулезной ямы в те голодные годы, когда хлеба до сыта не ели. Если бы не мама, то я бы не выжил.
     Вот отдельные штрихи моих школьных лет. Я уже юноша.  Стою с девушками из соседней «подшефной» школы – устраивали поочередно вечера и танцы, дружили, но потом следы потерялись. Ну, вот я и выпускник 10-го класса! На фото весь наш дружный класс. Судьба потом разбросала кого-куда.

                Старый альбом...
                Фотографии милые,
                Вспомним...
                Какие мы были красивые...
                Юность ушедшая
                Здесь задержалась...
               
                (Галина Воленберг)

          Смотрю альбом дальше, появляется молодой человек  в форме, на плечах погоны, на петлицах молоточки. Неужели это я? Молодой и красивый студент Уфимского нефтяного института. А вот другая не парадная фотография студентов нашей группы. Бросается в глаза темный цвет одежды у всех без исключения, никаких веселых красок. Главное, чтобы одежда была крепкая и немаркая. Помню, мама по большим родственным связям достала кусок вельвета и сшила мне вельветовую куртку на замке. И это уже был почти шик. В этой курточке я и проходил все пять лет учебы и даже на  выпускной фотографии  эта курточка на мне.
         А вот еще характерная фотография того времени.  Я запечатлен  на работе в колхозе. В те времена студентов, рабочих с предприятий, да и школьников старших классов в осеннее время на месяц-два посылали помогать убирать  урожай. Сами колхозники любыми средствами старались избежать работы в колхозе, так как за  работу, практически, ничего не платили, а бригадир ставил только палочки в учетную тетрадь. Молодежь, особенно ребята, после армии в село уже не возвращались, так как им по закону выдавались паспорта на руки, а у остальных колхозников паспортов на руках не было. То есть это были как крепостные работники эпохи царизма.
      Институт позади и я помбур стою на разведочной буровой среди членов бригады. Буровая стояла в деревне Вишневка о 18 домов. Жил на квартире. Работа физически была трудная и опасная. В это время я познал не только технологию проводки глубокой скважины, но вкусил в полной мере жизнь  среди колхозников. В деревне электричества не было, радио  тоже, ну а телевизоров тогда и в городах не было. Колхозники работали в летнее время, и пили самогон зимой, отмечая все праздники, как церковные, так и советские.
       После трудовой закалки повлекло меня в науку. Вот фото, отображающее тот  период жизни, на которой видно меня за работой в научно-исследовательском институте, а потом и учеба в аспирантуре. А вот фото моего научного руководителя  Мухина Леонида Кузьмича, который  мне дал направление работ над диссертацией, да и в дальнейшей работе много помогал.
        Вот несколько фотографий, отображающих очень важный этап моей жизни – бракосочетание на аспирантке нашей же кафедры. Женился я поздно, в возрасте Иисуса Христа. Все времени не было – учеба, учеба. С женой повезло – умница, прошла большую и трудную школу жизни, так что разговаривали мы с ней на одном языке и трудностей в совместной жизни, кроме бытовых, никаких не было.
        А потом судьба закинула работать на Украину, где пришлось прожить долгих, но счастливых девятнадцать лет жизни. Здесь я прошел большую школу, как руководитель научного коллектива, много было творческих задумок и их реализация в промышленности. Большие перемены произошли и на бытовом уровне – была получена квартира, приобретена дача, машина, а, самое главное, рождение сына. Кстати, жизненный путь сына, начиная с пеленок, отображен в специальном фотоальбоме, посвященном целиком ему. В этот же период была получена очень престижная премия академика Ивана Михайловича Губкина и написана первая научная книга, которая с успехом разошлась по всему Советскому Союзу. Все это тоже отображено на фотографиях.        На Украине появились друзья, с которыми мы избороздили много водоемов и акваторию Киевского моря. Смотрю на фотографии друзей – Борю Васильева, Валентина Трачука, Сергея Моисейкова. 
       А потом грохнул Чернобыль и пришлось уехать на работу в Астрахань. Это уже отдельный большой период жизни. Вновь формирование  и становление нового коллектива, который оказался очень работоспособным и слаженным. Вот все мы, дружная семья,  на фото на встрече Нового Года.  За успешную работу в Астрахани мне было присвоено звание «Почетного работника газовой промышленности».
        Астрахань одарила нас  жарой до 40 град., арбузами и неповторимыми рыбалками с яркими, как на картинах Рериха, закатами. Впервые увидели необыкновенные цветы лотоса, водяной орех  чилим и весеннюю пустыню, усыпанную ярким цветами.
         В Астраханский же период произошли важные события – женился  сын Сергей и  родился мой внук Иван.       Вроде бы недавно было, когда мы всей семьей встречаем маму Юлю  из роддома, а прошло уже 22 года. Боже, как летит время! Сыну и его семье посвящен отдельный альбом.  А в отдельном альбоме также сгруппированы фото внука с младых ногтей и до поступления в институт. На будущий год он уже получит диплом бакалавра.
        Наверное, на этом закончу обзор своих фотографий из нескольких альбомов. Фотографий еще осталось море! О всем не расскажешь. Да, дальше фотографии, как то, все о печальном – случился инсульт у жены и после 13 лет я ее похоронил. Потом умер родной брат Валера. Жизнь продолжается, но наполнение альбомов почти прекратилось. Меньше впечатлений, которые требуют  исторической фиксации, да и перемен или радостных моментов в жизни, как то стало значительно меньше. Это возраст!
        Но, тем не менее, я думаю, показал Вам, что на основе фотографий старого альбома можно коротко рассказать историю жизни отдельного человека. Поэтому не копите фото в смартфонах, а переносите их в альбомы. В этом случае есть надежда сохранить историю семьи.

                Альбом закрыт. Спокойно засыпая,
                Я снова вижу нежный мамин взгляд.
                Как хорошо, что есть такая память -
                Могу слетать на много лет назад!..

                (Валентина Калёва)